СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по истории в 9 классе "Великая Победа: наследие и наследники"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории в 9 классе "Великая Победа: наследие и наследники"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Чеботарская специальная школа-интернат»

Урок истории в 9 классе

посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

«ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА: НАСЛЕДИЕ

И НАСЛЕДНИКИ»

Учитель истории

Тренина Г.А.

2019-2020 уч.год


Тема: «Великая Победа: наследие и наследники»

Цели:

Образовательная: - формировать понимание у обучающихся ценности вклада советского народа и Русской православной церкви в дело Победы в Великой Отечественной войне, значения праздника Дня Победы для нынешнего и будущего поколений, понимания роли этой войны в истории нашей страны. Развивающие: - развивать способность к критическому осмыслению различных трактовок военных событий, - корригировать память, внимание, связную речь, обогащать словарь. Воспитательные: - формировать положительную оценку духовного подвига советского народа; - воспитывать благодарное отношение к подвигу защитников Отечества, уважение к людям старшего поколения.

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация «Окончание Великой Отечественной войны», тесты, стихотворение « Война – это смерть…»Т.Оплендер, стихотворение «Голос памяти», видеоклип песни « Я не видел войны» (С.Головков), фото- и видеоматериалы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок.
II. Актуализация знаний обучающихся.

Учитель:

Мы по дорогам пыльным с боем шли.
От бомб земля дрожала, как живая.
Мы каждый метр своей родной земли
Отстаивали кровью поливая.
Свинцовая метелица мела,
Рвались снаряды, мины завывали…

- О чём это стихотворение? (ответы детей)
- Какие чувства оно у вас вызывает? (ответы детей)
- Почему именно этим стихотворением мы начали наш урок? (ответы детей)

Сообщение темы урока.
Тема нашего урока - «Великая Победа: наследие и наследники»


Рассказ учителя с использованием презентации «Окончание Великой Отечественной войны».

Указом Президента Российской Федерации 2020 год объявляется годом Памяти и Славы и наш сегодняшний урок посвящен 75-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне.

Ребята, мы родились после войны, под иным небом. Сейчас мы не слышим взрывов бомб, не стоим холодными ночами за хлебом, мы не знаем, что такое похоронки. Мы знаем, что почти в каждой семье кто-то погиб во время войны, пропал без вести, умер от ран.

Победа советского народа в Великой отечественной войне 1941 – 1945 годов занимает особое место в отечественной истории. СССР отстоял свободу и независимость с самым мощным и коварным врагом, исповедующим человеконенавистнические идеологии расового превосходства, нацизма, но и сумел добить кровожадного зверя в его логове.

В агрессии против СССР принимали участие войска практически всех стран Европы, порабощенных нацистами, или имевших собственные фашистские режимы: Венгрии, Румынии, Финляндии, Италии, Словакии, Хорватии, французские батальоны, испанская «Голубая дивизия», соединения и части добровольцев ряда других стран. Для нападения на СССР Германия и её союзники выделили армию вторжения, насчитывавшую 4,4 млн. человек, объединенных в 190 дивизий. Всего же вражеская группировка включала свыше 7 млн. человек.

Страшное будущее уготовил нашему народу Гитлер.

Все семьи были затронуты войной – если не воевали, то работали в тылу, в госпитале, в колхозе… Живых свидетелей уже очень мало, и семейные истории превращаются в легенды, отрывочные сведения.

Ведь речь в те страшные годы шла о том, быть или не быть нашей стране, выжить или погибнуть нашему народу. Советский народ ценой неимоверных усилий сумел разгромить врага, однако заплатил за это огромную цену. Общие людские потери СССР в ходе войны составили 26,6 млн. человек. Из них более 8,7 млн. погибли на полях сражений, 7,42 млн. человек были истреблены нацистами на оккупированных территориях, более 4 млн. погибли от жестоких условий оккупационного режима, 5,27 млн. человек были угнаны на каторжные работы в Германию и сопредельные с нею страны, пребывавшие также под немецкой оккупацией. Из них вернулись на родину чуть больше половины – 2,65 млн. человек, 450 тысяч эмигрировали, 2,16 млн. человек погибли и умерли в плену…

Каждый день войны стоил жизни более чем 18-ти тысячам человек на фронтах войны, от рук карателей в зоне оккупации и в гетто, в подполье и в партизанских отрядах, на каторжных работах и в газовых камерах лагерей смерти… Это 782 человека ежечасно, 13 человек ежеминутно… Представьте себе: каждые 5 секунд на войне погибал один человек… Это страшные цифры. За ними – миллионы изломанных и искалеченных судеб, горе и страдания сирот, вдов, матерей, невест… Нет такой российской семьи, которую война обошла бы стороной…

22 июня 1941 года в 4 часа утра немецкие войска со своими союзниками (Венгрией, Италией, Румынией и Финляндией) перешли границу Советского Союза. Так началась ВОВ.

Во вторую мировую войну было вовлечено 72 государства. Мобилизовано около 110 млн. человек. По приблизительным данным погибло около 62 млн. человек, из которых 27 млн. составляют граждане Союза Советских Социалистических Республик.

Первым принял на себя удар фашистской армии город Брест в Белоруссии. 3,5 тысячи человек против целой дивизии (15-16 тыс. человек), усиленной танками, самолетами, артиллерией.

Для удара на Москву было направлено 3 танковых армии, более 1 млн. солдат, 2000 самолетов, несколько железнодорожных пушек и боеприпасов. Но захватить Москву не удалось. Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли.

Блокада Ленинграда. 900 дней и ночей осады. Сотни тысяч погибших. Но город выстоял и не сдался. Летом 1942 года Гитлер решил отложить наступление в центре, и его целью стало наступление на южном фронте. Все силы были сосредоточены в районе Кавказа. Но Кавказ выстоял.

Курская дуга – грандиозная битва. На курских и орловских полях остались горы металла. Немцы потеряли 1500 танков, 300 орудий, 3700 самолетов. Наши потери тоже были немалыми, но мы одержали победу, немецкие войска были разгромлены.

Следующей вехой истории войны стал Сталинград. Город был разрушен, но сражение закончилось нашей победой. 330 тыс. немецких солдат и офицеров было взято в плен.

Летом 1944 года советские войска нанесли главный удар через белорусские болота и заставили немецкое командование врасплох. Красная армия стремительно двинулась на запад. Ночью 16 апреля 1945 года началось наступление на Берлин. Тысячи орудий открыли ураганный огонь. Заговорили знаменитые «Катюши». Сотни бомб упали на врага. 140 прожекторов ослепили противника. Город был взят.

Русский солдат стал символом мужества, самоотверженности, бесстрашия, он – символ любви к родине, неугасимой жажды жизни.


Повторение изученного материала (тесты)

Подчеркните правильный ответ.

Задание 1.

Освобождение территории СССР завершилось:

а) весной 1944 г.

б) осенью 1944 г.

в) летом 1944 г.

Задание 2.

Последнее крупное сражение Великой Отечественной войны называлось:

а) Курская битва

б) Берлинская операция

в) Сталинградская битва

Задание 3.

Капитуляция Германии произошла:

а) 8 мая 1945 г.

б) 16 апреля 1945 г.

в) 29 мая 1945 г.


III. Изучение нового материала.

Учитель:

- Победители уходят, многие уже никогда не будут отмечать 9 мая, но они оставляют нам этот праздник в наследство, в надежде, что мы будем помнить и чтить.

В русском языке слово «наследник» обозначает продолжателя или преемника деятельности, традиций и достижений.

А слово «наследие» - явление духовной жизни, быта, уклада, достижения унаследованные, воспринятые от прежних поколений, от предшественников.

- А какое наследство мы получили от наших ветеранов?

- Что значит праздник 9 мая для нашей страны, для каждого из вас?

Учитель:

- На прошлом уроке я вам задавала творческое задание:

- подобрать стихи о Великой Отечественной войне и нарисовать к ним рисунки. (Дети выходят к доске по очереди, вывешивают рисунок, рассказывают стихотворение).

- Давайте придумаем название для нашей выставки рисунков. (Дети предлагают названия, учитель записывает наиболее подходящее на доске: «Мы помним! Мы гордимся!»).

- Ребята, при подготовке к нашему уроку мы с вами посетили выставку в школьной библиотеке «Дорогой наших дедов и отцов».

- Назовите книги, которые вы прочитали о Великой Отечественной войне.

(Дети сообщают название книги, автора, несколько слов о содержании).

Учитель:

- Ребята, говоря о Великой Победе, нельзя не сказать об огромном вкладе Русской православной церкви в дело разгрома немецко-фашистских захват-чиков.

Рассказ учителя, используя презентацию « Патриотическое служение Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны»


Накануне Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь находилась в тяжелом положении. Государство главной задачей считало создание безрелигиозного общества. Религиозные организации представлялись как противники социализма. Русская Православная Церковь подверглась невиданному разгрому и репрессиям. На территории бывшей РСФСР в 25 областях не осталось ни одного действующего храма, а в 20 областях их осталось от 1 до 5.
Однако надвигавшаяся Вторая мировая война поставила перед руководством страны новые задачи. Необходимо было укреплять единство нации. Эта необходимость остро осознавалась Русской Православной Церковью поэтому, несмотря на погромы и репрессии готова была встать в ряды защитников Отечества, благословляла народ на победу над коварным врагом.

Только за первые три военных года 200 храмов Московской епархии собрали 12 миллионов рублей на нужды фронта. А всего взносы РПЦ в фонд обороны

страны с 1941 г. по 1944 г. составили более 200 миллионов рублей. На эти деньги были созданы танковые колонны «Дмитрий Донской», эскадрильи «Александр Невский». Одна танковая колонна — это 40 танков, а за годы войны было выпущено 130 тысяч танков. Осенью 1943 г. на страницах газет прозвучали слова с просьбой «молиться за победу над злейшим врагом – германским.

Учитель: Главная радость для героя и подвижника - отдать свои знания и силы другим людям. Жизнь требует больше отдавать, а брать столько, сколько необходимо, чтобы жить. Отдавать себя другим - признак настоящего Человека - героя и подвижника.

Учитель: - Ребята, мы с вами наследники подвига наших дедов и прадедов. В нашем Сакском районе в селе Геройское есть Музей боевого подвига девяти Героев Советского Союза. Мы с вами были на экскурсии в этом музее. Послушаем рассказ учащегося.

- Открытие музея состоялось 6 ноября 1977 года. Экспозиция музея расска- зывает о подвиге, совершенном группой разведчиков 13 апреля 1944 года. Девять бойцов совершали рейд в тыл противника на танке Т-34 у села Ашага-Джамин, как в те годы называлось село Геройское, и наткнулись на большое подразделение гитлеровцев. Советские воины два часа отражали непрерыв- ные атаки фашистов. Все воины погибли. Одному солдату, 19-летнему В.А. Ершову чудом удалось выжить. Всем девяти воинам были присвоены звания Героя Советского Союза. Неподалеку от музея есть холм, где в братской могиле покоятся погибшие герои.

- Чему нас учит подвиг девяти героев-танкистов? ( Любить свою Родину и в минуту опасности встать на ее защиту). Учитель: - Нет семьи в России, которая бы не потеряла родного и близкого на этой войне. Из смелых и мужественных поступков наших дедов и прадедов складывалась одна большая Победа – победа над фашизмом. В нашем селе Чеботарка тоже проживали Ветераны Великой Отечественной войны, которые внесли достойный вклад в Победу над немецко-фашистски- ми захватчиками. - Я вам давала предваряющее задание: подготовить рассказ о ветеране Великой Отечественной войны – нашем земляке. Сообщения учащихся о ветеранах-земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне ( Каплие С.П., Корже Д.Я., Красикове В.Д.). - Мы гордимся боевыми подвигами наших земляков-ветеранов и будем их достойными наследниками. Учитель: - Мы как наследники ветеранов не должны забывать и о миллионах погибших в этой страшной войне. На окраине Симферополя есть место, где в годы Великой Отечественной войны находился Концлагерь «Красный» - ад на крымской земле. Учащиеся нашей школы в преддверии 75-летия Великой Победы посетили мемориал «Концлагерь «Красный». Сегодня на месте массовых расстрелов узников концлагеря расположен мемориальный комплекс жертвам фашистской оккупации Крыма 1941-1944 годов "Концлагерь "Красный". Его открыли в 2015 году. У входа в музейный зал мемориала - стена скорби. На ней - имена людей, чью жизнь гитлеровцы оборвали в концлагере. Имена, которые удалось установить. К настоящему времени на стену скорби нанесли около 900 имен. По официальным данным, в годы оккупации фашисты замучили здесь около 15 тысяч человек. Просмотр фотоматериалов «Концлагерь «Красный».

Мы обязаны ПОМНИТЬ их – ибо: «Кто умер, но не забыт – тот бессмертен» (Лао Цзы)

Учитель: - Ребята, каждый год в нашей стране проходит Акция «Бессмертный полк», посвященная миллионам погибших, отдавших свою жизнь за наше мирное небо. Мы тоже принимаем участие в этой Акции. На территории интерната находится могила Неизвестных солдат, расстрелянных гитлеровцами в годы Великой Отечественной войны. Учащиеся нашей школы взяли шефство над этой могилой. Каждый год 9 Мая у захоронения проводится Митинг, посвя- щенный годовщине Великой Победы. В этом году у могилы Неизвестных солдат состоялся Митинг «Нам жить и помнить завещали наши деды». После окончания Митинга учащиеся возложили цветы к памятнику Неизвестных солдат «Букет Победы».

Победители уходят, многие уже никогда не будут отмечать 9 мая, но они оставляют нам этот праздник в наследство, в надежде, что мы будем помнить и чтить.

Учащиеся к этому уроку приготовили стихотворение Т. Оплендер «Война – это смерть...»

1-й учащийся:

Война - это  смерть,  это  кровь,  это  слёзы,
Война - это  тысячи  вдов  и  сирот.
В лесу  поседевшая  плачет  берёза,
Над  парнем,  осколком  убитым  в  живот.

2-й учащийся:

Нам  снятся  ночные  кошмары  порою,
Как  гибнут  за   "Родину"  наши  сыны.
И  пули  свистят  над  опавшей  листвою...
Все  женщины - матери    против  войны!

3-й учащийся:

Родная  для  всех - голубая  Планета,
Всему  человечеству  хочется  жить.
Но  воздух  делить,  облака, лучик света,
И  даже  за  это  ребёнка  убить?!...

Учитель:  Мы - наследники Великой Победы. Значит, наша задача стать достойной сменой уходящему поколению, любить свое Отечество, уметь защитить то, что досталось дорогой ценой, и помнить подвиг нашего народа, сберечь эту память – сберечь по призыву сердца, совести и долга, чтобы по праву называться наследниками Победы.

Слава Победы старшего поколения нашего народа в Великой Отечественной войне никогда не померкнет. Она будет жить в веках!


Просмотр видеоклипа песни «Я не видел войны» (С.Головков)









.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!