СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по изобразительному искусству на тему "Народное творчество. Хохлома"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  для 1го класса. Знакомство с русским народным промыслом. Золотая Хохлома.

Просмотр содержимого документа
«Народное творчество.Хохлома_Конспект»

Предмет: Изобразительное искусство.

Тема: «Школа народного искусства. Хохлома».

Класс: 1 класс.



Задачи урока: знакомство детей с изделиями хохломских мастеров, обучение умению выполнять хохломские узоры, развитие навыков кистевой росписи, воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.

Планируемые результаты: умение узнавать хохломскую роспись среди прочих декоративно-прикладных промыслов, воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, аккуратности.

Предметные УУД: выявить особенности хохломской росписи, сформировать навыки составления декоративной композиции, овладеть приемами и способами хохломской росписи.

Познавательные УУД: использовать логические приемы мышления, выделять информацию из текстов, иллюстраций.

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, а также задавать вопросы, адекватные данной ситуации; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; слушать друг друга, быть терпимым к другим мнениям.

Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; понимать цель выполняемых действий; планировать собственную учебную деятельность; корректировать выполнение своей работы согласно поставленной задаче.

Формы работы: индивидуальная, групповая.



Ход урока:


1. Введение в тему.


- Ребята, этот урок - часть большой темы «Наша Родина». Ведь Родина – это не только моря и горы, города и села. Родина – это люди, их жизнь, культура и традиции. Мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми технологиями. Он постоянно подгоняет нас вперед и заставляет идти, ускоряя шаг. Но декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, к наивным верованиям русского народа в то, что красота, созданная их руками, защитит и принесет счастье. И сегодня мы отправимся в путешествие к мастерам, создающим на протяжении уже 300 лет удивительную посуду (прошу детей закрыть глаза и не подсматривать, сама быстро надеваю русский народный сарафан и кокошник и предстаю перед ними уже «в образе»).



2. Изучение новой темы.

- Посмотрите, какую чудесную посуду я принесла вам сегодня на урок (для демонстрации используется настоящая посуда с хохломской росписью). А знает ли кто-нибудь, как называется этот народный промысел? (Хохлома). Хохлома, совершенно верно. Именно этот промысел и станет темой нашего сегодняшнего урока. Посуда кажется тяжелой и массивной, но если взять ее в руки, ощутишь легкость дерева. От горячей пищи посуда не меняет цвет, не теряет свой красоты.

- Посмотрите, какие цвета предпочитают художники? Вы правы, цветовая гамма росписи не богата. Помимо красного, черного, золотого цвета, используется зеленый, желтый цвет. Какое у вас чувство возникает, когда вы смотрите на такую посуду? (праздничности, торжественности). Действительно, сочетание красного, черного и золотого придает изделиям такой яркий праздничный вид.

Презентация.

- Итак, наш сегодняшний урок посвящен Хохломе (Слайды 1-3).

- Где же зародился этот народный промысел, получивший широкую известность не только в России, но и за границей? (Слайды 4,5).

- Современные мастера не отстают от своих предков (Слайды 6-8).

- А как получается такая посуда? (Слайд 9).

- Теперь познакомимся с элементами росписи (Слайд 10). Возьмите в руки кисти, попробуем повторить элементы орнамента в воздухе. Кисточка должна быть тонкой и ставить ее нужно вертикально к бумаге. Главный элемент узора в хохломской росписи называется «травка». «Травка» – это орнамент, выполненный отдельными, ритмично расположенными мазками. Главные элементы травки – «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик». «Осочки» – самый простой элемент, он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз. «Травинки» – это мазки с небольшим утолщением. «Капельки» рисуют, прикладывая кисть к бумаге. «Усики» изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль. «Завитки» выполняют, как и усики, только с легким нажимом в середине элемента. «Кустик» – это наиболее сложный элемент, так как он состоит из нескольких симметрично расположенных, более простых элементов: «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».

- (Слайд 11). Дополняют травку другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях разные ягоды. Послушайте, как они сами их называют – «земляничка», «малинка», «ежевичка», «крыжовник», «черная и красная смородинка», «рябинка». (Что вы услышали? – называют очень ласково). Иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – вот тот же самый мотив заговорит по-новому. Именно это отличает вещи, сделанные своими руками, – они не бывают абсолютно одинаковыми, у каждой что-то свое, особенное.

- И в итоге у мастеров получается вот такая красота (Слайд 12).

- Итак, мы познакомились с чудесами хохломской росписи, узнали, что зародился промысел в Нижегородской области, познакомились с цветовой гаммой (красный, черный, золотой, зеленый, желтый), а так же с элементами росписи (травка, листочки, ягодки, цветы, птицы).

- Ребята, как называют человека, который хорошо умеет делать свое дело? Мастер. А у мастеров всегда были ученики. И называют их подмастерьями. Теперь вы все становитесь подмастерьями. Вы приняты на учебу в Школу юных мастеров.



3. Практическая работы (дети разделены на 5 команд по 6-7 человек). Групповая работа.

- Представьте, юные мои подмастерья, что вы сидите по разным «мастерским». Сначала повторим с вами вместе элементы (я на доске на листе ватмана, дети в своих альбомах).

- Молодцы! Теперь каждая отдельная «мастерская» будет украшать свою посуду. Вы должны выбрать общий для «мастерской» мотив. У каждого из вас получится своя посуда, но должно быть что-то общее. У кого-то это будет только «травка», у какой-то «мастерской» - клубничка, у другой – «смородинка». Не забудьте также, что в росписи используются определенные цвета.

Дети расписывают шаблоны посуды. Командам розданы шаблоны, вырезанные из черной бумаги – тарелка, доска, ваза, горшки разной формы.



4. Итог урока. Рефлексия.



Импровизированная выставка работ на доске.

- Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали сегодня на уроке? В каком настроении вы пойдете домой?



Все сегодня молодцы!

Просмотр содержимого презентации
«Презентация_Золотая Хохлома»

Золотая ХОХЛОМА

Золотая ХОХЛОМА

Хохломская роспись –    У красы точеной Алых ягод россыпь,    Сарафан парчовый. Отголоски лета     По волнам узоров В зелени травы.     Яхонты горят. Рощи - перелески,     Что за чародеи Шелковые всплески,    Хохлому одели Солнечно-медовой     В этот несказанный Золотой листвы.     Праздничный наряд?    Роспись хохломская    Словно колдовская,    В сказочную песню    Просится сама.    И нигде на свете    Нет таких соцветий,    Всех чудес чудесней    Наша хохлома!

Хохломская роспись – У красы точеной

Алых ягод россыпь, Сарафан парчовый.

Отголоски лета По волнам узоров

В зелени травы. Яхонты горят.

Рощи - перелески, Что за чародеи

Шелковые всплески, Хохлому одели

Солнечно-медовой В этот несказанный

Золотой листвы. Праздничный наряд?

Роспись хохломская

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша хохлома!

Село Хохлома В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области. Название же свое роспись получила по названию села Хохлома, где шел активный торг такой посудой. Нынешнее село Хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки. А зародилось это искусство в конце 17. Ныне существует фабрика

Село Хохлома

В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области. Название же свое роспись получила по названию села Хохлома, где шел активный торг такой посудой. Нынешнее село Хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки. А зародилось это искусство в конце 17. Ныне существует фабрика "хохломской художник" в селе Семино.

Хохломские мастера за работой

Хохломские мастера за работой

Современные мастера творят настоящие чудеса

Современные мастера творят настоящие чудеса

В последние годы наблюдается возврат к традиционным русским промыслам. И хохломская роспись может быть модной!

В последние годы наблюдается возврат к традиционным русским промыслам. И хохломская роспись может быть модной!

Как же рождается красочная хохломская посуда? Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины (

Как же рождается красочная хохломская посуда? Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины ("вапы"). Глина закрывает поры дерева. Натирают серебристым алюминиевым порошком. Орнамент наносят масляной краской. После росписи и просушки изделия покрывают олифой (5-6 раз). Затем ставят в горячую печь - так появляется золотой цвет. Под влиянием высокой температуры серебро превращается в золото!

Основные элементы:

Основные элементы:

ягодки ягодки ягодки

ягодки

ягодки

ягодки