СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по истории в 8 классе на тему: «Повседневная жизнь и быт при Петре I»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории в 8 классе на тему: «Повседневная жизнь и быт при Петре I»»

Урок по истории в 8 классе на тему: «Повседневная жизнь и быт при Петре I»


Дата проведения урока: 22.10.2019 г.

Тема: «Повседневная жизнь и быт при Петре I», 8 класс

Цель: создать условие для сформирования у учащихся понятия о повседневной жизни и быте при Петре I


Задачи:

Образовательная:

Формирование у учащихся понятия о повседневной жизни и быте при

Петре I

Развивающие:

1.Развивать способность обучающихся к освоению и применению знаний об эпохе Петра I на основе уже имеющихся знаний

2.Развивать умение анализировать и оценивать исторические события, умение работать в группе,  развивать навыки работы с документами. уметь воссоздать исторический образ

3.Развивать умение сравнить жизнь и быт россиян разных сословий.

4.Формировать навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы с учебником и с иллюстрациями, выразительного чтения

5.Развивать умения выделять главное в прослушанном сообщении;

6.Развивать умение быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

Воспитательные:

1.Определить свое отношение к событиям 17в.

2.Формировать нравственно-эстетические представления в ходе выявления главной идеи рассказа

3. Формировать устойчивое произвольное внимание;

4.Формирование умения работать в группах;

5.Воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.


Тип урока: комбинированный Основные вопросы изучения нового материала 1) Дворянский образ жизни. 2) В крестьянском и городском «миру». 3) Новшества в повседневной жизни.

Основные понятия и термины: повседневная жизнь, быт, дворянская культура.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: учащиеся осознали художественную идею рассказа, состоящую в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности;

Личностные УУД: 

- формированы навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы с учебником и с иллюстрациями, выразительного чтения;

- учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- сформировано нравственно-эстетические представления в ходе выявления главной идеи рассказа;

- сформулировано умение осмысливать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;

- учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное,осмысливать и применять полученную информацию;

- сформировано умение определить учебные, составлять план и последовательность действий,контроль знаний.

Коммуникативные УУД:

- сформировано умение работать в группах;

- учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логичноизлагать свою точку зрения и аргументировать её;

- сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Познавательные УУД:

- учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;

- сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты, давать определение понятиям

Техника: ноутбук, проектор.

Оборудование: тексты рассказа, презентация


План урока:

Организационный момент

Актуализация знаний

Целеполагание; Мотивация

Изучение нового материала

Закрепление изученного материала

Рефлексия

Домашнее задание

Выставление отметок.


Ход урока:

1. Организационный момент (2 мин)

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.


2. Актуализация знаний (10 мин)


28 января 1725 г. умер первый российский император Петр Алексеевич 

Романов. «… Кого хороним?… Петра Великого хороним. Закатилось солнцеземли русской» ­ эти слова произнес Феофан Прокопович, один из самых преданных  сподвижников Петра I. «Солнце земли Русской», «земной бог» -  такие высочайшие оценки были даны Петру как человеку, уже при 

Жизни. Однако, высказывали и совсем иные суждения. Находились  люди, которые считали царя виновником многих бед России. Итак, почти

 300 лет начались споры вокруг личности Петра I и его деятельности. Эти 

споры продолжаются и по сей день. Одни  восхищаются Петром I:


То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник.

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А.С. Пушкин

Для одних он был – «царь – просветитель», а для других «злодей, деспот, тиран».


Работа с историческими документами "... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на 

новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свою цель он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей  поры". (С.М. Соловьев)


Задание: На основе текста документа изложи отношение С.М. Соловьева к 

реформам и личности  Петра I.


"Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе 

печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык ­ все было искажено, изуродовано,  изувечено". (И.С. Аксаков)


Вопрос: В чем суть позиции И.С. Аксакова?


"Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"". (В.О.  Ключевский)


Вопрос: Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?


Учитель: Кто же может назвать тему сегодняшнего урока? (ответы обуча-ющихся).


Учитель: Правильно, сегодня мы будем говорить о реформах, проводимых Петром I в быту, вызвавших неоднозначную реакцию во всех слоях российского общества.


Откроем ваши тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока: «Повседневная жизнь и быт при Петре I».

3. Целепологание (3 мин)

Учитель: Ребята, какова цель урока? (Дать представление об изменениях в сознании и образе жизни высшего общества при Петре I, в быту и традициях русского народа).


Учитель: Что вам поможет в изучении темы? (учебник, знания, презентация и т.д.).


4. Мотивация (3 мин)

Учитель: Как вы понимаете слова повседневная жизнь? (ответы обуча-ющихся).


Почему историки занимаются изучением и этой сферы жизни людей? (предположение учащихся)


Почему Пётр I стремился изменить традиции и повседневную жизнь людей? (предположение  учащихся)


5. Изучение нового материала(14 мин)

Задания для работы с текстом параграфа (работа в группах)


1. Что изменилось в дворянской службе в эпоху Петра 1 по сравнению с 

предыдущим  временем? Дворяне часто служили рядовыми в пехотных или драгунских полках или 

матросами на кораблях вместе со вчерашними крестьянами и посадскими. 

Нужно было усваивать приемы «полкового строя» по новому уставу,

заниматься ротным и полковым хозяйством, учить солдат, самим  учиться артиллерийскому или инженерному делу.


2. Какие перемены произошли во внешнем облике дворян? Царский указ запрещал даже отставным дворянам под страхом штрафа и битья батогами ходить  «с бородами и в старинном платье».


ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки...

На уроке - не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно!


3. Опишите крестьянский быт начала 18 в. Отметьте, как на него влияли 

происходившие в  стране перемены. Шесть дней в неделю крепостные крестьяне вынуждены были работать на 

помещика. Отсутствие времени и денег определяло их простой быт. По 

воскресеньям и праздникам они были вынуждены работать на собственных земельных участках, чтобы хоть как-­то обеспечить пищей свою семью, в  которой зачастую было до 10 детей. Основными развлечениями крестьян 

были массовые игры и хороводы по большим праздникам и прогулки 

на природе. Еда была довольно скудной ­ похлебка,  щи и мучные изделия.  Крестьянские дети не получали образования и в будущем повторяли  жизненный путь своих родителей. В крестьянской и городской среде

 известия о небывалых новшествах – «немецком» платье, отмене патриаршества, новых праздниках с участием женщин –  воспринимались с осуждением, как нарушение старины и православного 

благочестия.


4. Что изменилось в жизни горожан в начале 18 в., а что осталось по­прежнему? После возвращения из «Великого посольства», Петр I самолично стриг 

бороды ближайшим боярам, вскоре последовали указы о громадном налоге на ношение бороды, запрещение носить длиннополое платье. Повсеместно 

вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось  курение, которое раньше, по Соборному уложению 1649 г. расценивалось как уголовное преступление. Резко разошлось с правилами «Домостроя» 

XVI в. оформление браков: смотрины были заменены обручением, 

запрещалось принуждение к браку. В 1714 г. был введен ценз грамотности жениха, без достижения определенного уровня образованности брак не допускался. Много внимания уделялось распространению в российском 

обществе европейских норм морали и этикета, обязательным становилось 

изучение «Юности честного зерцала» — свода правил  общежития. Венцом политики насаждения европейских традиций стало появление в 

1718 г. указа  царя о проведении «ассамблей» — вечеров публичного общения дворянства и наиболее знатных горожан. К участию в них в 

обязательном порядке привлекались женщины — завершалось вековое затворничество жен и дочерей на женской половине дома. Народные 

гуляния, представления и фейерверки по поводу побед Русского оружия 

стали средством мощного политического воздействия на городское 

население. Петр сам принимал участие в организации этих торжеств.  Некоторые празднования приобрели регулярный характер. К их числу 

относится празднование нового года. С 1 января 1700 г. Россия перешла на летоисчисление от «рождества Христова», как это было принято в

большинстве стран Европы. С этого времени стала устанавливаться 

традиция  отмечать это событие устройством елок и народных гуляний.


5. Какие товары, появившиеся в России при Петре 1, были неизвестны 

жителям страны  раньше?


Кофе, шелк, шляпы, парики, веера, шарфы, перчатки, зеркала, гравюры, шкафы­кабинеты для  бумаг, табуреты.


Учитель: Столь заметные новшества в быту коснулись главным образом 

высшего столичного  слоя дворянства.  Мало изменений наблюдается в среде провинциальных дворян и горожан. В очень слабой степени 

изменился и быт крестьянства.Перемены были достигнуты ценой 

невероятного напряжения сил народа. Поэтому в петровское время нередко происходили мятежи (Астраханское восстание, стрелецкий бунт, восстание К. Булавина). Цена за реформы была заплачена немалая, по некоторым данным в России при Петре  погиб каждый десятый человек (из 14 17 млн. чел.).  Яркая личность Петра, его смелая реформаторская деятельность привлекают внимание писателей, поэтов, художников. А вот народу Петр и его дела были чужды; в этом монархе не без основания видели виновника 

всех  бедствий. В целом все преобразования отражали как объективные  потребности страны в приобщении ее к достижениям европейской 

цивилизации того времени, так и стремление самого Петра I резко отделить новую Россию XVIII в., которую он создавал и строил, от прежней России 

XVII в.


6. Закрепление изученного материала (5 мин)

Учитель: Итак, можно ли считать, что безмерное увлечение всем 

иноземным являлось  неизбежным в годы петровских преобразований? Могло ли быть по-­иному? Своё мнение аргументируйте.


Составьте список петровских новшеств, сохраняющих актуальность для 

жителей современной  России. Что из списка используете лично вы?


Учитель: дайте характеристику Петру Первому


7. Домашнее задание (4 мин)

Запишите домашнее задание § 11, стр. 70-74


Учитель:   По выбору: *Опишите в форме письма родным впечатления бедного провинциального 

дворянина, впервые  попавшего на ассамблею.


*Используя дополнительную литературу и Интернет, подготовьте 

презентацию по теме «Мода  Петровской эпохи».


*Подберите дополнительный материал и иллюстрации по истории традиций и обычаев родного края XVIII в. Составьте список литературы, ресурсов 

Интернета по этой теме.


8. Выставление оценок (2 мин)


9. Рефлексия (2 мин.)После изучения данной темы:

Я знаю


Я умею


Я могу


Я хочу





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!