«Природа и население Апеннинского полуострова в древности», 5 класс
Цели урока:
- изучить географическое положение, природу и занятия населения Апеннинского полуострова;
- развивать познавательную активность, внимание, память, навыки самостоятельной работы и работы в парах;
- воспитывать исторически грамотную личность.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование умений:
- отвечать на вопросы учителя об особенностях географического положения и природно-климатических условиях Апеннинского полуострова;
- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: ликторы, весталка;
- извлекать необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Италии;
- показывать на карте географические объекты.
Личностные:
- умение выражать свое отношение к героям, событиям;
- развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;
- высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;
- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.
Метапредметные:
- умение анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного, определять тему урока, цели;
- выстраивать алгоритм своей работы.
Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков
Форма проведения: комбинированный урок
Оборудование: магнитная доска, учебник «История Древнего мира» А.А.Вигасин, Г.И.Годер, контурная карта, карточки с дополнительным материалом, презентация, рабочий лист.
Ход урока
Организационный этап. /1 мин/
Ребята, сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу от всей души! А теперь с хорошим настроением приступаем к нашему уроку.
II.Актуализация опорных знаний /5 мин/
Через несколько минут вас ждет удивительное путешествие. Уважаемые пассажиры! Командир корабля и экипаж приветствуют Вас на борту самолёта, выполняющего рейс по маршруту, который Вы угадаете чуть позже. Желаем Вам приятного полёта! (Слайд 1-2)
Чтобы посетить следующую страну, вспомним, где мы уже побывали.
На экране будут появляться предметы, которые были изобретены в разных странах, вы должны вспомнить эти страны. (Слайд 3-4)
А сейчас отгадайте зашифрованные слова и дайте их определения ( Слайд 5-6)
III.Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание. /5 мин/
Замечательно, ребята. В ребусах зашифрована тема урока. Давайте её разгадаем (слайд 7-8). (ответы учащихся) Природа, население Рима. Рим находится на Апеннинском полуострове, поэтому тема будет звучать так:
«Природа и население Апеннинского полуострова в древности». (слайд 9). Запишите тему урока в бортовые журналы-рабочие листы, которые лежат у вас на партах.
Попробуйте сформулировать цели урока: Что мы должны узнать из нашего путешествия? (географическое положение, занятия жителей, города, образ жизни и т.д.) Правильно, ребята. Посмотрите на план нашего путешествия. (слайд 10).
Выполним задание 1в рабочих листах: ответьте на вопросы да или нет в графе «До». (Слайд 11)
IV.Изучение нового материала. /20 мин/
4.1. Природно-географические условия и население Апеннинского полуострова. Работа с картой. (слайд 12-13)
Апеннинский полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. Полуостров омывается тремя морями. Какими? (Учащиеся отвечают, используя карту) На севере полуостров отделяется Альпийскими горами. Через полуостров тянется горный хребет Апеннины.
Древний Рим – страна равнинная, покрытая лесами и лугами. В лесах водились волки, медведи, кабаны, зайцы, в горах — газели. Климат здесь тёплый и мягкий. Полезные ископаемые: железо, медь, олово, сланцы, серебро, золото, строительный камень и мрамор.
4.2. Население Апеннинского полуострова. Занятия жителей Италии. Предположим, чем занимались жители Апеннин в условиях данного климата. Свои ответы запишите в рабочем листе. (задание 2). А теперь проверим ваши ответы. (слайд14)
Работа с контурной картой. Откройте задание 3 в рабочих листах. Рассмотрите карту на стр.213 учебника, найдите на карте племена, проживающие на полуострове и запишите их названия на контурную карту. (Взаимопроверку проведем в парах)
В древности на Апеннинском полуострове жили этруски. (слайд15-17) Они были успешными мореплавателями, обладали развитой культурой и языком, похожим на греческий. Археологи обнаружили множество предметов искусства этрусской культуры.
4.3. Легенды об основании Рима. Самостоятельная работа с историческим документом
(слайд 18-19). Сейчас мы поработаем с историческим документом «Легенда об основании Рима» (рабочий лист задание 4). Внимательно прочтите его. А теперь ответьте на вопросы (слайд 20). (ответы учащихся)
Физкультминутка. /2 мин/ Динамическая пауза.( Слайд 21)
Мы решали и писали,
Дружно мы тихонько встали.
Раз, два – потянулись,
Три, четыре – улыбнулись,
Пять, шесть – все встряхнулись,
Семь, восемь – повернулись.
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней!
Работа у доски по ленте времени: Решим историческую задачу, связав её с краеведением. Условия задачи: Слайд 22-23
Сейчас 2025 год. Рим основан в 753 году до н. э.
Балаково получил статус города в 1762 году.
По ленте времени надо решить задачу, ответив на три вопроса:
Сколько лет сейчас Риму?
Сколько лет городу Балакову?
На сколько лет Балаково младше Рима?
1)753 +2025 = 2778 (лет) г. Риму;
2)2025 – 1762 = 263(лет) г. Балакову;
3)2778 – 263 = 2515 (лет) г. Балаково младше Рима. Молодцы, ребята! Справились с задачей!
Город на семи холмах.
Легендарной датой основания Рима является 753 год до н.э.
Однако поселения, на левом берегу Тибра, на месте Рима, существовали задолго до этой даты.
Затем они объединились в один город, который расположился на семи холмах. Это и был Рим. Ребята, запишите названия холмов в рабочих листах на обороте. (Слайд 24-25)
Управление в Древнем Риме.
Римляне считали число семь священным. На одном из семи холмов, Авентине, где, по преданию, был похоронен Рем, селился простой народ. Поработаем в группах.(Слайд 26-27)
V.Закрепление нового материала. /5 мин/ Ребята, а сейчас поиграем в игру «Почтальон» У меня на столе лежат конверты с терминами, на доске прикреплены почтовые ящики с названиями государств. Вам необходимо соотнести термин с государством, например, оазис- Древний Египет, шахматы- Древняя Индия и т.д.
Для закрепления материала отгадаем чайнворд и ответим на вопросы мини-викторины! (Слайд 28-31)
Учитель: Ребята, вернемся к заданию 1 в ваших бортовых журналах. Ответьте да или нет, но уже в графе «после». (Слайд 11)
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока (оценивание) /1 мин/ Рефлексия учащихся (метод «светофор»). Я попрошу Вас, ребята, оценить наше путешествие. Нужно взять любую карточку, лежащую на столе, (красную, жёлтую или зелёную) и прикрепить её с помощью магнитика к цвету светофора, который означает: красный- нет, не понравилось, было скучно, жёлтый-не совсем понравился, зелёный- да, очень понравилось, было увлекательно и интересно. Итак, пожалуйста, 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд. ( Слайд 32)
VII.Домашнее задание. /1 мин/ Параграф 44; 2. Составить 3 вопроса по документу в задании 4. ( Слайд 33)
Учитель: Всего доброго! До свидания! (Слайд 34)