СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по истории "Освоение космоса"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории "Освоение космоса"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Чеботарская специальная школа-интернат»

Урок истории в 9 классе

ОСВОЕНИЕ КОСМОСА.



Учитель истории

Тренина Г.А.





2020- 2021 уч.год

10.04.2021 г.

Тема. Освоение космоса.
Цели:
Образовательные:
- проследить путь советских ученых в освоении космоса;
- дать знания, что в результате большой научной и исследовательской работы советских ученых впервые в мире в космос полетел человек.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция мышления через установление причинно-следственных связей;
- развивать познавательные способности через самостоятельную работу с историческими источниками;
- развивать умение слушать рассказ, объяснение учителя и использовать изученный материал в работе.
Воспитательные:
- вызвать у учащихся чувство гордости мужеством и смелостью первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина.
Оборудование
: ноутбук; проектор; презентация «Освоение космоса»;
видеоролик «Первый полет в космос»; карточки с заданиями.

Ход урока.
1. Оргмомент:
В начале урока, я предлагаю вам посмотреть видеоролик, после просмотра которого, вы поймете, о чем пойдет разговор на уроке.
Просмотр видеоролика «Первый полет в космос». (слайд 1)
- О чем этот видеоролик? (ответы детей)
2. Актуализация новых знаний.
Учитель:
С древних времён люди стремились узнать то, что лежит за пределами нашей планеты. Открывались новые планеты, звезды и другие тайны космоса. Сегодня стали возможны полеты людей в космос.
Я предлагаю нам отправиться вместе в путешествие во времени. Согласны? Тогда «Поехали!» (слайд 2)
Задание «Кластер» (групповое – 2 человека). Сейчас мы с вами находимся в космосе. А что такое космос? Что вам о нем известно? Для того, чтобы вам легче было вспомнить, давайте выполним задание. У вас на партах лежат
карточки, в центре находится слово «Космос», я предлагаю вам по стрелочкам записать все, что вы знаете о космосе. (выполняют) (слайд 3)
Проверка выполненного задания:
- Давайте проверим, какие знания о космосе у вас есть? (ответы детей)
Учитель:
Молодцы! Я вижу, что у вас есть знания. Но прежде чем отправиться дальше, мы должны узнать тему урока, все буквы разлетелись в космическом пространстве, наша задача собрать их. (слайд 4)
е   Ос    кос   са    во    е    мо  ни
Правильно «Освоение космоса».
- Какой праздник отмечается в нашей стране 12 апреля?
- Как называется этот день?
- Почему День космонавтики отмечают именно 12 апреля?

Тема урока «Освоение космоса».
Сообщение целей и задач урока
Цель нашего урока – получить знания об освоении космоса советскими учеными.
Задача – для достижения цели, нам необходимо проследить путь советских ученых в освоении космоса.
Физкультминутка: гимнастика для глаз (слайд 5)
3. Изучение нового материала.
Продолжаем наше путешествие в космос. Чтобы путешествие прошло успешно, и мы не сбились с пути, у нас должен быть маршрут (вывешивается на доску)
План-маршрут:
1. Основоположники космонавтики;
2. Первые полеты в космос;
3. Космос сегодня.
В конце нашего путешествия во времени мы сможем узнать, «Как человеку удалось осуществить полет в космос?»
- Как вы понимаете слово «освоение»? (ответы детей)
Словарная работа: Освоение - полностью овладеть чем-нибудь, научившись пользоваться, распоряжаться, обрабатывать. (слайд 6)
- Исходя из расшифровки слова «освоение», как можно объяснить тему урока? (ответы детей)
Первая остановка в нашем маршруте: Основоположники космонавтики.
Сообщение ученика
(слайд 7, портрет К.Э Циолковского):
Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935), российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики. В детстве почти полностью потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно; в 1879 самостоятельно сдал экзамен на звание учителя, всю жизнь преподавал физику и математику. Он разработал теорию ракетостроения.
В 1903 году К. Э. Циолковский опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где впервые доказал, что аппаратом, способным совершить космический полёт, является ракета. В статье был предложен и первый проект ракеты дальнего действия. 
Слово учителя:
- Исследованием космоса велись давно многими учеными мира. Ракетостроением также занимались немецкие и американские ученые. Однако и здесь советские ученные оказались первыми.
- Группу ученных, которые стали заниматься ракетостроением возглавил Сергей Павлович Королев.
Сообщение ученика: (Слайд 8: портрет С.П. Королева).
Королев Сергей Павлович (1906/07-1966), российский ученый и конструктор. Под руководством Королева созданы ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли «Восток», «Восход », на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.
Работа с учебником:
Учащийся читает описание первого спутника земли на стр. 241, остальные слушают. (Слайд 9: фото первого спутника Земли).
Октябрь 1957 г. - впервые в мире был отправлен в космос искусственный спутник Земли.
Рассказ учителя
- Королев вместе с другими учеными начал создавать ракеты, в которых могли бы летать в космос люди. Но ученые не знали, выдержит ли живой организм космический полет.
? – Как вы думаете, как ученые решили узнать выдержит живой организм или нет? (ответы детей)
Правильно, было решено сначала отправить собак.
Сообщение ученика (Слайд 10)
Лайка (1954 — 3 ноября 1957) - собака-космонавт, первое животное, выведенное на орбиту Земли.
Была запущена в космос 3 ноября 1957 года в половине шестого утра по московскому времени на советском корабле «Спутник-2». На тот момент Лайке было около двух лет.
Возвращение Лайки на Землю конструкцией космического аппарата не предусматривалось. Собака погибла во время полёта - через 5-7 часов после старта, от стресса и перегрева, хотя предполагалось, что она проживёт около недели.
Сообщение ученика: (слайд 11)
Белка и Стрелка - советские собаки-космонавты, первые животные, совершившие орбитальный космический полёт и вернувшиеся на Землю невредимыми.
Полёт проходил на корабле «Спутник-5».
Старт состоялся 19 августа 1960 года, полёт продолжался более 25 часов, за это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли.
Основной цель запуска второго космического корабля-спутника, было исследование влияния космического полёта на организм животных (перегрузка, длительная невесомость, переход от перегрузок к невесомости и обратно).
Белка и Стрелка являлись дублёрами собак Чайки и Лисички, которые погибли в катастрофе такого же корабля при неудачном старте 28 июля 1960 года. На 19-й секунде полёта у ракеты-носителя разрушился боковой блок первой ступени, в результате чего она упала и взорвалась.
Рассказ учителя.
- После удачного испытания с Белкой и Стрелкой началась подготовка космонавтов. В небольшом городе Чкаловске, недалеко от Москвы был создан Центр подготовки космонавтов. Был построен космодром.
Словарная работа: Космодром – специальное место для запуска космических кораблей (слайд 12)
Рассказ учителя.
- Несколько самых лучших военных летчиков были отобраны в первый отряд космонавтов. С утра до позднего вечера будущие космонавты тренировались и учились управлять космическим кораблем. Только один – самый лучший должен был стать первым космонавтом. Это был…
- Через 2 года в космос была отправлена первая женщина – космонавт В.В. Терешкова (Слайд 14: портрет В.В. Терешковой).
Первая женщина – космонавт В.В. Терешкова
Рассказ учителя.
- На космические исследования тратятся огромные средства. Это связано с огромными трудностями и опасностями.
- Для чего необходимо осваивать космос?
- Космонавты изучают из космоса звезды, планеты, следят за состоянием Солнца, проводят опыты с растениями. Есть спутники – разведчики. Они фотографируют Землю, а геологи по фотографиям определяют, в каком месте нашей планеты находятся богатые залежи нефти, газа, др. полезных ископаемых. Спутники также следят за погодой. Благодаря спутникам мы с вами имеем сотовую связь, спутниковое телевидение.(Слайды 15-17: Изображение различных современных спутников).

4. Закрепление изученных знаний.
Пришло время нам вернуться на Землю из нашего космического полета, и ответить на вопрос: «Как человеку удалось осуществить полет в космос?»
Карточка с заданием:
Установите последовательность событий, объясните:
Полет Ю.А. Гагарина в космос
Запуск искусственного спутника Земли
Полет первой женщины – космонавта В.В. Терешковой
Полет Белки и Стрелки
Полет Лайки
5. Подведение итогов.
Комментарии учителя о работе учащихся на уроке.
Объявление оценок за урок.
Домашнее задание:
Читать стр. 241- 244, читать, отвечать на вопросы.
Подготовить сообщение об одном из российских космонавтов:
- Алексей Леонов
- Светлана Савицкая


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!