Государственное казенное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат № 25»
«Тинга – тинга»
открытый урок изобразительного искусства
в 4 классе.
Подготовила: учитель
изобразительного искусства
Лыкова С. В.
Апрель 2018 год
Урок в 4 классе «Тинга – тинга».
Цель урока:
Образовательные Обеспечить:
- формирование умений работать в техники тинга - тинга,
- создание творческой работы в стиле африканской живописи тинга - тинга.
Развивающие создать условия для:
развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать;
развития элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки);
развития мировоззрения; развития навыков устной и письменной речи;
развития эстетических представлений и художественного вкуса; развития способности четко формулировать свои мысли;
Воспитательные создать условия для:
Задачи:
познакомить с историей возникновения техники «тинга - тинга»
выявить отличительные особенности живописи в технике «тинга - тинга»;
научить создавать композицию в формате А4;
развивать навык владения художественными материалами (карандаш, ластик, гуашь, кисти);
развивать навык владения приемом смешивания красок;
развивать творческие способности, эстетический вкус
развивать логическое мышление;
развивать элементы воображения и т.д.
воспитывать аккуратность и самостоятельность при создании художественного произведения.
Технология обучения: личностно-ориентированная.
Методы: словесный метод – беседа, объяснение; наглядный метод – показ, демонстрация; практический метод - самостоятельная работа; валеологический метод – физкультминутка.
Формы: индивидуальная.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты
В познавательной сфере: целостное представление о стиле тинга - тинга; умение различать данный стиль среди других стилей
В коммуникативной сфере: умение выполнять работу по своему усмотрению
Ключевые компетенции
Ценностно-смысловые: способность определять стили (тинга - тинга).
Учебно-познавательные: анализ и самооценка своей деятельности
Коммуникативные: владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуации общения.
Материал для учащихся: карандаши, краски, баночки с водой, бумага, ножницы, клей, ватные палочки.
Материал для учителя: презентация, музыкальное сопровождение.
1.Организационный.
Приветствие педагога. Подготовка учащихся к работе на занятии. Здравствуйте, ребята!
-Я рада вас видеть в кабинете.
Сегодня мы с вами будем учиться создавать красоту.
-Посмотрите на доску. Что вы можете сказать о рисунках, которые здесь размещены?
-Какие они?
-Чем необычна и привлекательна эта живопись?
- Рисовали мы с вами такие когда-нибудь?
-А хотите научиться так рисовать?
- Посмотрите на эти картины.
- Ваши первые впечатления, что вы подумали, увидев их?
( Какие краски? Кто изображён? Сюжет – фантазия или реальность? )
- Как вы думаете, откуда к нам могло прийти это искусство ? (Подсказка – обратите внимание на животных).
- Проверим!
- Вы готовы оправиться в Африку? Тогда вперёд! Произнесите хором название этого вида живописи?
Тогда приступим.
Организация рабочего места.
Предположительные ответы учащихся:
1)живопись привлекает внимание яркими красками, и в тоже время сюжеты очень просты;
2)красивый орнамент;
3)фон у картин имеет всего несколько цветов.
2. Сообщение темы и цели.
-Мы сегодня создадим творческую работу в стиле тинга-тинга с элементами аппликации.
-Как мы построим свою работу, чтобы у нас получился такой рисунок?
(Выясним особенности стиля тинга - тинга, затонируем фон, вырежем детали, наклеим их, нанесём элементы рисунка).
3. Изучение нового материала.
- И так , мы, действительно, в Африке! А конкретно где? В какой стране?
- Прочитайте хором слово ( в Танзании).
- А как вы думаете, что это за человек? Как он связан со стилем тинга-тинга?
- Давайте познакомимся с ним поближе?
Перед вами рисунки в стиле тинга - тинга.
- Кто на них изображён? (Животные Африки)
- Как вы думаете, откуда к нам пришёл этот стиль. (Из Африки)
Африка – это загадочный и дикий континент, который всегда манил путешественников своей волшебной красотой: оранжевыми закатами и бурными реками, нетронутыми уголками дикой природы.
Живопись тинга - тинга является как бы визитной карточкой страны и африканского искусства, хотя этот стиль рисования появился сравнительно недавно - в 60-х годах прошлого столетия и получил свое название по имени его создателя, танзанийского художника Эдуардо Тингатинга (1937-1972). Традиционными сюжетами картин являются изображения зверей, птиц или человеческих силуэтов. Первые картины рисовались на картоне, на стенах домов, на холсте и были размером примерно 60х60 см. Поэтому стиль тинга - тинга носит еще одно название — «квадратная живопись». Для создания картин художник использовал эмалевые краски, которыми красили автомобили и велосипеды. Яркие, необычные картины стали пользоваться большой популярностью. Это искусство до сих пор развивается и приобретает новые сюжеты, хотя их объединяют одни и те же общие черты:
1. Как правило, одноцветный фон с небольшим количеством оттенков;
2. Основной мотив наносится с помощью простых и четких линий и, как правило, занимает почти весь фон;
3.Отсутствие перспективы;
4. Размашистость и зачастую повторяющийся рисунок линий придает изображению характер живого экспрессивного орнамента.
- Животные изображены плоско, без объёма. Цвета яркие, насыщенные, напоминают о ярком африканском Солнце. Животные нарядны. Могут быть расписаны одним или несколькими цветами. Многие из них украшены орнаментом.
- Что такое орнамент?
- Какой орнамент преобладает?
- Цвет орнамента.
Обобщение: белые точки и кружочки. Хотя иногда орнамент может быть и цветным.
Наряду с точками могут быть и полоски. (Грива жирафа, хвост птицы)
- Рассмотрим животных тинга-тинга. Они тоже яркие, нарядные, украшены орнаментом.
- Орнаментом может быть и на отдельных частях птицы (крылья, шея, хвост, лапы).
- Полосы и точки могут объединяться в один узор.
- Посмотрите, например, как здесь ярко раскрашены и украшены орнаментом птицы.
- Фигуры животных так же украшены контуром.
- Какого цвета контур?
- Все ли фигуры обведены по контуру?
- Контуром может быть обведена как вся фигура, так и только часть.
- Подведём итог – тинга-тинга – наивное искусство. Оно похоже на детские рисунки.
Живопись тинга-тинга являет собой гармонию мира и всего живущего в нем.
- Кто является автором этого стиля?
-Какие особенности вам запомнились?
Физминутка.
Ребята, а теперь давайте встанем и отдохнем.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
4.Практическая работа учащихся.
А теперь, когда мы узнали про особенности живописи тинга - тинга, я предлагаю вам, ребята, создать свое художественное произведение в этом стиле.
-Но мы будем рисовать не зверей далёкой Африки, а бабочек, ярких и необычных.
Как нам нужно расположить лист бумаги?
1.Расположить лист бумаги в вертикальном формате.
2.Посмотрим, какие нужно взять краски, чтобы закрасить фон?
(жёлтая, зелёная, синяя; жёлтая, оранжевая, красная)
(Показ учителя)
4.Дадим просохнуть красочному слою, использованные вами краски можно пока или убрать, или просто отложить, чтобы не мешали.
5. Итак, ребята, а теперь возьмём цветную бумагу и нарисуем бабочек и траву.
(Показ учителя)
6. раскладываем детали на листе бумаги
7. Теперь тонкой кисточкой и белой краской рисуем различные узоры на бабочках и прожилки на траве.
Наша творческая работа в стиле африканской живописи готова, урок подходит к концу. Ребята, все вы молодцы, старались.
- Что вам понравилось больше всего на занятии?
- Что нового вы узнали?
Ребята, вы работали активно, с фантазией. Посмотрите, какие замечательные рисунки у вас получились.
-А может ли наш рисунок быть подарком.
- Какие пожелания с собой несёт этот рисунок?
- Кому его можно подарить?
Игра на внимание и знание птиц
Птица - не птица
Веселая игра на внимание и знание птиц. Взрослый читает стишки. Задача детей - внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите, что неправильно.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи...
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны,галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, лебеди, куницы, галки и стрижи, чайки и моржи
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, сойки и ужи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чайки, пеликаны, майки и орланы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, цапли, соловьи, окуни и воробьи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, палки и стрижи, бабочки, чижи, аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди и утки - и спасибо шутке!