Тема. Изображение и фантазия. Изображение несуществующего животного
Цель: Формирование у обучающихся навыков коллективной творческой деятельности.
Задачи
Формирование у обучающихся умения создавать в рисунке образ несуществующего животного, способом соединения разных частей реальных животных;
Развитие фантазии, творческого воображения, композиционных навыков, глазомера, чувства формы, цвета; умения работать над коллективной композицией.
Воспитание самостоятельности, творческой инициативы.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности к занятию.
2. Активизация восприятия
Учитель читает стихотворение Г.Граубина «Прощание с детством».
Я жил в стране Фантазии
С веселыми дружками,
мы по деревьям лазили,
Бродили меж кустами.
А рядом с нами прыгали
Диковинные звери:
Хаврюги,
Хвостодрыгалы,
Зубастые хвостери.
Шли по пятам унылые
Хрюгавы, бубобрюхи,
Плюгавы кривокрылые,
Рогатые свистюхи.
- Как вы представляете этих животных? Опишите их образы (ответы)
- Встречались ли вы в реальной жизни с такими существами? (ответ)
- Где можно встретить таких животных? (Ответы) Правильно, только в придуманном, фантазийном мире можно увидеть таких животных.
Фантазия художника щедра,
Она нам дарит столько неожиданного.
Представь, насколько б жизнь была бедна,
Коль не было бы в ней чудес невиданных.
3. Восприятие картин Марии Приймаченко с изображением фантастических животных, просмотр презентации с сопровождающим рассказом:
Родилась 12 января 1909 года в селе Болотня Киевского района, в творческой семье, где и провела всю свою жизнь (умерла 18 августа 1997 года). Детство Марии Авкстентьевны было омрачено страшной болезнью – полиомиелитом. Это сделало ее не по-детски серьезной и наблюдательной, заострило слух и зрение.
«Начиналось все это так, - вспоминала художница. – Как-то возле дома, над рекой, на усыпанном цветами лугу я пасла гусей. На песке рисовала разные цветы, мною увиденные. А потом заметила синеватый ил. Набрала его в пелену и разрисовала наш дом...» Все приходили посмотреть на это чудо, сделанное руками маленькой девочки. Хвалили. Соседи просили украсить их дома.
В 1936 году Марию Авксентьевну приглашают в экспериментальные мастерские Киевского музея украинского искусства. Ее творчество становиться более разнообразным – Мария рисует,вышивает, увлекается керамикой. В Государственном музее украинского народного и декоративно-прикладного творчества хранятся ее прекрасные керамические кувшины и тарелки этого периода.
Когда Мария впервые оказалась в Киеве. И сразу среди знаменитых художников — в Мастерских преподавали Анатоль Петрицкий, Василий Кричевский, Василь Касиян. Учились не менее знаменитые — Татьяна Пата, Параска Власенко, Макар Муха и десятки других. Мария не потерялась и не растерялась среди них. Но ее и оберегали от посторонних влияний. Например, запрещали бывать в зоопарке, чтобы настоящие звере не отбили у нее охоту рисовать зверей фантастических.
Но на художницу нелегко было повлиять. Она навсегда сохранила "умение не уметь", или, как говорили в древность, дар "божественного незнания". Звери и цветы на ее картинах действительно далеки от реальности: лягушка играет на золотой трубе, удод — четырехлапый, жирафа — толстая, зеленый слон ходит в сталинском картузе, мартышка живет с крокодилом, львица делает физзарядку, а лев отдыхает на кровати. Самолет — с крыльями жар-птицы, а у поезда вагоны — с глазами. Объясняла: "В дороге интересно, поезд себе едет и разглядывает".
Приймаченко все делала правой рукой, а рисовала — левой. Возможно, подсознательно отделяла таким образом душевную работу от будничной.
Сильная натура и светлая душа Марии Приймаченко привлекали многих талантливых людей. С ней дружили Параджанов, Матвиенко, Гончар. Говорят, что Пикассо восхищался, что живет в одно время с Марией Приймаченко. Она же говорила : "Делаю солнечные цветы потому, что людей люблю. Творю на радость, на счастье людей, чтобы все народы друг друга любили, чтобы жили они, как цветы по всей земле..."
4. Практическая работа.
Объяснение последовательности выполнения работы
Нарисовать фантастическре животное, это можно осуществить:
- соединив части разных животных:





-используя шаблоны геометрических фигур;
- используя картины Марии Приймаченко.
А хотите вы создать фантастическую планету, населенную диковинными зверями? (ответ) Выполним тогда коллективную работу – нарисуем несуществующих животных и на следующем уроке наклеим их на поверхность планеты.
1. Выполнение наброска простым карандашом.
2. Вырезание животного.
3. Работа в цвете гуашевыми красками.
3. Наклеивание животных на общее панно.
5. Эстетическая оценка
- Посмотрим, что получилось: смешно или страшно?
- Какие изображения получились наиболее фантастическими? В чем их выразительность?
- Как бы вы назвали придуманную вами планету?
11. Итог
- Любая фантазия художника всегда опирается на правду жизни, реальную действительность, и только научившись видеть, воспринимать окружающий вас мир вы сможете фантазировать. Сегодня вы научились создавать сказочные, фантастические образы. Молодцы!