Урок по изобразительному искусству на тему
«Украшение и реальность. Портрет любимой мамы»
Цель урока: формирование нравственно-эстетической отзывчивости, художественно-творческой активности на основе прообразов природы; воспитание у детей ценностного отношения к самому близкому человеку – своей матери.
Задачи урока:
– познакомиться с произведениями художников-портретистов: с последовательностью построения портрета;
– развивать способность самостоятельно находить небанальные решения при выполнении рисунка; развивать зрительное внимание, зрительную память, координацию движения руки и глаза;
– способствовать воспитанию эмоциональной отзывчивость на красоту окружающего мира, любовь к окружающим и семье.
Тип урока: комбинированный.
Педагогические технологии:
творческие;
диалоговые;
информационные;
здоровьесберегающие.
Оборудование:
компьютер, проектор, электронная презентация;
фотографии мам;
альбомы, цветные карандаши, простой карандаш, ластик;
Межпредметные связи: с литературным чтением (слушание и первоначальный анализ рассказа «Мамин день» В. Сутеева).
Ход занятия:
Организационный момент (2 мин)
Подготовка рабочего места учащимися.
Постановка темы урока (5 мин)
Ребята, сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ, а вы скажите, о чём он и чему будет посвящён наш урок рисования. Далее учитель читает рассказ «Мамин праздник» В. Сутеева. Затем задаёт вопрос:
- Как назывался рассказ? К какому празднику дети готовили подарки для мамы? (Восьмое марта) А какие праздники вы ещё знаете, которые посвящены этому родному человеку? (День матери) Кто знает, когда отмечается такой праздник?
- Так чему будет посвящён наш сегодняшний урок? (Будем рисовать рисунок ко дню матери)
3. Основная часть (12 мин)
Далее идёт рассказ учителя:
- В конце ноября (последнее воскресенье ноября), вся страна будет отмечать праздник «День матери». Давайте подумаем, чем же мы можем порадовать и удивить наших мам. Я знаю одну очень интересную игру, могу предложить. Мамы должны угадать себя на портрете. Но для этой игры нужны портреты мам. Что же нам делать? Будем рисовать их портреты!
- А что такое портрет? (Ответы детей)
- Для того, чтобы портрет получился, чтобы вам было легче передать образ своей мамы, давайте обратимся к портретам знаменитых художников. Мы постараемся понять, что есть у них общего.
Далее на презентации демонстрируется несколько портретов знаменитых художников: В.В. Гога. «Портрет матери – Анны Корнелии» (1888 г.), К.А. Сомова «Незадолго до смерти» (1895 г.), К. Маковского «Мама» (1830 г.), А. Шилова «Моя мама» (1974 г.). Учитель обращает внимание детей на цветовую гамму рисунков (тёплая, светлая), черты лиц мам художников: добрые, у всех на лице улыбка.
- А теперь вспомните лица ваших мам. Я не ошибусь, если скажу, что это самые прекрасные женщины на свете. Правда? И каждая из них достойна того, чтобы нарисовали её портрет.
Сегодня мы будем рисовать портрет мамы. Я надеюсь, что вы будете очень внимательными и не упустите ни одной детали.
- Дети, сможете ли вы нарисовать так свою маму, чтобы она узнала себя на портрете? (Ответы детей) А смогли бы вы передать настроение мамы в своём рисунке? (Ответы детей).
Показ приемов рисования спокойного и весёлого лица.
Физминутка – 3 мин (с элементами кинезиологии*) Кинезиология* – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения:
Учитель демонстрирует выполнение кинезиологического упражнения «Перекрёстные шаги», «Ленивые восьмёрки».
Самостоятельная работа детей – 15 мин.
Что ж пора приступать к работе. Для чего мы решили нарисовать портрет? (Ответы детей).
Думаю, что вы ничего не забудете, как тот художник, и нарисуете все части лица. Чтобы портрет понравился маме, нужно рисовать аккуратно. Подумайте о том, как вы любите свою маму и передайте это в рисунке. Не забудьте передать и настроение вашей мамы.
Во время рассматривания работ спросить ребёнка о том, какую маму он хотел изобразить на портрете (добрая, красивая, заботливая, обаятельная, нежная, любимая, дорогая, милая, улыбчивая и т.д., получилось ли у него).
Итоги занятия. Выставка рисунков учащихся. (3 мин.)
Понравилось ли Вам наш урок?
Чему Вы научились на этом занятия?
Как Вы оцените работы других учеников?