СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по истории Тема:"ВОВ"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по истории ,разработка для классного часа

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории Тема:"ВОВ"»

Тема урока : Начало Великой Отечественной войны"

в 9 "А" классе

Дата :



Тип урока: урок изучения нового материала, совершенствования умений и навыков.

Цель урока : сформировать у учащихся представления о начале Великой Отечественной войны.

Задачи

1. Образовательная: ознакомить учащихся с трагическими события Ми в начале войны, сформировать представление об основных пери одах Великой Отечественной войны; раскрыть причины неудач Красной армии в на- чале Великой Отечественной войны

2. Развивающая продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анали зировать их, делать выводы, способствовать развитию логических умений сравнивать, анализировать, обобщать, оценивать

. 3. Восnumательная: уяснить, что война с Германией носила со сто роны СССР справедливый, освободительный характер, охарактеризовать героизм советских людей; воспитывать патриотизм.

Универсальные задачи: продолжать формировать такие регулятивные УУД, как целеполагание, оценка; содействовать развитию навыков поиска инфор мации, смыслового чтения, рефлексии деятель ности как познавательных Ууд учащимся работать над способом выражения своих мыслей, постановки вопросов Используемые методы: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение материала .

Оборудование: ноутбук учителя; колонки;, электронная указка. раздаточный мате- риал (документы); учебник Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. ХХ начало XXI века.

Основные понятия: блицкриг, план «Барбаросса»

ПОЯСНЕНИЯ К уроку

Данный урок является одним из уроков в цикле посвященном истории России в ХХ веке

Данный урок рассчитан на активное использование собственного воображения, источниковедческую работу. Интерес к теме урока вызывает поставленный им недвусмысленный вопрос о природе человека, использование творческого элемента, работа с кинохроникой и фрагментами фильмов, аудиоматериалами Изучаемый материал не может не создавать определенного напряжения на уроке, которое выплескивается благодаря элементам физической активности (физкультминутка) и творческому осмыслению феномена войны. Благодаря этому учебная деятельность (актуализация знаний, закрепление информации девятиклассников) эффективна.

Фрагмент урока с видеозаписями помогает про будить чувство патриотизма, сформировать у под ростков, граждан России, историческую память поскольку является (подается в несколько видоизмененном виде) важнейшим элементом методологии истории погружением исследователя в историческую эпоху. Знания учащихся актуализируют ся различными приемами, включая фронтальный опрос. Разнообразные виды деятельности на уроке способствуют формированию таких универсальных учебных действий, как целеполагание, самооценка контроль, умение выстраивать грамотный, логически связный ответ.

Индивидуальная активность учащихся позволяет каждому члену динамичного классного коллектива проявить свои способности, не остаться не замеченным и не оцененным учителем и классом. Это помогает снизить уровень стресса у учащихся Завершающий элемент рефлексия, позволяет учащимся еще раз эмоционально пережить исторические события 1941 года, ответить на вопрос, какое значение они имеют лично для них.

ХОД УРОКА

МОТИВАЦИЯ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

Тема урока

учитель. Я прочту рассказ, а вы сформулируйте тему нашего урока.

Было лето... Солнце ярко светило в тишине, люди занимались привычными де- лами, выпускники школ наряжались к выпускным ба лам, кто-то поступал в институт, кто-то создавал семью.

Такою все дышало тишиной

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

С. Щипачев









Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Правильно, тема урока: «Начало Великой Отечественной войны».









Запишите число и тему нашего урока в тетрадь (учащиеся делают записи в тетради).

Определение целей и задач урока

учитель.

Как вы думаете, какая цель у наше го урока?

А какие задачи мы попытаемся решить?

Цель ознакомиться с трагическими событиями в начале войны

Задачи. рассмотреть ход военных действии в начале Великой Отечественной войны и в период Московской битвы; узнать о героической обороне Ленинграда; узнать о подвиге советских солдат, поработать с картой, с историческими документами, проанализировать их, делать выводы.

цели и задачи урока учитель записывает на доске или показывает на заранее подготовленном слайде.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Работа с документами .

Учитель. Чтобы достичь поставленной цели, прежде всего нам нужно охарактеризовать положение СССР накануне Великой Отечественной войны. Чтобы это сделать, необходимо обратиться к различным документам, которые находятся у вас на партах. Вопросы вы видите на экране, пожалуйста. прочтите документы и ответьте на вопросы.

Вопросы

Существовала ли в 1941 г. угроза нападения СССР на Германию?

Была ли наша страна готова к войне?

. Было ли нападение Германии на СССР внезапным?









По окончании работы учитель выслушивает ответы учеников . Работа с таблицей «Соотношение сил накануне войны"

Учитель. Ознакомьтесь с таблицей соотношение сил накануне Великой Отечественной войны.

Какой вывод можно сделать на основе предложенной вам таблицы? заслушиваются ответы учеников.

Работа с картой «Расположение войск накануне войны»

Вопросы как обозначена граница Советского союза? Как обозначены города СССР? Как обозначены немецкие войска? В районе чего они сосредоточены? Рассказ учителя с иллюстрациями. Нападение Германии Учитель. Вероломно, неожиданно Германия напала на Советский Союз. В соответствии с планом Барбаросса, планом молниеносной войны, блицкрига разработанном еще в 1940 г., войну с СССР предполагалось вести по трем основным направлениям (на экране появляется карта плана Барбароcca).

За пишем в тетрадях новые понятия: блицкриг, план Барбаросса».

Оборвалась мирная жизнь советских граждан, началась Великая Отечественная война. Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. Вот что довелось в этот день услышать жителям Советского Союза.

обращение Левитана

Звучит обращение Левитана.







Вопросы: как в сообщении была названа война с фашистской Германией?

какие слова передают жителей настроение СССР?







Учитель. 23 июня 1941 года были созданы фронты: Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный, Южный.



Для управления ими была создана Ставка главного командования. В нее вошли: В. Молотов, М. Буденный, К. Ворошилов, Г. Жуков, С. Тимошенко,Б.Шапошников.



Ученики записывают в тетради дату начала Великой Отечественной войны.

Учитель. Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 года был назначен Иосиф Виссарионович Сталин, он же возглавил и ГКО Государственный комитет обороны созданный 30 июня.

Физкультминутка

Родина хочет, чтобы мы все были здоровы и крепки, поэтому давайте немного подвигаемся.

Левой, правой -шаг вперед

На войну идет народ.

Смотрим мы по сторонам,

Но не видно врага нам

Мы склонились над землей.

Слава Родине родной!

Спасибо, садитесь.

Рассказ учителя. Блокада Ленинграда

учитель. Что же происходило дальше?

В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград. Гитлер заявлял: «Ленинград теперь сам поднимет руки: он неминуемо падет, раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью» В сентябре 1941 года город оказался в «клещах» окружения, группа армий «Север» стремилась про- рваться к Ленинграду. Ценой неимоверных потерь со ветские войска сдерживали натиск противника. Нача лась героическая эпопея борьбы армии, флота и жите- лей города с врагом в тяжелейших условиях блокады Символом страшной блокадной войны стал дневник Тани Савичевой (слайд). В Ленинграде по гибло около 1 млн. человек, но город устоял. Лишь в январе 1944 года блокада города была прорвана. Работа с документом Битва за Москву Учитель. Тем временем, фашисты пытались захватить сердце нашей родины город Москву Для этого они проводили операцию «Тайфун».



Про читайте текст, который находится на последней странице документов, лежащих у вас на парте.

Ответьте на вопрос.

какое значение имела битва под Москвой?

Ученики читают текст и формулируют ответ.

ИТОГ УРОКА

Работа с портретом «Лицо войны».

Учитель. Сегодня мы с вами узнали, с какими трагическими событиями пришлось столкнуться жителям Советского союза, солдатам, их семьям и матерям, маленьким детям и старикам в первые месяцы и годы войны. Все они оказались перед лицом самого страшного лицом злобной войне. Ученики рисуют портрет войны в тетрадях .

учитель. Вот и вам самим удалось изобразить ужасное лицо войны, каким его увидели люди, жившие в СССР в начале 40-х А теперь давайте посмотрим на лица самих этих людей. Посмотрите им в глаза попытайтесь увидеть то, что таится в их взглядах. Их лица такие какие они есть, искренние, без масок. Это лица людей, готовых защитить себя и свою семью, отстоять родную землю, быть верными своим отцам, матерям. Их простые лица могут сказать нам о многом .

Скажите, что вы сегодня узнали на уроке, что было для вас новым?

Домашнее задание. Выставление оценок.

. РЕФЛЕКСИЯ

Учитель. Если мне удалось вас убедить, что мы должны знать и помнить об этих трагических страницах в нашей истории, то наш урок прошел плодотворно.. Спасибо за работу на уроке



ДОКУМЕНТЫ

Документ 1. Из воспоминаний Г К. Жукова Желая сохранить И. В. Сталин полагал, что мир, правительство Англии и других западных государств делают все, чтобы толкнуть Гитлера на войну с светским Союзом, что, оказавшись в тяжелой военной обстановке и стремясь спасти себя от катастрофы, они крайне заинтересованы в нападении Герма на СССР. Вот почему он так недоверчиво воспринимал информацию западных правительств о подготовке Германии к нападению на Советский Союз. о сроках и планах войны у Сталина было немало сообщений. Большинство из них шло из США, Англии и Германии, но все сообщаемые сроки проходили, информация не оправдывалась, и, в конце концов, Сталин перестал верить в достоверность сообщений

Документ 2. Из восnоминаний К. Жукова

Вечером 21 июня мне позвонил начальник штаба Киевского военного округа генерал-лейтенант М. А. Пуркаев и доложил, что к пограничникам явился перебежчик, немецкий фельдфебель, утверждающий, что немецкие воиска выходят в исходные районы для наступления, которое начнется 22 июня .Я тотчас же доложил наркому и Сталину... За хватил с собой проект директивы войскам, вместе с наркомом поехали в Кремль. И. В. Сталин встретил нас один. Он был явно озабочен. Надо немедленно дать директиву войскам о приведении всех воиск приграничных округов в полную боевую готовность сказал нарком Я прочитал проект директивы И. В. Сталин заметил: Такую директиву сейчас давать преждевременно, может быть, вопрос еще уладится мирным путем. Надо дать короткую директиву, в которой указать, что нападение может начаться с провока- ционных действий немецких частей. Войска при граничных округов не должны поддаваться ни на какие провокации, чтобы не вызвать осложнений

Документ 3. Из докладной заnuски Л. П. Берия И. В. Сталину. 21 июня 1941 г

Я вновь настаиваю на отзыве и наказании нашего посла в Берлине Деканозова, который по прежнему бомбардирует меня «дезой» о якобы готовящемся Гитлером нападении на СССР. Он сообщил, что это нападение начнется завтра Но я и мои люди, Иосиф Виссарионович, твер до помним Ваше мудрое предначертание: в 1941 г Гитлер на нас не нападет!

Документ 4. Из бесед к. Жукова с К. М. Симоновым

Если сравнивать подготовку наших кадров. в 1936 г. и в 1939 г надо сказать, что уровень бое- вой подготовки войск упал очень сильно. Мало того что армия, начиная с полков, была в значительной степени обезглавлена, она была еще и разложена этими событиями. Наблюдалось страшное падение дисциплины, дело доходило до самовольных отлу- чек, до дезертирства. Многие командиры чувство вали себя растерянными, неспособными навести порядок. Документ No 5. из проекта выступления К. Жукова на пленуме ЦК КПСС 19 мая 1956 г На протяжении нескольких лет перед Отечественной войной советскому народу внушалось что наша страна находится в постоянной готовности дать сокрушительный отпор любому агрессору. на все лады восхвалялись наша военная мощь, прививались народу опасные настроения легкости по беды в будущей войне Действительное же состояние подготовки нашей страны к обороне было далеким от этих хвастливых заявлении. Качество нашей авиации оказалось ниже немец кой, да и та из-за отсутствия аэродромов была край не скученно расположена в приграничной полосе, где и попала под удар авиации противника артиллерия, особенно зенитная, была очень плохо обеспечена тягачами, вследствие чего не имела возможности передвигаться. Особенно плохо обстояло дело с руководящи ми военными кадрами, которые в период 1937 -1939 гг., начиная от командующих войсками округов до командиров дивизии и полков включительно, неоднократно менялись в связи с арестами.

БИТВА ЗА МОСКВУ

Захвату Москвы Гитлер придавал решающее значение: «Через несколько недель мы будем в Мо- скве, я сотру этот чертов город с лица земли, а на его месте построю искусственное озеро. Само название «Москва» исчезнет навсегда». В своей директиве от 8 октября 1941 года Гитлер приказал после завер- шения окружения Москвы стереть ее с лица земли и затопить. крупная наступательная операция вермахта получила кодовое название «Тайфун». Она предус- матривала разгром советских воиск, охранявших Московское направление 30 сентября и 2 октября 1941 года на брянском и Вяземском направлениях началось наступление нацистов. Вся страна встала на защиту столицы В первых числах ноября наступление немцев было остановлено. Однако в середине ноября не мецкое наступление возобновилось с новой силой Особо отличилась 316-я стрелковая дивизия Панфи лова. На разъезде 28 бойцов приняли на себя удар 50-ти вражеских танков противника. Из 28 человек на поле боя погибли 23. Всем им было присвоено звание Героев Советского Союза. Бессмертными стали слова политрука Василия Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва Советское командование готовило силы для контрнаступления.С 5 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной армии. К середине января 1942 года нашими войсками было освобождено 11 тысяч населенных пунктов, ликвидирована опасность окружения Тулы, враг отброшен на 100-250 км от Москвы. фашистам не удалось взять Москву. Немецкий «Тайфун» потерпел крах. Был окончательно развеян миф о непобедимости германской армии

30 сентября 1941 года -генеральное наступление на Москву группы армий «Центр

30 сентября 1941 года 5 декабря 1941 года -оборонительный этап

5 декабря 1941 года -20 1

Договор имел «секретный дополнительный протокол» о разграничении «сфер влияния» в Восточной и Юго-Восточной Европе. Предусматривалось, что в случае войны Германии с Польшей немецкие войска могут продвинуться до так называемой «линии Керзона», остальная часть Польши, а также Финляндия, Эстония, Латвия и Бессарабия признавались «сферой влияния» СССР. Судьба Польши будет решена «в порядке дружественного обоюдного согласия». Договор был ратифицирован Верховным Советом СССР через неделю после его подписания, причем от депутатов было скрыто наличие «секретного дополнительного протокола». На другой день после ратификации договора 1 сентября 1939 Германия напала на Польшу.

1942 года апреля наступательный этап




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!