10класс Тема урока: Многоатомные спирты.
Планируемые результаты:
1. Предметные УУД: сформировать у обучающихся представление о многоатомных спиртах, характеризовать свойства и особенности строения многоатомных спиртов, их практическую значимость;
2. Метапредметные:
-
познавательные: давать определение понятиям, обобщать понятия; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы, обобщать информацию,
-
регулятивные: планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, осуществлять само- и взаимоконтроль, коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата
-
коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками, уметь слушать собеседника, осознанно использовать устную и письменную речь, умение формулировать собственное мнение, сравнивать, анализировать;
3. Личностные: формировать устойчивый познавательный интерес на основе положительной мотивации к обучению; вырабатывать готовность к самообразованию и самовоспитанию, умение управлять своей познавательной деятельностью.
Тип урока: комбинированный. Оборудование и реактивы: учебная презентация, учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия 10кл., растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, глицерин, вода.
Х О Д У Р О К А
I. Организационный этап
II. Проверка домашнего задания.(слайд №2)
Самостоятельная работа по теме «Предельные одноатомные спирты»
1. Общая формула одноатомных спиртов…
2. Написать структурную формулу 2-метилпентанол-1, а также формулы и названия одного его гомолога и любого изомера.
-
Винный спирт это…
-
Способ получения этилового спирта из непредельного углеводорода…
-
При взаимодействии одноатомных спиртов между собой образуются…
-
Записать уравнения реакций для осуществления превращений: С2Н5ОН - С2Н 4 - С2Н5Cl - С2Н5ОН
-
Виноделы всегда выстаивают вино без доступа воздуха, так как кислород способствует превращение этилового спирта в…
III Актуализация опорных знаний
В аптечном киоске я приобрела в качестве жаропонижающего средства лекарственный препарат «Панадол» для детей, который не содержит спирт (об этом свидетельствует надпись на упаковке).
Прочитав состав данного жаропонижающего средства, увидим, что кроме парацетамола и других компонентов там есть и спирт глицерин. Допустимо ли применение спирта в лекарственных препаратах для детей?
IV. Изучение нового материала
Расположите в логической последовательности вопросы, которые надо сегодня рассмотреть (слайд №4) (Все записи обучающиеся делают в визитной карточке, распечатанная, лежит у каждого на столе –Приложение №1)
В 1779 г. шведский аптекарь-химик Карл Шееле впервые получил глицерин и назвал полученную жидкость «сладкое масло».
А). Определение многоатомных спиртов (слайд №5,6,7), знакомимся с интересным фактом (слайд№8)
Б.) Номенклатура (слайд№9,10 )
В.) Физические и химические свойства
Физические свойства- работа по учебнику стр101 и слайд №11-12
Г) Химические свойства: (слайд № 13-18)
Великий русский ученый А.М.Бутлеров доказал, что строение вещества определяет его свойства. Как вы думаете: отразится ли увеличение количества гидроксогрупп –ОН на свойствах многоатомных спиртов?
1. взаимодействие с активными Ме
2. взаимодействие с галогеноводородами
3.взаимодейстие с азотной кислотой
4. специфическая реакция многоатомных спиртов- взаимодействие с гидроксидом меди(II) Глицерин + гидроксид меди (II) = глицерат меди (II) + вода (качественная реакция, выполняется обучающимися практически)
Упрощённая схема (ярко-синий раствор)
Химические свойства многоатомных спиртов аналогичны свойствам одноатомных спиртов, но увеличение числа гидроксильных групп усиливает кислотные свойства многоатомных спиртов.
Д) Способы получения: (слайд №19-22 )
Е) Применение (слайд №23-24) Этиленгликоль - яд! Используется для приготовления антифризов, в производстве синтетического волокна лавсана.
Положительное влияниеэтилен гликоля на качество дизельного топлива
Дизельное топливо является рабочей жидкостью топливной аппаратуры дизельных ДВС и от качества дизельного топлива во многом зависит производительность ДВС, экономичность и экологические требования, предъявляемые к дизельным ДВС на современном этапе.
Тринитроглицерин – взрывчатое вещество. Мы уже знакомились с работами А.Нобеля (создатель динамита, учредитель всемирно известной премии). Нитроглицерин - очень взрывчатое вещество, взрывается, особенно в твердом состоянии, от простого соприкосновения. Впервые нитроглицерин был получен итальянским химиком А. Собреро в 1847 году. Из всех бризантных взрывчатых веществ (веществ дробящего действия) нитроглицерин – самое сильное и опасное. Оно очень чувствительно к трению и удару. Применять нитроглицерин в свободном виде нельзя. Однако в 1868 году на нитроглицериновой основе А.Нобель создал относительно безопасный продукт – динамит, который хотя и обладает огромной разрушительной силой, но более удобен в обращении. Динамит взрывается только от капсюля-детонатора. Динамит обычно применяется при прокладке туннелей в горах, в строительстве. Конечно, снаряды динамитом не начиняют, но нитроглицериновый порох (баллистит) использовали во время первой и второй мировых войн. Применяют его и сейчас. Используют его для взрывных работ в смеси с 25% инфузорной земли (трепела). Такая смесь и называется динамит.
Глицерин используется в медицине, парфюмерии, в пищевой, текстильной промышленности, в кожевенном производстве и др. отраслях промышленности
V .Закрепление изученного материала:
слайд№ 25
-
Во всех многоатомных спиртах гидроксильные группы находятся при разных атомах углерода;
-
Число гидроксогрупп влияют на физические свойства спирта (за счет водородных связей);
-
Общие свойства с одноатомными спиртами обусловлено наличием функциональной группой ОН;
-
На примере многоатомных спиртов ещё раз убеждаемся в том, что количественные изменения переходят в изменения качественные: накопление гидроксильных групп в молекуле обусловило в результате их взаимного влияния появление у спиртов новых свойств по сравнению с одноатомными спиртами – взаимодействие с нерастворимыми основаниями.
Тестовое задание по теме: «Многоатомные спирты» (слайд №26-27)
1. Многоатомные спирты - это
1 - спирты, имеющие длинные углеводородные радикалы,
2 - спирты с разветвленным строением углеводородного радикала,
3 - спирты, имеющие несколько спиртовых функциональных групп.
2. К многоатомным спиртам не относится:
1 - этиленгликоль,
2 - фенол,
3 - глицерин.
3. Глицерин не взаимодействует с:
1 - натрием,
2 - угарным газом,
3 - азотной кислотой.
4. Взаимодействием с каким из веществ является качественной реакцией на глицерин:
1 - бром,
2 - гидроксид меди (II),
3 - хлорид железа (III).
VI Домашнее задание: (слайд №28)
Параграф 21 изучить, стр. 104 задания № 4 (а или б по выбору) и №6
VII Подведение итогов урока рефлексия (слайд №29)