СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по кейс-методу в системе обучения английскому языку по фгос

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характерные особенности урока по методу case-study

Просмотр содержимого документа
«Урок по кейс-методу в системе обучения английскому языку по фгос»

УРОК ПО КЕЙС-МЕТОДУ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПО ФГОС

Т.В.Жилина

МБОУ «СОШ № 198», г. Северск Томской области

Стандарты второго поколения выделяют учебные ситуации среди всех технологий, методов и приемов, направленных на развитие универсальных учебных действий в основной школе.

Учебная ситуация рассматривается как особая единица учебного процесса,

призванная развивать определенные универсальные учебные действия. В отличии от традиционных методов обучения, учебная ситуация всегда носит проблемный характер, заставляя обучающихся разрешать ее. В процессе поиска решения происходит активное усвоение знаний.

Урок по методу case study представляется подходящим для реализации учебной ситуации.

Российские методисты определяют метод кейсов (кейс-метод, кейс-стади, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) как метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов) и как технику обучения, использующую описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. [2]

В уроке по методу case study Долгоруков А.М выделяет следующие этапы: ознакомление учащихся с текстом кейса; анализ кейса; организация обсуждения кейса, дискуссии, презентации; оценивание участников дискуссии; подведение итогов дискуссии. [1]

Содержательной основой такого урока является кейс - «информационный банк», материалами которого могут быть как печатные источники, так и электронные носители. Но не всякий набор информационных источников может являться кейсом. Кейс должен удовлетворять определенным требованиям: соответствовать поставленной цели создания; иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся; быть актуальным на сегодняшний день; быть ориентированным на коллективную выработку решений; иметь несколько решений, чем провоцировать дискуссию.

Приступая к созданию кейса, необходимо определить его вид, а затем отбирать источники в соответствии с основной обучающей задачей данного кейса.


Вид кейса

Содержание кейса

Цель создания кейса

Основная обучающая, образовательная задача кейса

Практический кейс

Жизненные ситуации

Познание, понимание жизни

Тренинг поведения

Обучающий кейс

Учебные (условные) ситуации

Понимание типичных характеристик ситуации

Анализ, осмысливание

Научно-исследовательский кейс

Исследовательские ситуации

Создание моделей ситуаций

Исследование, проектирование

[3]

Учебная дискуссия является основным методом, применяемым на уроке по методу case study. Дискуссия предполагает обмен мнениями по определенной проблеме, позволяет убедиться в правильности или ложности своих взглядов, способствует углублению знаний. Учащиеся должны быть подготовлены к ведению дискуссии: они должны знать, о чем говорить и как говорить, уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Презентация, или представление решений по результатам анализа кейса, выступает очень важным аспектом данного метода. Выбрать способ подачи информации, суметь донести информацию до аудитории, убедить слушателей в правильности принятых решений – задачи, которые учатся решать учащиеся.

Оценивание презентуемых решений является важной составляющей обучения по методу case study. Критерии оценивания должны быть предъявлены учащимся до начала работы с кейсами.

Применение кейс-метода представляет из себя непростой процесс, в котором значимую роль играют уровни подготовленности преподавателя и обучающихся к деятельности в таком режиме.

Кейс метод, основой которого является дискуссия, предполагает обсуждение проблемного вопроса, рассмотрение различных точек зрения на проблемную ситуацию и принятие решения по данной проблеме всеми её участниками. Для проведения успешной дискуссии важными умениями являются умение анализировать, сравнивать, систематизировать, делать выводы. Также значимым является умение корректно участвовать в дискуссии: слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения и принимать чужую.

Но на уроке английского языка умение говорить на иностранном языке выходит на первый план. Для того чтобы дискуссия состоялась, необходим достаточный уровень знания языка, обеспечивающий возможность осуществления не только подготовленного, но и неподготовленного монологического и диалогического высказываний. Такое общение может состояться на старшей ступени обучения.

Кроме того, лексическое наполнение темы для обсуждения не должно вызывать затруднений у учащихся, поэтому обсуждение case study может быть проведено только после прохождения данной лексической темы как завершающий урок(и).

Тема дискуссии должна быть интересна учащимся, для того чтобы было общение, а не формальный обмен стандартными заученными фразами. И задача учителя состоит и в умелом выборе проблемного вопроса, и в его эффектной презентации.

Урок по кейс методу - урок развивающий, обучающий, деятельностный. Урок данного типа – урок применения, умелого использования полученных учащимися знаний. Урок английского языка по методу case study представляется важным в системе обучения языку именно потому, что учащееся имеют возможность разрешения практической проблемной ситуации на основе полученных ими теоретических знаний. Такой урок ставит учащихся в реальную жизненную ситуацию, даёт им возможность оценить значимость полученных знаний или осознать их недостаточность. Уроки по кейс методу значимы при обучении английскому языку в наших условиях - отсутствия реальной, а не учебной языковой среды.

Литература:

1. Долгоруков, А.М. Метод кейсов (case study) / А. М. Долгоруков [Электронная версия статьи]. URL: http://pycode.ru/2012/05/case-study/ (дата обращения: 17.04.2016).

2. Метод кейсов. // Википедия: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F2%EE%E4_%EA%E5%E9%F1%EE%E2

(дата обращения: 10.04.2016).


3. Прищепа. Т.А. Лекция кейс-метод, кейс-технология. // Открытый класс: URL: http://www.openclass.ru/node/284481/ (дата обращения: 30.04.2016).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!