СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по химии на тему «Процессы нейтрализации вокруг нас»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по химии на тему «Процессы нейтрализации вокруг нас»»

Внеурочное занятие по химии на тему «Процессы нейтрализации вокруг нас»

Дети рассаживаются по группам, вытянув при входе колбы с разным цветом растворов (красный, зеленый, голубой). На столе каждой группы стоит колба с соответствующим цвету раствором: красный, зеленый, голубой.

Учитель: здравствуйте ребята! Я рада встрече с вами.

Я предлагаю начать наше занятие с хорошо известной вам рекламы.

1.Видео рекламы «Ренни»

Учитель: Почему возникает эта проблема?

Дети отвечают: Изжога возникает в желудке при повышенной кислотности желудочного сока, т.е. повышении концентрации соляной кислоты НСl, что может вызвать гастрит или язву желудка.

Учитель: Давайте посмотрим на экран, перед вами задача и попробуем ответим на вопросы.

Ситуационная задача

Один обучающийся читает ситуацию на экране. Дети пытаются отвечать на заданные вопросы.

При обследовании пациента обнаружено, что рН желудочного сока равен 0,7. К каким заболеваниям может привести это отклонение рН от нормы (0,9 ‑ 2,5) и как можно ликвидировать эту патологию?

а) Имеет ли этот пациент повышенную кислотность желудочного сока?

б) Имеет ли этот пациент пониженную кислотность желудочного сока?

в) Можно ли ликвидировать это отклонение рН при приеме пациентом раствора пищевой соды NaHCO3(щелочная среда)?

г) Можно ли ликвидировать это отклонение рН приемом пациентом раствора хлорида аммония NH4Cl (кислая седа)?

д) Можно ли ликвидировать это отклонение рН приемом пациентом раствора 0,9% раствора NaCl (нейтральная среда)?

е) Почему лекарство «Ренни» устраняет проблему изжоги?

Эталонный ответ обучающихся:

Понижение рН желудочного сока по сравнению с нормой свидетельствует о повышенной кислотности у пациента.

Ликвидировать повышенную кислотность можно приемом раствора NaHCO3, так как эта соль дает при гидролизе щелочную реакцию среды.

Нельзя применять 0,9% раствор NaCl, имеющий нейтральную реакцию и раствор NH4Cl, дающий при гидролизе кислую реакцию среды.

Ренни в своем составе имеет нейтрализующие вещества.

Учитель: Тема нашего практического занятия «Процессы нейтрализации вокруг нас».

Учитель: А как вы думаете, где в жизни можно еще встретить процесс нейтрализации?

(Демонстрация примеров на доске и рассказ учителя)

Процесс нейтрализации между кислотой и щелочью, в результате которой образуется соль и вода, можно встретить "на каждом шагу", так как устанавливает нейтральную среду, которая характерна для многих живых организмов. Но сейчас о простых случаях:

  1. При выпечки различных хлебобулочных изделий "гасим" питьевую соду NaHCOз уксусной кислотой, при этом происходит реакция нейтрализации, выделяющийся углекислый газ делает выпечку пышной, эта же реакция проходит в желудке, когда человек борется с изжогой, что делать не рекомендуется регулярно, а лишь как исключение.

  2. Кислые почвы, на которых плохо созревают урожаи, садоводы и агрономы нейтрализуют поташом К2СОз или известью Са(ОН)2.

  3. В обычной жизни человека чистка зубов – это первая работа, которую человек выполняет утром после открытия глаз. Базовая зубная паста, которую использовал каждый человек, является отличным и подходящим примером нейтрализации.

Кислоты, образованные частицами пищи в промежутках между зубами, разлагаются зубной пастой (сочетание щелочных или основных соединений). Это снижает вероятность кариеса, сохраняя зубы нейтрализованными.

5. Шампунь со слабощелочным веществом используется в повседневной жизни для мытья волос. Отмечено воздействие шампуня на волосы по реакции нейтрализации.

Кондиционер используется после шампуня, чтобы нейтрализовать мягкое щелочное действие шампуня. в волосах. Восстанавливает нейтрализованную влажную природу волос и делает их здоровыми.

6.Реакция нейтрализации при очистке промышленных отходов

Образование промышленных отходов является очень распространенным явлением в эту недавнюю эпоху. Большинство промышленных отходов являются кислотными и токсичными по своей природе. Таким образом, обработка отходов, основными и щелочными соединениями, протекает через нейтрализацию.

Снижает возможность нанесения вреда природе кислыми отходами за счет правильного проведения реакции нейтрализации.

Учитель: Я предлагаю вам на практике познакомиться с процессом нейтрализации, с которыми не раз встречаются хозяйки, дома, на кухне. Но для начала нужно вспомнить правила техники безопасности при работе с кислотами и щелочами. (Правила техники безопасности при ожогах кислотами и щелочами, отображаются на экране)

При попадании на кожу раствора кислоты необходимо:

1.Встряхнуть видимые капли вещества

2.Смыть сильной струей холодной воды.

3.Обработать нейтрализующим 2% раствором соды.

4.Ополоснуть водой.

При попадании на кожу раствора щелочи необходимо:

1.Встряхнуть видимые капли вещества

2.Смыть сильной струей холодной воды.

3.Обработать нейтрализующим 2% раствором уксуса.

4.Ополоснуть водой.


Учитель: А теперь пройдите к рабочим столам, где стоят колбы с вашим по цвету раствором и выполнить опыт.

(На рабочем столе стоит оборудование и инструктивные карты)

1 группа

Свежее ли молоко?

Материалы и инструменты:

  • молоко;

  • пищевая сода;

  • стакан.

Ход опыта

  1. Наливаем полстакана молока.

  2. Всыпаем ½ ч. л. соды.

  3. Наблюдаем за реакцией.

2 группа

Готовим лимонад

Материалы и инструменты:

  • лимонная кислота;

  • пищевая сода;

  • сахар;

  • чашка;

  • ложка.

Ход опыта

  1. Насыпаем в пробирку по одной чайной ложке лимонной кислоты и соды, затем добавляем две чайные ложки сахарного песка.

  2. Пересыпаем всю смесь в сухую чистую чашку, основательно перемешиваем.

  3. Разделяем смесь на несколько равных частей. Каждую часть можно упаковать в пакетик.

  4. Одну такую часть высыпать в стакан и залить водой.

3 группа

Тушение свечей содержимым пустого стакана

Материалы и инструменты:

  • Столовый уксус;

  • пищевая сода;

  • стакан;

  • ложка;

  • свеча.

Ход опыта

1. Насыпаем соду в первый стакан и в него же добавляем уксус.

2. Поджигаем свечу.

3. Аккуратно "переливаем" из первого стакана полученный газ на горящую свечу.

Учитель: предлагаю вам вернуться в свои группы и заполнить результат вашей работы на доске, соответствующей вашему цвету раствора и сделать вывод.

1 группа пишет:

Результат опыта

Если появилась пена, молоко прокисло.

При добавлении бикарбоната натрия (соды) в кислую среду происходит реакция нейтрализации. Кислота и щелочь (сода) нейтрализуют друг друга, выделяя углекислый газ, который вспенивает смесь.

Вывод: Молоко свежее или несвежее

2 группа пишет:

Результат опыта

Получится шипучий и газированный напиток, освежающий, как лимонад.

Научное объяснение

При взаимодействии лимонной кислоты и гидрокарбоната натрия происходит реакция нейтрализации. Получаем натриевую соль лимонной кислоты, углекислый газ и воду

3 группа пишет:

Итог: при гашении соды уксусом выделяется углекислый газ СО2, который не поддерживает горение. Этот газ тяжелее воздуха и в итоге он заполняет весь стакан, вытесняя оттуда воздух, свеча должна потухнуть


Реакция нейтрализации на уроке химии (работа с реальным опытом)

Учитель: Давайте ребята теперь вернемся в начало занятия и к рекламе, что же нужно делать, чтобы не было изжоги и наш желудок был здоровым?

Дети: правильно питаться!

Учитель: предлагаю вам посмотреть видеофрагмент о причинах и устранении изжоги.

(Видео о правильном питании)

Учитель: Берегите свое здоровье! Питайтесь правильно!

Ну, а я вам предлагаю уже сейчас начать заботиться о своем здоровье и правильном питании! (Раздать пакетики с миндалем)









ПРИЛОЖЕНИЕ

1 группа

Свежее ли молоко?

Материалы и инструменты:

  • молоко;

  • пищевая сода;

  • стакан.

Ход опыта

  1. Наливаем полстакана молока.

  2. Всыпаем ½ ч. л. соды.

  3. Наблюдаем за реакцией.

Результат опыта

Если появилась пена, молоко прокисло.

Научное объяснение

При добавлении бикарбоната натрия (соды) в кислую среду происходит реакция нейтрализации. Кислота и щелочь (сода) нейтрализуют друг друга, выделяя углекислый газ, который вспенивает смесь.

2 группа

Готовим лимонад

Материалы и инструменты:

  • лимонная кислота;

  • пищевая сода;

  • сахар;

  • чашка;

  • ложка.

Ход опыта

1.Насыпать в пробирку по пол чайной ложке лимонной кислоты и соды, затем добавить две чайные ложки сахарного песка.

2.Пересыпать всю смесь в сухой чистый стаканчик, основательно перемешать.

3.Залить водой.

Результат опыта

Получится шипучий и газированный напиток, освежающий, как лимонад.

Научное объяснение

При взаимодействии лимонной кислоты и гидрокарбоната натрия происходит реакция нейтрализации. Получаем натриевую соль лимонной кислоты, углекислый газ и воду.

Н₃С₆Н₅О₇ + 3NaH­CO₃ – Na₃C₆H₅O₇ + 3CO₂ + 3H₂O






3 группа

Тушение свечей содержимым пустого стакана

Материалы и инструменты:

  • Столовый уксус;

  • пищевая сода;

  • сахар;

  • стакан;

  • ложка;

  • свеча.

Ход опыта

1. Насыпаем соду в первый стакан и в него же добавляем уксус.

2. Поджигаем свечу.

3. Аккуратно "переливаем" из первого стакана полученный газ на горящую свечу.

Итог: при гашении соды уксусом выделяется углекислый газ СО2, который не поддерживает горение. Этот газ тяжелее воздуха и в итоге он заполняет весь стакан, вытесняя оттуда воздух, свеча должна потухнуть










































 

1 группа

Свежее ли молоко?

Материалы и инструменты:

  • молоко;

  • пищевая сода;

  • стакан.

Ход опыта

1.Наливаем полстакана молока.

2.Всыпаем ½ ч. л. соды.

3.Наблюдаем за реакцией.


3 группа

Тушение свечей содержимым пустого стакана

Материалы и инструменты:

  • Столовый уксус;

  • пищевая сода;

  • стакан;

  • ложка;

  • свеча.

Ход опыта

1. Насыпаем соду в первый стакан и в него же добавляем уксус.

2. Поджигаем свечу.

3. Аккуратно "переливаем" из первого стакана полученный газ на горящую свечу.

2 группа

Готовим лимонад

Материалы и инструменты:

  • лимонная кислота;

  • пищевая сода;

  • сахар;

  • чашка;

  • ложка.

Ход опыта

1.Насыпать в пробирку по пол чайной ложке лимонной кислоты и соды, затем добавить две чайные ложки сахарного песка.

2.Пересыпать всю смесь в сухой чистый стаканчик, основательно перемешать.

3.Залить водой.

4.Можно попробовать на вкус.


1 группа

Свежее ли молоко?

Материалы и инструменты:

  • молоко;

  • пищевая сода;

  • стакан.

Ход опыта

1.Наливаем полстакана молока.

2.Всыпаем ½ ч. л. соды.

3.Наблюдаем за реакцией.


3 группа

Тушение свечей содержимым пустого стакана

Материалы и инструменты:

  • Столовый уксус;

  • пищевая сода;

  • стакан;

  • ложка;

  • свеча.

Ход опыта

1. Насыпаем соду в первый стакан и в него же добавляем уксус.

2. Поджигаем свечу.

3. Аккуратно "переливаем" из первого стакана полученный газ на горящую свечу.

2 группа

Готовим лимонад

Материалы и инструменты:

  • лимонная кислота;

  • пищевая сода;

  • сахар;

  • чашка;

  • ложка.

Ход опыта

1.Насыпать в пробирку по пол чайной ложке лимонной кислоты и соды, затем добавить две чайные ложки сахарного песка.

2.Пересыпать всю смесь в сухой чистый стаканчик, основательно перемешать.

3.Залить водой.

4.Можно попробовать на вкус.








1 группа

Свежее ли молоко?

Материалы и инструменты:

  • молоко;

  • пищевая сода;

  • стакан.

Ход опыта

1.Наливаем полстакана молока.

2.Всыпаем ½ ч. л. соды.

3.Наблюдаем за реакцией.


3 группа

Тушение свечей содержимым пустого стакана

Материалы и инструменты:

  • Столовый уксус;

  • пищевая сода;

  • стакан;

  • ложка;

  • свеча.

Ход опыта

1. Насыпаем соду в первый стакан и в него же добавляем уксус.

2. Поджигаем свечу.

3. Аккуратно "переливаем" из первого стакана полученный газ на горящую свечу.

2 группа

Готовим лимонад

Материалы и инструменты:

  • лимонная кислота;

  • пищевая сода;

  • сахар;

  • чашка;

  • ложка.

Ход опыта

1.Насыпать в пробирку по пол чайной ложке лимонной кислоты и соды, затем добавить две чайные ложки сахарного песка.

2.Пересыпать всю смесь в сухой чистый стаканчик, основательно перемешать.

3.Залить водой.

4.Можно попробовать на вкус.



























Пищевая сода

NaHCO3

Пищевая сода

NaHCO3

Пищевая сода

NaHCO3

Пищевая сода

NaHCO3

Пищевая сода

NaHCO3

Пищевая сода

NaHCO3

Пищевая сода

NaHCO3

Пищевая сода

NaHCO3

Столовый

уксус

С2Н4О2

Столовый уксус

С2Н4О2

Столовый уксус

С2Н4О2

Столовый уксус

С2Н4О2

Столовый

уксус

С2Н4О2

Столовый

уксус

С2Н4О2

Столовый

уксус

С2Н4О2

Столовый уксус

С2Н4О2

Лимонная кислота

НСНО

Лимонная кислота

НСНО

Лимонная кислота

НСНО

Лимонная кислота

НСНО

Молоко


Молоко

Молоко


Сахар

C12H22O11

Сахар

C12H22O11

Сахар

C12H22O11

Сахар

C12H22O11

Универсальный индикатор

Универсальный индикатор





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!