СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по химии на тему: "Соли с точки зрения ТЭД"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Знать состав, свойства, применение и получение средних, кислых и основных солей, их диссоциацию; уметь экспериментальным путём подтверждать химические свойства средних солей
  • Развивать умения сравнивать по составу различные виды солей, анализировать их способы получения, процесс диссоциации; формировать навыки экспериментальной работы, способность обобщать и систематизировать полученные знания о солях, их взаимосвязи с другими классами сложных неорганических веществ
  • Стимулировать деятельность обучающихся, применяя приёмы здоровьесберегающих технологий обучения (хромотерапии)

Оборудование:  на столе учителя – набор сухих солей ( NaCl, NaHCO3,  K2Cr2O7,  K2Cr2O4,  NiSO4 , CoSO4,  CuS; на столах обучающихся – реактивы: Zn, MgCl2, NaOH, Na2CO3, HNO3, BaCl2,  Na2SO4, CuSO4.

Просмотр содержимого документа
«Урок по химии на тему: "Соли с точки зрения ТЭД"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЧЕХОВСКИЙ ТЕХНИКУМ»








Урок на тему «Соли»

















Подготовила преподаватель химии

Носкова Ю.В.







2017 год


Урок на тему «Соли

Цели урока:

  • Знать состав, свойства, применение и получение средних, кислых и основных солей, их диссоциацию; уметь экспериментальным путём подтверждать химические свойства средних солей

  • Развивать умения сравнивать по составу различные виды солей, анализировать их способы получения, процесс диссоциации; формировать навыки экспериментальной работы, способность обобщать и систематизировать полученные знания о солях, их взаимосвязи с другими классами сложных неорганических веществ

  • Стимулировать деятельность обучающихся, применяя приёмы здоровьесберегающих технологий обучения (хромотерапии)

Оборудование: на столе учителя – набор сухих солей ( NaCl, NaHCO3, K2Cr2O7, K2Cr2O4, NiSO4 , CoSO4, CuS; на столах обучающихся – реактивы: Zn, MgCl2, NaOH, Na2CO3, HNO3, BaCl2, Na2SO4, CuSO4.

Ход урока

Организационный момент.

Опрос.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Сложные неорганические вещества». Прежде чем приступить к изучению нового материала, необходимо проверить ваши знания о составе и классификации уже изученных классов веществ.

Опрос будет проходить по группам: I группа (I ряд) – специалисты по оксидам, II группа (II ряд) – специалисты по основаниям, III группа (III ряд) – специалисты по кислотам. Всем обучающимся выдаются цветные листы контроля знаний с немыми (без формул) схемами, отражающими классификации оксидов (I группа), оснований (II группа), кислот (III группа).

I группа будет работать на жёлтых листах. Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце.

II группа получает синие листы. Синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создаёт атмосферу умиротворения, снимает раздражительность.

III группе достаются красные листы. Красный цвет – цвет жизни, он помогает бороться со стрессом, стимулирует чувственность и возвращает жизненную силу.

Лечение цветом называется хромотерапией. Надеюсь, что данный приём создаст на уроке благоприятную атмосферу и поможет вам справиться с поставленными задачами.

Итак, вспомним состав и классификацию сложных неорганических веществ.

- Какие классы сложных неорганических веществ вы знаете? Ответ: оксиды, основания, кислоты, соли. Посмотрите на доску.

Рис. 1 Рис. 2

- Задание: перемещением распределите по классам формулы указанных веществ. Выходят представители каждой группы и перемещением распределяют по классам формулы оксидов, оснований и кислот (рис. 2).

- Какие вещества называются оксидами? Ответ: оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2.

- Назовите выделенные оксиды. Ответ: Al2O3 - оксид алюминия, SO3 - оксид серы (VI), MgO – оксид магния.

- Какие вещества называются основаниями? Ответ: основания - это соединения, состоящие из атомов металла и одного или нескольких гидроксид-ионов OH- , способных замещаться на кислотные остатки с образованием солей.

- Назовите выделенные основания. Ответ: Cu(OH)2 – гидроксид меди (II), NaOH – гидроксид натрия, AL(OH)3 – гидроксид алюминия, Ba(OH)2 – гидроксид бария.

- Какие вещества называются кислотами? Ответ: кислоты - это соединения, состоящие из кислотных остатков и атомов водорода, способных замещаться атомами металлов с образованием солей.

- Как называются выделенные вами кислоты? Ответ: H3PO4 – ортофосфорная кислота, H2SO4 – серная кислота, HNO3 - азотная кислота, HCl – соляная кислота.

- А теперь повторим классификацию оксидов, оснований и кислот.

Идёт работа в группах, учащиеся заполняют немые (без формул) схемы на листах контроля знаний. При этом используются формулы выше названных веществ. По истечении 3-4-х минут проходит проверка на интерактивной доске: используя значок шторки, учитель постепенно открывает заранее заполненные схемы: «Оксиды», «Основания», «Кислоты».

На доске – схема «Оксиды».

- Проверим, как справилась с заданием I группа. Сравните результат своей работы с образцом на доске. Обратите внимание на характер свойств оксидов и соответствующих им гидроксидов.

Рис. 3

На доске – схема « Основания ».

- А теперь посмотрим, как распределили формулы оснований по двум классификациям обучающиеся II группы. Сравните результат своей работы с образцом.

Рис. 4

- Сегодня на уроке особенно важно знать деление оснований по кислотности на однокислотные и многокислотные.

В работу включается III группа. На интерактивной доске появляется схема «Кислоты».

Рис. 5

- Проверьте распределение кислот по двум классификациям. Обратите внимание на то, что кислоты по основности делятся на одноосновные и многоосновные.

- Итак, мы повторили состав и классификацию оксидов, оснований и кислот, а теперь приступим к изучению нового материала.

Изучение нового материала.

- Обратимся к уже знакомой схеме. На доске появляется изображение (рис. 2).

- Какой класс неорганических веществ ещё не изучался? Ответ: соли.

- Они обозначены на схеме зелёным цветом. Зелёный цвет – цвет природы, он успокаивает при болезненных состояниях.

- Сегодня на уроке мы расширим наши знания о солях, их многообразии, свойствах, способах получения и применении.

- Запишите тему урока – «Соли».

- Давайте вспомним, какие вещества относятся к солям. Ответ: соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.

- Сегодня на уроке вы узнаете более полное определение солей.

Соли – это продукты полного или частичного замещения атомов водорода в молекуле кислоты атомами металла либо продукты полного или частичного замещения гидроксогрупп в молекуле основания кислотными остатками.

Соли очень многообразны по своим свойствам и составу.

На интерактивной доске появляется схема «Соли».

Рис. 6

- Соли очень многообразны по своим свойствам и составу. Как видно из схемы, соли бывают средние (нормальные), кислые, основные, смешанные, двойные, комплексные. В смешанных солях атомы металла связаны с двумя разными кислотными остатками, в двойных – атомы двух металлов связаны с одним кислотным остатком. В комплексных солях выделяют комплексный ион (он пишется в квадратных скобках). Используя значок шторки, учитель закрывает правую часть схемы.

На уроке будут рассматриваться более подробно только средние, кислые и основные соли.

Хочется отметить некоторые физические свойства этих солей. Соли, за небольшим исключением, являются твердыми кристаллическими веществами. Большинство солей белого цвета, такие как гидрокарбонат натрия и хлорид натрия. Некоторые соли имеют оранжевую окраску как дихромат калия, желтую - хромат калия, зеленую – сульфат никеля (II), розовую - сульфат кобальта(II), черную – сульфид меди (II). Учитель демонстрирует названные соли.

Многие соли хорошо растворяются в воде. Кислые соли, как правило, лучше растворимы, чем соответствующие средние, а основные – хуже.

- А теперь поработаем с учебником. Учитель указывает параграф. Обучающиеся открывают нужные страницы.

- Найдите определение средних солей. Ответ: средние соли - это продукты полного замещения атомов водорода в молекуле кислоты на металл или продукты полного замещения гидроксид-ионов в молекуле основания кислотными остатками. Учитель приводит пример средней соли из схемы – сульфат магния.

- Найдите определение кислых солей. Ответ: кислые соли – это продукты неполного замещения атомов водорода в молекулах многоосновных кислот на металл. Учитель приводит пример кислой соли из схемы – гидросульфат магния.

- Чем по составу кислая соль отличается от средней? Ответ: в кислой соли в кислотном остатке присутствуют катионы водорода.

- При этом в названии соли появляется приставка гидро-.

- Найдите определение основных солей. Ответ: основные соли – это продукты неполного замещения гидроксид-ионов в молекулах многокислотных оснований кислотными остатками. Учитель приводит пример основной соли из схемы – хлорид гидроксомагния.

- В составе основной соли присутствуют гидроксид-ионы, наличие которых в названии указывают приставкой гидроксо- к названию катионов. Обучающиеся выписывают формулы и названия средней, кислой и основной солей из схемы.

Средние, кислые и основные соли при растворении в воде способны диссоциировать на ионы. На интерактивной доске появляется схема.

Рис. 7

- Посмотрите внимательно на схему. Какие особенности диссоциации средних, кислых и основных солей можно отметить? Ответ: средние соли диссоциируют в одну ступень. Кислые и основные соли диссоциируют ступенчато. Учитель просит обучающихся сделать записи в тетради.

- При диссоциации кислых солей образуются два вида катионов – катионы металла и катионы водорода. При диссоциации основных солей образуются два вида анионов – анионы кислотного остатка и гидроксид-ионы.

- А теперь обсудим способы получения каждого вида солей. Соли можно представить как продукты взаимодействия основания и кислоты. На интерактивной доске появляется схема.

Рис. 8

- Какие реагенты используются во всех реакциях? Ответ: реагенты одинаковые – гидроксид кальция и серная кислота.

- Почему же в ходе этих реакций получаются разные соли? Ответ: при получении кислой соли кислота взята в избытке, а при получении основной соли – в недостатке.

- А теперь сделаем записи в тетради: при получении кислой соли основание взаимодействует с избытком многоосновной кислоты. При образовании основной соли кислота взаимодействует с избытком многокислотного основания.

Следует отметить, что при получении средней соли основание может быть разной кислотности, а кислота - разной основности. При этом реагенты берутся в титрованных количествах. Идёт просмотр видео.

Рис. 9 Рис. 10

- Способов получения средних солей много. С некоторыми из них мы встречались при изучении оксидов, кислот и оснований. На интерактивной доске появляется схема, нижняя часть которой закрыта шторкой (рис. 10).

- Некоторые способы получения солей основаны на химических свойствах солей. В этом легко убедиться. Учитель открывает шторку. На схеме отражены химические свойства средних солей.

Рис. 11

- На схеме подчёркнуты те способы получения солей, которые совпадают с химическими свойствами солей. Учитель просит обучающихся открыть учебник, где показаны уравнения реакций, подтверждающие химические свойства солей. При этом указывается на особенности проведения некоторых реакций, в частности, образование нерастворимых продуктов.

- Многие соли имеют двойные названия. В повседневной жизни мы часто пользуемся тривиальными названиями солей. На интерактивной доске следующая страница (рис. 12).

Рис. 12

- Дайте двойные названия предложенных солей. Укажите основные области их применения. Ответ: NaCl – хлорид натрия, поваренная соль (приправа к пище); NaHCO3 - гидрокарбонат натрия, пищевая сода (добавка к тесту); KMnO4 - перманганат калия, марганцовка (медицинский препарат); CaCO3 – мел (строительный материал); (CuOH)2CO3 – карбонат гидроксомеди (II), малахит (ценный поделочный камень); HgCl2 – хлорид ртути (II), сулема (антисептик); NH4Cl - хлорид аммония, нашатырь (медицинский препарат); AgNO3 – нитрат серебра, ляпис (медицинский препарат).

Закрепление. Обучающимся предлагается тест на интерактивной доске. После выполнения работы обучающиеся сдают учителю листы контроля знаний на проверку.

Рис. 13

Домашнее задание: (составить уравнения реакций, иллюстрирующих генетическую связь между важнейшими классами неорганических соединений).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!