МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГЕОРГИЕВСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «ИНТЕГРАЛ»
Методическая разработка учебного занятия по истории
по теме:
«Революция 1917года – великое событие или катастрофа?»
Коротина Сюзанна Александровна
преподаватель истории
г. Георгиевск 2017г.
Пояснительная записка
представлен урок по истории на тему «Революция 1917года – великое событие или катастрофа?», проведенный в ноябре 2017 г. Согласно программе, на данную тему отводится два занятия, на первом рассматривается общие понятия, связанные с революционными событиями, на втором – итоги и значение революции. Учебное занятие проводится двойное (пара).
Данная тема изучается в соответствии с программой 10-11 класса. На уроках используется учебник по Истории под ред. Артемов В.В., Лученков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2017
Группа, в которой проводилось занятие, имеет средний уровень успеваемости, обучающиеся могут работать как в группах, так и индивидуально.
Технологическая карта занятия
Преподаватель: Коротина С.А.
Предмет: История
Курс: 2
Группа: ПК-61
Раздел: Становление Советской власти
Тема: «Революция 1917года – великое событие или катастрофа?»,
Тип урока: изучение и закрепление пройденного материала.
Цели занятия:
Образовательные: Познакомить студентов с историческими закономерностями Октябрьской революции 1917 года, выяснить её объективные и субъективные предпосылки и характер.
Развивающие: Способствовать развитию речи, мышления, позитивного отношения к любой проблеме, толерантности и бесконфликтного общения.
Формирование умения ответственно относиться к принятию решений.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в группе;
Воспитывать активность в решении познавательно - поисковых задач;
Способствовать воспитанию у обучающихся чувства неприятия
насилия как средство решения межнациональных конфликтов.
Метод обучения: репродуктивный, частично-поисковый. ФОПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Сценарий занятия:
Этап занятия | Деятельность Преподавателя | Результат решения задач. Деятельность обучающихся. |
Организация начала занятий | Подготовка обучающихся к работе | Готовность группы, постановка темы занятия под руководством преподавателя |
Проверка выполнения домашнего задания | Установление правильности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция | Отвечают на вопросы преподавателя |
Подготовка к основному этапу занятий. Постановка целей. | Обеспечение мотивации, принятия Обучающимися цели учебно-познавательной деятельности | Определяют цели и задачи учебного занятия |
Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятие и первичного усвоения знаний, установление и анализ причинно-следственных связей | Делают записи в тетради |
Первичная проверка понимания | Определение осознанности усвоения нового материала, организация работы с учебным текстом и презентацией | Отвечают на вопросы, работают с видеофильмом |
Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостной системы знаний по теме | Работают в группах, систематизируют полученную информацию |
Контроль и самопроверка | Выявление уровня освоения знаниями, коррекция пробелов | Заполняют хронологическую таблицу |
Подведение итогов занятия | Обеспечение анализа работы, успешности достижения цели, планирования перспективы последующей работы | Дают оценку проделанной работе, подводят результаты |
Информация о домашнем задание | Обеспечение понимания цели домашнего задания, сообщение информации | Записывают в тетрадь |
Этап занятия | Дидактические задачи. Деятельность преподавателя | Результат решения задач. Деятельность учащихся. |
Организация начала занятия 2 мин. | Подготовка обучающихся к работе. Мы изучили раздел «Становление Советской власти», В чем заключается его особенность? Наше занятие посвящено 100-летию Октябрьской революции | Готовность группы, постановка темы занятия под руководством преподавателя. Тема – Революция 1917года – великое событие или катастрофа?», |
Проверка выполнения домашнего задания 12 мин. | Дифференцированно: Опрос: 1. Что такое революция?
| Революция — коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности. |
Подготовка к основному этапу занятий. Постановка целей. 2 мин. | Чему будет посвящено занятие? анализ политических событий и явлений 1.Каковы причины события или явления? 2.Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении? 3.Какую цель преследовали участники в ходе данного события или явления? 4.Какими способами участники событий добивались поставленных целей? 5.Каковы положительные и отрицательные последствия данного события (явления)? 6.Как можно в целом оценить данное событие? 7.Какие исторические уроки можно извлечь из данного события (явления)? | Цель: изучение не самих событий, а попытка рассмотреть проблемы связанные с этим событием и последствия вызванные им. |
Усвоение новых знаний и способов действия 15 мин. | Под запись: Революция — коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности. | Записывают в тетрадь. |
Первичная проверка понимания 5 мин. | - можно ли было предотвратить революцию? | Да, если бы правитель нашей страны обратил особое внимание на проблемы внутри гос-ва и смог их решить |
Закрепление знаний и способов действий 7 мин. | | Ответы на вопросы, проверка |
Обобщение и систематизация знаний 25 мин. | | Выполнение задания |
| | |
Подведение итогов занятия 7 мин. | Революция 1917 года - великое событие или катастрофа? Каково ваше мнение на этот счёт? | Обсуждение и подведение итогов |
Рефлексия 3 мин. | -Я узнал…. - Мне интересно было…. - Я затруднялся( лась)… | |
Информация о домашнем задании 1 мин. | Видеофильм «Революция 1917 года» | |
Материал к занятию
Ход урока.
1. преподаватель:
« 2017 год — год столетия Февральской и Октябрьской
революций. Это весомый повод еще раз обратиться к причинам и самой
природе революций в России.
В истории нашей страны, пожалуй, нет страницы более сложной и
противоречивой, чем время революции 1917г. Современная Россия глубоко
не касалась наследия 1917 года.
В стране до сих пор нет единого мнения и оценки событий революции и ее
лидеров. Для многих Октябрьская революция 1917 г. — величайшее событие
в истории человечества, которое позволило России выйти из вековой
отсталости, обеспечить невиданные темпы роста экономики, науки. Ещё
больше тех, кто считает, что большевистский переворот подтолкнул страну к
пропасти.
Споры по этому поводу, вероятно, будут вестись ещё долго.
Случайность или закономерность? Оценка событий и в те дни, и сейчас
неоднозначна. Разные политические лидеры, представители научной и
творческой интеллигенции по-разному оценивали события 1917 года.
2.Решение проблемного задания.
Я предлагаю ознакомиться с теми документами, в которых изложены
различные точки зрения на интересующую нас проблему.
Предлагаю разделиться на 4 группы.
1я группа будет работать с документами, раскрывающими причины
революции.
2я группа должна расположить революционные события в хронологической
последовательности и представить презентацию о событиях 1917 г.
3я группа – будет работать с документами и даст оценку первым декретам
Советской власти.
4я группа рассмотрит мнения политиков и историков относительно событий
революции 1917г
1 группа
1. «…. Не будь войны, писал Ленин в мае 1917 г., Россия могла бы
прожить годы и даже десятилетия без революции против капиталистов.
При войне это объективно невозможно. Так стоит вопрос. Так он
поставлен жизнью….» (Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.32,с.31
1. Из записок В.В.Шульгина о событиях 27 февраля
Может он (царь) царствовать? Может ли? О, как это узнать, как? Нет…. не
может…. У него – никого, никого… Есть скверно подданные и открытые
мятежники…
Чтобы спасти… надо или разогнать всю эту сволочь (и нас вместе с ними)
залпами, или…. Или надо отречься от престола…. Ценою отречения спасти
жизнь государю… и спасти монархию….
1. Философ Ф.Степун писал: «С убийством Столыпина даже и в
консервативных кругах исчезла надежда, что власть как нибудь
справится со своей «исторической задачей». Во всем чувствовался
канунный час. Всем было ясно, что Россия может быть спасена только
радикальными и стремительными мерами».
2. М. Волошин
С Россией кончено... На последях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях.
Распродали на улицах: не надоль
Кому земли, республик да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль
Ричард Пайпс «Агония старого режима. 19051917» (книга «Русская
революция»)
«…Узаконивая профсоюзы, имперское правительство узаконило и стачки,
прежде запрещенные. И в этом свете рост забастовочного движения (более
чем в половине случаев речь шла об остановке работы на два–три дня) было
бы, наверное, правильней расценить как признак зрелости рабочего класса в
России, что, исходя из опыта западных стран, должно было привести к
большей социальной стабильности…».
2 –я группа работает с хронологией событий.
Хронологическая таблица «Приход большевиков к власти »
Дата
Событие
3я группа Дайте оценку первым декретам Советской власти.
Документ 1
Декрет о земле Съезда Советов Рабочих и Солдатских Депутатов. 26 октября
1917 г.
1. Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого
выкупа.
1. Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские,
церковные со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными
постройками и всеми принадлежностями переходят э распоряжение
волостных земельных Комитетов и уездных Советов Крестьянских
Депутатов впредь до Учредительного собрания.
1. Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества, принадлежащего
отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым
революционным судом. Уездные Советы Крестьянских Депутатов
принимают все необходимые меры для соблюдения строжайшего
порядка
при конфискации помещичьих имений, для определения того, до какого
размера |участки и какие именно подлежат конфискации, для
составления
точной описи всего конфискуемого имущества и для строжайшей
революционной охраны всего переходящего к народу хозяйства на земле
со
всеми постройками, орудиями, скотом, запасами продуктов и проч.
2. Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований,
впредь до окончательного их решения Учредительным собранием,
должен
повсюду служить следующий крестьянский наказ, составленный на
основании 242 местных крестьянских наказов...
5. Земля рядовых казаков и крестьян не конфискуется.
Документ 2.
Декрет о мире Съезда Советов Работа и Солдатских Депутатов. 26 октября
1917года.
Рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 2425 октября
и опирающееся на Советы Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов,
предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно
переговоры о справедливом демократическом мире.
Справедливым или демократическом миром, которого жаждет подавляющее
большинство истощённых, измученных и истерзанных войной рабочих и
трудящихся классов всех воюющих стран, миром, которого самым
определённым и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне
после свержения царской монархии, таким миром правительство считает
немедленный мир без аннексий (то есть без захвата чужих земель, без
насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций.
Такой мир предлагает Правительство России заключить всем воюющим
народам немедленно, выражая готовность сделать без малейшей оттяжки
тотчас же все решительные шаги впредь до окончательного утверждений всех
условий такого мира полномочными собраниями народных представителей
всех стран и всех наций.
Под аннексией или захватом чужих земель Правительство понимает сообразно
правовому, сознанию демократии вообще, и трудящихся классов в
особенности, всякое присоединение к большому или сильному государству
малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного
согласия и желания этой народности...
Если какая бы то ни была нация удерживается в границах данного
государства насилием, если ей... не предоставляется права свободным
голосованием, при полном выводе войск присоединяющей или вообще
сильной нации, решить без малейшего принуждения вопрос о формах
государственного существования этой нации, то присоединение её является
аннексией, то есть захватом и насилием.
Продолжать эту войну из-за того, как разделить между сильными и богатыми
нациями захваченные ими слабые народности, Правительство считает
величайшим преступлением против человечества и торжественно заявляет
свою решимость немедленно подписать условия мира, прекращающего эту
войну на указанных равно справедливых для всех без изъятия народностей
условиях.
Вместе с тем Правительство заявляет, что оно отнюдь не считает
вышеуказанных условий мира ультимативными, то есть соглашается
рассмотреть и всякие другие условия мира, настаивая лишь на возможно
более быстром предложении их какой бы то ни было воюющей страной и на
полнейшей ясности, на безусловном исключении всякой тайны при
предложении условий мира.
Тайную дипломатию Правительство отменяет, со своей стороны выражая
твёрдое намерение вести переговоры совершенно открыто перед всем
народом, приступая немедленно к полному опубликованию тайных договоров,
подтверждающих или заключённых правительством помещиков и
капиталистов с февраля 25 октября 1917 года. Всё содержание этих тайных
договоров... Правительство объявляет безусловно и немедленно отмененным...
4я группа
П.Н.Милюков: (27) января 1859, — русский политический деятель, историк и
публицист. Лидер Конституционно - демократической партии (кадеты).
Министр иностранных дел Временного правительства в 1917 году.
«Начало той бесконечной цепи страданий неорганизованных масс от
вооруженного господства организованных шаек, в которой погибла русская
государственность».
В.И. Покровский правовед(1838—1915) — земский статистик, экономист,
редактор и педагог. Член корреспондент Петербургской академии наук
“Возбуждая массы и в свою очередь, возбуждаемая ими часть (социалистов –
большевики) поднялась до истинного пафоса человеконенавистничества, до
истерического исступления. Быть может, в некоторые “светлые промежутки”
у отдельных вожаков большевизма и возникала мысль о необходимости
остановиться и начать делать хоть какую - нибудь положительную работу..., но
на этом пути положительного строительства они роковым образом были
обречены на неудачу.
З.Гиппиус8 (20) ноября 1869, — 9 сентября 1945, — русская поэтесса и
писательница.
Россией сейчас распоряжается ничтожная кучка людей, к которой вся
остальная часть населения, в громадном большинстве, относится
отрицательно и даже враждебно.
И.В.Сталин «Логика вещей»
Что делали тогда большевики?
Большевики готовились к перевороту. Они считали, что взятие власти
пролетариатом единственный выход из тупика войны и хозяйственной
разрухи. Они считали, что без такого переворота немыслимы разрыв с
империализмом и освобождение России от когтей последнего. Они созвали
съезд Советов как единственный преемник власти в стране.
Сначала революция, потом мир!
Искандеров А.А. « Очерки новейшей истории советского общества»
«Это была действительно великая революция. Во - первых, она вызвала
коренные изменения в общественном развитии России, ликвидировав, по
существу, все институты и структуры старых режимов»
Преподаватель: «Послушаем 1 группу. Как вы справились с заданием. Анализируя
цитаты, вы должны были определить причины революции.»
Ответ студентов.
1.Первая мировая война.
2.Кризис власти
Причины революции:
3.Нерешенность аграрного, политического рабочего и национального
вопросов.
Преподаватель: «Весной и летом 1917 года Временное правительство показало свою
неспособность управлять страной. Три кризиса Временного правительства,
рост недовольства народных масс, ухудшение социальноэкономической
ситуации в стране, скатывание к открытой диктатуре –все это привело к
росту авторитета партии большевиков.»
Просмотр видеофильма и работа с хронологической таблицей.
Преподаватель: «Большевики приходят к власти. Выскажите свою точку зрения: Что
это – революция или переворот?
Свой ответ аргументируйте. »
Учащиеся отстаивают свои точки зрения.
Преподаватель: «Предоставим слово 3 группе. Чьи интересы выражали первые
декреты? В чем на ваш взгляд, состояла политическая привлекательность
декретов?»
Ответы студентов.
Преподаватель:« А теперь 4я группа проанализировав высказывания политических
деятелей ответит на вопросы: 1. Однозначна ли была оценка революционных
событий?
2. Какие точки зрения присутствовали?
Ответы студентов.
Точки зрения на революционные события:
1.Венец развития человечества.
2.Великая ошибка истории.
3.Высший итог и смысл жизни.
Преподаватель: «Познакомившись с мнениями современников революционных
событий и оценкой с позиций сегодняшнего дня, вы заметили неоднозначность
оценок.
Сегодня мы с вами на уроке рассмотрели события осени 1917 года,
познакомились с первыми декретами Советов, рассмотрели характеристику
нового политического режима. Сегодня существуют различные точки зрения
на революционные события 1917 года:
Сторонники монархических взглядов считали, что Февраль положил начало
катастрофе, а в Октябре страна рухнула в пропасть. Власть большевиков
ввергла Россию в анархию, а в дальнейшем привела к миллионам смертей,
духовному распаду
. Либералы, эсеры и меньшевики полагали, что Советская власть установила
не диктатуру пролетариата, а “диктатуру над пролетариатом”.
Сами большевики считали, что только советская власть отвечает коренным
интересам народа, только она обеспечила спасение от экономической
катастрофы, ликвидировала эксплуатацию, открыла путь к демократии и
социальной справедливости.
Многие историки склоняются к тому, чтобы не разделять “Февральскую” и
“Октябрьскую” революции. Целесообразнее говорить о Российской
революции 1917 года. Наша Родина стала полем для невиданного
эксперимента. Было положено начало новому государству – советскому.
А каково ваше мнение? Выскажите свою точку зрения: Что это – революция
или переворот.»
А теперь мы вернемся к главному вопросу нашего урока: «Октябрьская
революция 1917 года – великое событие или катастрофа?»
Ответы студентов.
4.Домашнее задание:
подберите дома высказывания современников об
Октябрьских событиях, параграф 12; вопросы 16, стр. 90 учебник История
Отечества20начало 21 века, авторы А.А. Данилов, Л.Г.Косулина, изд.
«Просвещение».
Приложение 1
Работа в группах
Формы взаимодействия этносов
Студенты читают и комментируют написанное.
Мирные.
А) этническое смешение – разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений, в результате чего, образуют одну нацию.
Приведите примеры. (латиноамериканские и североамериканские народы).
Б) Формирование многонационального государства, в котором бы соблюдались права и свободы всех народов.
Чем отличаются две эти мирные формы? Какая из них характеризует более высокий уровень развития государства и почему?
Приведите примеры: РФ, Бельгия (нац. языки – фр., дат., нем), Швейцария(нем., фр., итал.)
Военные.
Этническое поглощение – почти полное растворение народа, иногда и нескольких в другом, она может быть мирная и военная. Крупная нация подавляет более мелкую, запреты, национальные ограничения.
Таким образом, мы узнали что существует две основных формы взаимодействия этносов, это -…………
Но, даже в самых благополучных государствах, бытовые конфликты между этносами неизбежны… Не замечали ли вы как некоторые люди с пренебрежением относятся к другим народам?
Каковы причины такого поведения?
Главная причина этого т.н. ЭТНОЦЕНТРИЗМ, познакомимся с этим понятием с.147
Как вы поняли это определение? За что каждая нация достойна уважения?
На почве этноцентризма возникает расовая и национальная нетерпимость, она проявляется стихийно, в массовом сознании и поведении людей.
Давайте рассмотрим пример по фото
- о каком конфликте идёт речь (внутр. или внеш.)? В какой стране он произошёл?
- кто спровоцировал конфликт7
- против кого была направлена вспышка агрессии?
- какова была реакция общественности?
- о чём это свидетельствует?
Зачастую такие проблемы возникают и от незнания особенностей культуры и традиций разных народов.
Почему необходимо знать об особенностях культуры других народов?
Итог: мы познакомились с понятием этноцентризм и увидели что он является основной причиной возникновения межнациональных конфликтов и возникает он, зачастую, от незнания особенностей культуры разных народов.
Этнические конфликты и их причины.
В последней четверти 20 в. В различных частях земного, в том числе и на территории бывшего СССР полыхало более 40 вооружённых конфликтов.
Каковы же причины этнических конфликтов?
Откройте учебник с. 150, какие причины вы не назвали. А можно ли эти причины устранить?
Познакомьтесь с причинами конфликтов и ответьте на вопросы: можно ли эти причины устранить? Какими путями?
Причина конфликта | Можно ли эти причины устранить? | Какими путями? |
1.Ощущение несправедливого отношения к своему этносу со стороны других национальностей или властей | | |
2.Ущемление прав данного этноса при распределении дефицитных социальных благ (власть, деньги, привилегии, территория…) | | |
3. Негативная реакция на проводимое и оправдываемое властями ущемление прав одного из этносов. | | |
4.бытовые предрассудки и стереотипы обыденного сознания | | |
5.Ущемление достоинства личности на расовой или национальной основе. | | |
Приложение 2
Группа 1
В2. Ниже, приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «национализм».
Расизм, гедонизм, шовинизм, геноцид, апартеид, сегрегация
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ: _________________________________________________
Группа 2
А2. Верны ли суждения:
А.Геноцид – идеология и политика, ставящая интересы нации превыше любых других интересов.
В.Геноцид – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.
1) верно А 3) оба суждения верны
2) верно В 4) оба суждения неверны
Приложение 3
Война, развязанная национал-социалистической Германией, в основном по причинам идеологического характера, унесла 49 миллионов жизней. Большая часть погибших принадлежала к гражданскому населению. Жертвами режима стали миллионы людей из числа русских и других народов, населявших советский Союз, а также жители Западной Европы, Балканского полуострова, итальянцы и сами немцы.
Как же объяснить все это? По моему мнению, нацисткий режим планировал радикальную революцию, как вызов всему существовавшему мироустройству. Речь шла об установлении абсолютно новой системы, основанной на понятии «раса». «Высшая раса» не только имела право, но и была обязана властвовать над всеми прочими, порабощать и уничтожать тех, кто попадал в разряд «низших рас». Эта идеология носила универсальный характер. Основой практики истребления тех кто относился к категории «низших», стало «окончательное решение еврейского вопроса», воплощавшее концепцию полной ликвидации еврейского вопроса.
Катастрофа (Холокост) произошла более 60 лет назад, но не проходит и недели, чтобы где-то в мире не была опубликована новая книга – воспоминания, роман, научное исследование; не была поставлена новая пьеса, написаны стихи, выпущен фильм или спектакль, и так далее. Почему темой этих произведений избирается Катастрофа, а не ужасы Камбоджи, не трагедия тутси или армян?
Не жестокость, не садизм палачей делают Катастрофу единственной в своем роде. Катастрофа не отличается от других массовых убийств тем, что это была политическая линия, инициированная государством и осуществлявшаяся с бюрократической тщательностью и с использованием достижений новейших технологий. Ответ, с моей точки зрения заключается в другом.
Во всех известных случаях мотивацией геноцида служили конкретные конфликты – националистические, или борьба за власть, территории, природные богатства. Но мотивация Катастрофы (Холокоста), впервые в мировой истории, была абсолютно вымышленной. Впервые в истории человечества люди были обречены на смерть только потому, что родились от определенных предков. Механизм убийства не был направлен исключительно на евреев Германии, или евреев Польши, или даже европейских евреев, но на все 17 миллионов евреев, разбросанных в 1939 году по всему свету. Все другие виды геноцида были ограничены территорией (как бы велика она не была), тогда как геноцид евреев носил глобальный характер.
Опасность носит универсальный характер и вместе с тем – как показывает опыт Катастрофы (Холокоста) – она непосредственно касается евреев. Невозможно разделить два этих аспекта: универсальный и частный. Экстремальные характеристики Катастрофы не исключают возможности сопоставлять её с другими случаями геноцида и рассматривать как предостережение всему человечеству..
(По материалам выступления профессора Иехуды Бауэра, доктора философии с.3-5)
Приложение 4
В1. Какому понятию соответствует следующее определение? «Умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение отдельных групп населения» (Геноцид)
В2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Во многих случаях нарушений прав человека речь идет о преступлениях государства против своих собственных граждан или лиц, проживающих на его территории. (2) Именно поэтому ряд международных соглашений, касающихся преступных нарушений прав человека (геноцида, апартеида), предусматривают создание Международного уголовного трибунала. (3) Мы считаем чрезвычайно важным событием создание такого правоохранительного органа. (4) В международных документах закреплено, что права человека должны соблюдаться, как в мирное время, так и в период международных конфликтов.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер:
Б) характер оценочных суждений;
Запишите под номером положения букв, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Перед вами документ. Внимательно его изучите, и ответьте на вопросы.
Этика межнациональных отношений
Высший нравственный идеал требует, чтобы мы любили всех людей, как самих себя, но так как люди не существуют вне народностей (как и народность не существует вне отдельных людей)... то прямой логический вывод отсюда есть тот, что мы должны любить все народности, как свою собственную.
Требование любить другие народности, как свою собственную, вовсе не означает психологической одинаковости чувства, а только этическое равенство волевого отношения: я должен так же хотеть истинного блага всем другим народам, как и своему собственному... Разумеется, такая этическая любовь связана с... пониманием... положительных особенностей... чужих наций, преодолев... бессмысленную и невежественную национальную вражду, мы начинаем знать и ценить чужие народности... Но эта «любовь одобрения» не может быть тождественна с тою, которую мы чувствуем к своему народу, как и самая искренняя любовь к ближним, этически равная любви к самому себе, никогда не может быть с нею психологически одинаковою. За собою, за своим народом остается неизменное первенство исходной точки» (В.С. Соловьев).
Вопросы и задания
1.Почему, говоря об отношении к другим народам, как к своему собственному, философ не ставил знака равенства между
«психологической одинаковостью чувства» и «этическим
равенством»? В чем тут различия?
2.Что означают слова «этическая любовь»? С чем она связана,
как формируется, к чему ведет?
3.Что означают слова «любовь одобрения»? Почему она
не тождественна с чувствами к своему народу? Какой извест¬
ный вам моральный закон (норма, правило) лежит, согласно
мнению В.С. Соловьева, в основе межнациональных отно¬
шений? Найдите в учебнике положение, близкое по смыслу
нравственной позиции В.С. Соловьева.
4.Какие национальные конфликты в нашей стране вы считае¬
те наиболее сложными? Почему? Существуют ли пути их
решения?
( Студенты отвечают на вопросы)
А теперь представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения. Какие первоочередные шаги вы бы предложили сделать?
Примерный ответ: 1) Смягчение и предотвращение конфликтных ситуаций путем регулирования межэтнических отношений.
2) Гуманистический подход в реализации регулирования межэтнических отношений.
Воспитание толерантности, которая будет определять сознание и поведение отдельной личности, групп населения, представителей властных органов.
Использование правовых механизмов и организация переговорных процессов.
Использование информационного способа