СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по изобразительному искусству 5 класс Тема: «Матрешка»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок по изобразительному искусству 5 класс

 Тема: «Матрешка»

Цели и задачи урока:

1.Познакомить учащихся с историей создания матрешек, разнообразием форм, особенностями росписи, приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, пониманию истоков народного искусства.

2.Воспитывать любовь и интерес к традиционной культуре русского и мордовского народов, к своей родине и её истории.

3.Формирование художественного вкуса, эстетического чувства, цветовой гормонии.

4.Развивать познавательную и коммуникативную культуру обучающихся через знакомство с матрешкой.

5.Закрепить полученные знания в тестовом задании.

Оборудование: экран для показа слайдовой презентации, мультипроектор, матрешки, карточки для индивидуальной  работы.

Музыкальный ряд: русские и мордовские песни.

Литературный ряд: стихи, загадки о матрешках.

Просмотр содержимого документа
«Урок по изобразительному искусству 5 класс Тема: «Матрешка»»

Урок по изобразительному искусству 5 класс

Тема: «Матрешка»

Мещерякова Евгения Михайловна, учитель ИЗО.

Цели и задачи урока:

1.Познакомить учащихся с историей создания матрешек, разнообразием форм, особенностями росписи, приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, пониманию истоков народного искусства.

2.Воспитывать любовь и интерес к традиционной культуре русского и мордовского народов, к своей родине и её истории.

3.Формирование художественного вкуса, эстетического чувства, цветовой гормонии.

4.Развивать познавательную и коммуникативную культуру обучающихся через знакомство с матрешкой.

5.Закрепить полученные знания в тестовом задании.

Оборудование: экран для показа слайдовой презентации, мультипроектор, матрешки, карточки для индивидуальной работы.

Музыкальный ряд: русские и мордовские песни.

Литературный ряд: стихи, загадки о матрешках.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО И АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Текстовый слайд 1.

Отгадайте-ка загадку:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Конечно, речь идет о матрешках. Сегодня мы познакомимся с вами с историей создания русской матрешки, узнаем приемы росписи, характерные для разных районов России.

Иллюстративный слайд 8-20. Звучит музыка «Русская матрешка».

II ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову. (Слайд 22)

Будучи тонким знатоком музыки и изобразительных искусств, Мамонтов С.И. создал в своем подмосковном имении Абрамцево центр художественной жизни России. (Слайд 23)

С.И.Мамонтов объединил в своем подмосковном имении плеяду крупнейших русских художников, музыкантов и артистов. Абрамцево становится одним из центров художественной жизни России. Участники кружка художественной молодежи, в который вошли В. М. Васнецов, В. Д. и Е. Д. Поленовы, М. В. Нестеров, и многие другие, живо интересовались русской историей и культурой, собирали и изучали произведения крестьянского искусства, стремясь возродить народные художественные ремесла. (Слайд 24)

Вот тогда и решили художники, гостившие у Саввы Тимофеевича, попросить известного мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить похожую игрушку, но только свою, русскую. (Слайд 25)

Взял Василий подходящий чурбачок из липы, поставил его в токарный станок – и завертелась заготовка, полетели стружки из-под резца. Сначала выточил мастер голову, затем туловище, подрезал острым резцом в нужных местах, отшлифовал поверхность и взял готовую заготовку со станка. А расписал эту игрушку художник Сергей Малютин. И назвал ее Матреной, ласково Матрешкой. Это имя было очень распространенным в России. Вот так и родилась первая матрешка- россияночка. (Слайд 26)

Первая матрёшка появилась в Абрамцеве, недалеко от Москвы в конце прошлого века. Это была девочка в сарафане с петушком в руках. А в ней еще 8 маленьких куколок. (Слайд 27)

И стали с тех пор на Руси делать веселых матрешек в разных городах и селах. У каждого мастера – своя сноровка, свои привычки. И краски тоже свои, особенные.

Выражение лица у каждой матрёшки своё - есть куклы грустные, задумчивые, строгие, серьёзные, а есть весёлые, улыбчивые. Работа у художниц кропотливая, тонкая. (Слайд 28)

Сначала матрёшка попала в Сергиев Посад (ныне город Загорск). Усадьба Абрамцево совсем рядом. Здесь русскую красавицу расписывают гуашью, узор несложный, тона мягкие, очень похожа она на матрёшку, созданную Малютиным. Порой рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью. Делают здесь и русских витязей в шлемах и с копьями. (Слайд 29-30)

Много позже попала матрёшка в Поволжье, в Нижегородскую область. В городе Семёнове матрёшку одевают в красный сарафан, в белый фартук, на голову повязывают жёлтый платок с цветочной каймой, дают в руку пышный букет. На щеках у неё горит яркий румянец. (Слайд 31-32)

Полховские матрёшки стройнее своих подружек из других краёв. В селе Полховский Майдан матрёшек делают целыми семьями. За токарным станком стоит обычно глава семьи , а его жена и старшие дети расписывают матрёшек яркими анилиновыми красками, украшая сарафан крупными цветами, красными, белыми, жёлтыми. (Слайд 33-34)

Обратить внимание детей на различие наряда матрешек. Игра «Узнай матрешку». (Слайд 35)

Русская матрешка появилась на Мордовской земле в 1957 году в Мельцанском РПК, который тогда был одним из крупных предприятий местной промышленности Мордовской АССР.(Слайд 36)

Звучит музыка мордовской песни «Умарина». Обучающимся предлагается исполнить отдельные элементы мордовского танца, в движении ощутить красоту мордовской музыки (физкультминутка).

Мордовская матрешка имеет свою историю возникновения и развития. Произошла она от русской матрешки в середине двадцатого века. К тому времени русская матрешка уже была знаменитой и известной далеко за пределами России. Всеобщая мода на матрешку не только обогатила ассортимент русских промыслов, но вывела эту игрушку за пределы национальных границ. Таким образом, в середине 20 века появились башкирская, марийская, мордовская матрешки, расписанные в национальных традициях: их вид отдаленно напоминал народный костюм с вкраплениями отдельных элементов орнамента народной одежды.

За опытом создания матрёшки мельцанские мастера и художники ездили в города Семенов и Сергиев-Посад. Через 5 лет появились первые образцы мордовской матрешки, носившей в себе ярко выраженный национальный колорит. В отличие от игрушек других центров, роспись этих матрёшек была не столь яркой и насыщенной элементами, она скорее напоминала геометрический орнамент. В декоративном оформлении мордовской матрёшки большая часть поверхности оставалась незаписанной.(Слайд 37)

 Позже были открыты цеха по росписи матрешек на деревообрабатывающих комбинатах (ДОКах) в Ардатовском, Краснослободском, Ромодановском, Темниковском, Теньгушевском районах Мордовии. Во всех районах матрешек «одевали» в национальные костюмы, но в каждом из них были свои разработки в зависимости от типа костюма, который носился в данной деревне, селе, районе. (Слайд 37)

Посмотрите на примеры профессиональной росписи матрешек. Здесь использованы народные мотивы: колорит старинной одежды, ассоциации с узорочьем бисера, металлическими подвесками. Художники удачно применили в изделиях разнообразные элементы нагрудных украшений и вышивок, сведя их лишь к нескольким характерным деталям, превратив их в орнаментированные полоски. Таким образом матрешка приобрела свое лицо, свое национальное разнообразие. (Слайд 38)

В городе Краснослободске есть своя матрёшка – мордовочка. Большой вклад в развитие местной матрёшки внесла Людмила Петровна Зимина, передавая свой опыт работы детям в ДХШ. А теперь её ученики разрабатывают свои виды мордовской матрешки: Аброськина В.А., Воронская С.В., Аргудяева М.А. и др. (Слайд 40-42)

Ребята, давайте уточним, что же мы увидели в наряде мордовской матрешки? Какими узорами расписана матрешка-мордовочка? Какие цвета использованы?

Как рождается матрешка? (Слайд 43-46)

Матрешка настоящее чудо, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света - потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний, границ. (Слайд 47,48)

Русская матрёшка – это символ дружбы, любви, пожелания счастья и благополучия. И я вам ребята желаю этого. Она душа России!

Все матрешки произошли от первой. Матрешек любят покупать иностранные гости в качестве сувениров о нашей Родине, России. (Слайд 49)

III ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Работа по карточкам. (Во время выполнения задания звучат народные мелодии). Приложение 1

IV ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

1. Что вы узнали сегодня на уроке?

(Что собой представляет русская матрёшка, как она появилась на свет?

Как делают матрешек? Как их «одевают»? Чем отличаютс друг от друга матрёшки, изготовленные в разных местах?)

2.Что понравилось больше всего на уроке?


Приложение1

1.Назовите фамилию художника, который создал эскиз первой русской матрешки?

2. Подпишите название матрешки.





3. Чем отличается матрешка-мордовочка от других матрешек?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!