Проект урока.
Предмет, класс: Химия,биология, 10 класс
Тема: Жиры.
Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений
автор О.С.Габриелян-М.,Дрофа,2011г.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
(интегрированный урок)
Выполнила учитель
МОУ Саконской СОШ
Вагина В. И.
Психолого – педагогическая характеристика класса.
В классе обучается 7 человек. Из них 1 мальчик и 6 девочек. По итогам успеваемости за 2010-2011 учебный год в классе 2 отличника, на «4» и «5» успевают 3 человека, неуспевающих нет. По уровню развития класс можно разделить на две группы:
1. 71% учащихся имеют высокий уровень развития: они быстро включаются в работу, обладают высоким уровнем объёма и концентрации внимания; способны легко переключаться на другие виды работ. У них развита наблюдательность, умение видеть и наблюдать признаки, анализировать, сравнивать, находить различия, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи. У этих детей развиты почти все виды памяти: зрительная, слуховая, логическая. Быстро и прочно усваивается материал. Хорошо развита речь, богат словарный запас. Умеют чётко отвечать на вопросы и сами задают интересные вопросы. Имеют высокую учебную мотивацию.
2.29% имеют средний уровень развития. У них процессы торможения преобладают над процессами возбуждения. Обладают высоким объёмом внимания, но имеют средний уровень концентрации внимания. Эти дети не сразу усваивают материал, им иногда требуется помощь учителя или одноклассника. Не всегда могут самостоятельно проанализировать, обобщить, сравнить, сделать выводы, установить причинно – следственные связи. У них больше развито практическое мышление. Эти дети меньше читают, но речь их хорошо развита, богатый словарный запас. Они умеют развёрнуто отвечать на вопросы, рассказывать, но творческие задания вызывают у них затруднения. Обладают средним уровнем обучаемости.
Класс в эмоционально – волевой сфере уравновешен. Ребята стремятся получать знания, переживают за успеваемость, выполняют все просьбы и требования учителя.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ХИМИИ И БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ.
ТЕМА: ЖИРЫ.
Форма урока: «Круглый стол»
Цель урока носит триединый характер и состоит из трёх взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего. Эти аспекты цели определяют успешную реализацию основной функции урока.
Целями данного урока являются:
Образовательная:
1. . сформировать представление о жирах как о химических веществах.
2.изучить их строение.
3.Физические и химические свойства.
4. роль в природе и жизни человека.
Развивающая:
1.развивать умение работать с научно-популярной дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное, делать выводы.
2. проводить химический эксперимент.
3. Уметь обобщать и систематизировать материал.
4. Уметь делать выводы и анализировать.
5.Развивать навыки устной речи.
Воспитательная:
1. воспитывать научное мировоззрение, развивать чувство ответственности за порученное дело, коммуникабельность.
2. здоровый образ жизни.
Оборудование: бутылка подсолнечного масла, пачка маргарина, пачка сливочного масла, свеча, мыло, бутылка олифы.
На столах уч-ся:
вода, бензин (бензол), раствор КМпО4,
.
Ход урока.
Эпиграф: Химия везде, химия во всем:
Во всем, чем мы дышим,
Во всем, что мы пьем,
Во всем, что мы носим,
Во всем, что едим …
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организацион ный 2. Рефлексия. 3.Мотивация урока. 4.Изучение нового материала. Лабораторный эксперимент Лабораторный эксперимент Лабораторный эксперимент Лабораторный эксперимент Лабораторный эксперимент Закрепление Домашнее задание | Приветствие: «Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением». Проверка готовности учащихся к уроку.
Сегодня наш урок мы начнем такими словами (читает эпиграф): Химия везде, химия во всем: Во всем, чем мы дышим, Во всем, что мы пьем, Во всем, что мы носим, Во всем, что едим … Все вещества, которые у меня на демонстрационном столе, – подсолнечное масло, маргарин, свеча, мыло, сливочное масло, олифа – мы используем в своей повседневной жизни. Что их объединяет? Люди давно научились выделять жир из натуральных объектов и использовать его в повседневной жизни. Жир сгорал в примитивных светильниках, освещая пещеры первобытных людей, жиром смазывали полозья, по которым спускали на воду суда. Жиры – основной источник нашего питания. Но неправильное питание, малоподвижный образ жизни приводит к избыточному весу. Животные пустынь запасают жир как источник энергии и воды. Толстый жировой слой тюленей и китов помогает им плавать в холодных водах Северного Ледовитого океана. Так что же такое жиры? Зло это или благо для окружающей нас природы? Зачем нам решать эту проблему? (Обсуждение.) Что мы можем узнать об этих интересных веществах? Сегодня мы проведем заседание «круглого стола», а вы побываете в роли различных специалистов. Посмотрим на жиры с разных точек зрения, выслушаем мнения различных специалистов и придем к общему выводу. Где встречаются жиры в природе и какова их роль в природе? (выступление биологов). А сейчас послушаем историю, когда и кем были открыты жиры. Учитель. Химикам давно хотелось разобраться, что же такое жиры? (Выступление химиков)
Учитель: А как классифицируют жиры? По каким признакам?
УЧИТЕЛЬ: Перечислите основные физические свойства жиров.
От чего это зависит?
Давайте проследим это по таблице и сделаем вывод. (см. приложение №5) А сейчас мы изучим физические свойства жиров. Проведём эксперимент: растворите жир в ацетоне и в воде. Сделайте вывод. Каждый слышал такую фразу: при физической нагрузке человек сжигает жир. Выражение образное, но не лишено химического смысла. Мы уже вспомнили, что при расщеплении и окислении жиров в организме выделяется значительное количество энергии, необходимой для протекания жизненно важных эндотермических процессов поддержания постоянной температуры тела. Т.е жиры, как большинство органических соединений, горят. эксперимент: в форфоровой чашке налито несколько мл. растительного масла и помещен фитиль. Фитиль поджечь. результат: жир горит ярким сильно коптящим пламенем. До 19в. для освещения улиц и домов использовали китовый жир и сало. Помимо того, что пищевое сырье использовалось для технических целей, это привело к массовому истреблению редких животных. Поскольку жиры являются сложными эфирами, для них будет одно химическое свойство – гидролиз. Опыт: окисление растительного масла раствором перманганата калия в кислой и щелочной среде. Процесс гидролиза в щелочной среде называется омылением. При омылении жиров образуются глицерин и мыла – натриевые и калиевые соли карбоновых кислот. Непредельные жиры могут вступать в реакцию гидрирования .![]() Гидрирование растительных масел – важнейший промышленный процесс. Он стал возможным благодаря работам французского химика Поля Сабатье, нашедшего катализатор этого процесса: мелкоизмельченные металлические никель или платина. За это открытие в 1912г. Сабатье был удостоен Нобелевской премии. В результате этого процесса получается искусственный твердый жир – саломас, идущий на изготовление маргарина и заменителей сливочного масла. В жировую основу маргарина добавляют эмульгаторы, молоко, соль, сахар, ароматические вещества, сливочное масло. В кондитерской промышленности, как и в быту, маргарин идет на изготовление тортов, кремов, пирожных. Он придает тесту особый вкус и «легкость», а по калорийности не уступает натуральному коровьему маслу. Маргарин – это твердый жир, содержащий только остатки предельных карбоновых кислот. Поэтому маргарин не будет проявлять свойства непредельных УВ Сливочное масло – содержит остатки непредельных кислот, поэтому будет обесцвечивать бромную воду или раствор перманганата калия. - можем ли мы отличить натуральное сливочное масло от маргарина? эксперимент: опустить в раствор KMnO4 кусочек исследуемого жира. результат: если р-р обесцветился, значит – это сливочное масло, если не обесцветился, значит это маргарин.
Учитель. Как часто следует употреблять продукты, содержащие жиры? (выступление медиков) Из предложенных этикеток пищевых продуктов выберите те, что необходимы для питания. Учитель. Какие ценные продукты получают на основе жиров? ( выступление косметологов). Выполните лабораторный опыт и убедитесь в различии свойств мыла и синтетических моющих средств. А. К растворам мыла и порошка в отдельных пробирках прибавьте по 2—3 капли раствора фенолфталеина. Отметьте окраску раствора. Отсюда сделайте вывод, какое из этих моющих средств лучше применять для стирки тканей, чувствительных к щелочи (например, шерстяных). Б. В две пробирки налейте по 3—4 мл жесткой воды, т. е. воды, содержащей растворы солей кальция или магния. В одну пробирку добавьте по каплям раствор мыла, в другую- раствор стирального порошка, при этом после внесения каждой капли содержимое пробирок взбалтывайте. В каком случае приходится прибавлять больше раствора для образования устойчивой пены? Какое средство не утрачивает своей моющей способности в жесткой воде? Учитель. И в заключение заседания нашего «круглого стола» работники химчистки дарят вам советы по удалению жирных пятен с тканей. (Получают все учащиеся.) Учитель. Исходя из прозвучавших мнений и докладов специалистов, сделайте вывод: жиры – это зло или благо? Запишите свое мнение на листочке (каждый ученик) и обсудите в группах. | Приветствуют учителя.
Учащиеся имеют все необходимые для урока принадлежности. Ответ: Жиры. (записывают тему урока). Высказывают своё мнение по данным вопросам. (см. приложение №1, выступление биологов), ученики записывают в тетрадях функции жиров: Источники незаменимых жирных кислот, витаминов, гормонов. Строительная Энергетическая. 4. Запасная. 5. Защитная. См. приложение №2 Ученики записывают общую формулу жиров, формулы высших карбоновых кислот, входящих в состав жиров, а также тренируются в названиях жиров. (см. приложение №3) Учащиеся записывают классификацию жиров в тетради. (см. приложение №4). Ответ: легкоплавкие, нерастворимые в воде. Ответ: от состава и строения жирных кислот. Вывод:чем больше непредельных кислот, тем меньше температура плавления. Вывод: Жиры – не растворяются в воде, но хорошо растворяются в неполярных растворителях (ацетоне, бензине). Не кипят при обычных условиях, при высоких температурах разлагаются.
Ученики записывают уравнения химических реакций. (горение, гидролиз, гидрирование)
Выполняют эксперимент
См. приложение №6 Выбирают продукты и обосновывают свой выбор. См. приложение №7.
См приложение №8
каждый ученик пишет мини-ра ссказ о жирах.
|
Приложение №1
Жиры широко распространены в природе. Наряду с углеводами и белками они входят в состав всех животных и растительных организмов и составляют одну из основных частей нашей пищи. Источниками жиров являются живые организмы. Среди животных это коровы, свиньи, овцы, куры, тюлени, киты, гуси, рыбы (акулы, тресковые, сельди). Из печени трески и акулы получают рыбий жир – лекарственное средство, из сельди – жиры, используемые для подкормки сельскохозяйственных животных. Растительные жиры чаще всего бывают жидкими, их называют маслами. Применяются жиры таких растений, как хлопок, лен, соя, арахис, кунжут, рапс, подсолнечник, горчица, кукуруза, мак, конопля, кокос, облепиха, шиповник, масличная пальма и многих других.
Жиры выполняют различные функции: строительную, энергетическую (1 г жира дает 9 ккал энергии), защитную, запасающую. Жиры обеспечивают 50% энергии, требуемой человеку, поэтому человеку необходимо потреблять 70–80 г жиров в день. Жиры составляют 10–20% от массы тела здорового человека. Жиры являются незаменимым источником жирных кислот. Некоторые жиры содержат витамины А, D, Е, К, гормоны.
Многие животные и человек используют жир в качестве теплоизолирующей оболочки, например, у некоторых морских животных толщина жирового слоя достигает метра. Кроме того, в организме жиры являются растворителями вкусовых веществ и красителей. Многие витамины, например витамин А, растворяются только в жирах.
Некоторые животные (чаще водоплавающие птицы) используют жиры для смазки своих собственных мышечных волокон.
Жиры повышают эффект насыщения пищевыми продуктами, т. к. они перевариваются очень медленно.
При окислении жиров выделяется в 2 раза больше теплоты, чем при окислении белков и углеводов.
В белках и углеводах процентное содержание водорода немного ниже, а кислорода выше, чем в жирах. А ведь именно окисление водорода даёт самый большой тепловой эффект. Поэтому жиры - самая калорийная пища. Основные энергетические запасы живой организм хранит в форме жиров.
Жиры нерастворимы в воде, поэтому не усваиваются непосредственно.
Под влиянием ферментов поджелудочного сока и кишечного сока жиры подвергаются гидролизу в тонких кишках.
Продукты гидролиза всасываются ворсинками кишечника, а затем частично синтезируется жир, свойственный данному организму.
Приложение №2
Исследование жиров известным французским химиком М. Э. Шеврелем относится к числу классических работ, создавших фундамент органической химии. Он посвятил изучению жиров 14 лет. В 1808 году к нему обратился владелец текстильной фабрики с просьбой изучить состав мягкого мыла, получаемого на фабрике. Шеврель установил, что мыло – это натриевая соль высшей жирной кислоты. Шеврель изготовил мыла из жиров различных животных, выделял из них жирные кислоты. Так были получены впервые стеариновая, олеиновая, капроновая кислоты. Шеврель показал, что жиры состоят из глицерина и жирных кислот, причем это не просто их смесь, а соединение, которое присоединяя воду, распадается на глицерин и кислоты. Шеврель вместе с Гей – Люссаком предложил способ получения стеариновых свечей. Синтез жиров осуществил в 1850 году Марселен Бертло, нагревая в запаянных стеклянных трубках смесь глицерина и жирных кислот. Методом синтеза он установил строение жиров.
Приложение №3.
Жиры – природные соединения, которые представляют собой сложные эфиры глицерина высших карбоновых кислот.
Общая формула жиров:
Н2С – О-СОR1
Н С - О – СОR2
Н2С – О – СОR3
Природные жиры содержат в основном остатки карбоновых кислот от С10 –С18 . Природные жиры отличаются друг от друга только остатками карбоновых кислот. В состав природных жиров входят только одноосновные карбоновые кислоты с нормальной неразветвленной цепью и чётным числом атомов углерода. Чаще всего жиры образованы высшими карбоновыми кислотами:
С17 Н33 СООН - олеиновая кислота / 1 дв. связь/присутствует во всех жирах.
С17 Н31 СООН – линолевая кислота /2 дв. связи/
Изредка в жирах встречаются карбоновые кислоты разветвленного и циклического строения. Так, например, в семенах одного восточного растения содержится хаульмугровое масло, используемое для лечения проказы. В его состав входит хаульмугровая кислота. В непредельных кислотах может содержаться от 1 до 6 двойных связей. Обычно в состав того или иного жира входит 5-8 остатков различных кислот / в сливочном масле их 20 /.В составе животных жиров преобладают предельные кислоты, в составе растительных- непредельные.
Как даются названия жиров?
По систематической номенклатуре жиры называют триацилглицеринами. У ацилов суффикс - оил.
Например: СН2 - О – С - О С17 Н33
СН – О – С - О С17 Н33
СН – О – С – ОС17 Н33
Называется такой жир: три-оле-оил-глицерин.
А теперь попробуйте сами назвать жир:
СН2 - О – С – ОС15Н31
СН – О – С – ОС17Н35
СН2 – О – С - ОС15 Н31
Приложение №4.
Классификация жиров по разным признакам:
по происхождению



1.растительные 2.животные
а) высыхающие (льняное, маковое) ( говяжий, бараний, рыбий)
б) полувысыхающие (соевое, хлопковое)
в) невысыхающие (оливковое, арахисовое)
По консистенции
1.Твердые (сливочное, кокосовое, свиной жир)
2.Жидкие (хлопковое, рыбий жир)
По составу
1.Простые (все ацильные остатки одинаковые)
2.Смешанные (ацильные остатки разные)
Приложение №5.
Жиры | Температура плавления | Преобладающие кислоты | |
Подсолнечное | - 21 | олеиновая | |
Оливковое | -2 | олеиновая | |
Жир молоко (коровье) | 33 | Олеиновая, пальмитиновая | |
Бараний жир | 50 | Пальмитиновая, стеариновая, олеиновая | |
Свиной жир | 45 | Пальмитиновая, стеариновая, олеиновая | |
Приложение №6.
Неправильное питание – причина многих болезней. Недостаточная мышечная нагрузка, малоподвижный образ жизни при высококалорийном питании – основные факторы, способствующие появлению людей с избыточной массой.
Жировая ткань весьма активна и даже агрессивна. Агрессивность жировой ткани в организме проявляется в ее способности образовывать новое количество жира. Люди, страдающие ожирением, в два раза чаще, чем люди с нормальной массой тела, умирают в возрасте 40–50 лет.
Не следует перегружать себя избыточной пищей. Ограничивать питание нужно за счет животной пищи, богатой белками и жирами, – мяса животных, колбасных изделий, мясных консервов. Жиры лучше получать за счет кисломолочных продуктов, сои, орехов, семечек, растительных масел.
Чтобы избежать переедания и ожирения, нужно есть низкокалорийные продукты с высоким содержанием клетчатки (прежде всего овощи и фрукты). Не следует употреблять «тяжелую» пищу на ночь (происходит нарушение сна и усиленное отложение жировых запасов), а также нельзя есть в агрессивном состоянии (у эмоционально неустойчивых людей нередко формируется привычка к обжорству).
Приложение№7
Мыла - это соли жирных кислот. Наибольшее распространение имеют натриевые мыла. Их получают в больших количествах путем гидролиза (разложения водой) жиров раствором едкого натра или соды при нагревании. Этот процесс называют омылением жиров, в результате него образуется соль органической кислоты - мыло и выделяется глицерин (входящий в состав жира). Для отделения мыла от глицерина к смеси добавляют водный раствор хлорида натрия, в котором мыло растворяется очень плохо. Благодаря этому образуются два слоя: нижний — раствор глицерина и поваренной соли в воде, верхний — получившееся мыло.
Натриевые мыла имеют формулу RСОONа. Есть также и жидкие калиевые мыла. Их формула RСООК.
Применение жиров не ограничивается сферой потребления его как пищевого продукта и производства мыла. Их используют в промышленности для получения многих ценных продуктов: олифы для разбавления масляных красок, глицерина, косметических средств и др.
В связи с возникновением продовольственной проблемы на нашей планете все острее становится необходимость замены жиров в технике непищевым сырьем. Так, для получения олиф в производстве масляных красок можно использовать не растительные масла, а углеводородное сырье (нефть и газ).
В производстве мыла можно использовать жирные кислоты, получаемые не из жиров, а из природных углеводородов (нефти и газа).
В быту и на производстве вместо мыла в качестве моющих средств широко используют синтетические моющие средства, и в частности хорошо известные вам стиральные порошки. По ряду свойств они превосходят мыла.
Каковы основные направления применения жиров?


В пищу Глицерин Смазочные материалы




Для изготовления Стеариновые косметических Жиры свечи
средств
Олифа Мыло Лекарства
Приложение№8
СОВЕТЫ ХИМЧИСТКИ
Знание химии может облегчить решение бытовых проблем.
1. Как можно почистить засаленные манжеты и воротнички курток, пальто, пиджаков?
• Необходимо смочить губку раствором нашатырного спирта и потереть ею загрязненные жиром места.
2. Как можно вывести свежие и застарелые жировые пятна с различных видов тканей?
• Свежие жировые и масляные пятна с любой ткани выводят, проглаживая ткань утюгом (100 °С) через несколько слоев промокательной бумаги, приложенной с внутренней и с лицевой сторон ткани.
• С шерстяной ткани свежее пятно удаляют с помощью теплого водного раствора стирального порошка или нашатырного спирта. Застарелое пятно натирают смесью мыла с бензином (1:10), а потом чистят это место бензином.
• Чтобы вывести пятно с шелковой ткани, погружают загрязненный участок на 5–10 мин в раствор, состоящий из нашатырного спирта, глицерина и воды. Затем изделие промывают в теплой воде.
Самоанализ урока.
Проведен урок изучения нового материала по теме «Жиры».
При планировании урока были учтены реальные возможности и
психологические особенности учащихся: достаточно высокий уровень
развития и сформированности учебных умений и навыков. На уроке
решались следующие задачи:
1. Образовательные:
- обеспечить усвоение знаний учащихся о строении и свойствах
жиров;
- познакомить с биологическим значением некоторых жиров.
2. Развивающие:
- развивать умения анализировать и описывать процессы и явления,
сравнивать, делать выводы;
- развивать память, речь.
3. Воспитательные:
- Воспитывать умения работать в коллективе;
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
- Воспитывать пробуждение интереса к образовательной области
«Химии».
На уроке использовались различные формы работы: фронтальная,
индивидуальная, групповая.
Применялись следующие методы обучения: словесно-репродуктивный,наглядный, частично-поисковый, исследовательский, практический.
Работа происходила в сотрудничестве с учителем.
Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.
Осуществлялись межпредметные связи (химия, экология) и связь с
жизнью.
Личностно-орентированное обучение определяет учителю
сопровождающую позицию на уроке по отношению к ученической
деятельности, помощь учащимся в постановке и достижении его
образовательных целей. Развитие образовательной ситуации на уроке означает возможность перехода ученика на более высокие смысловые уровни освоения учебного материала. Постепенное включение инновационных элементов в традиционный урок приводит к тому, что у учащихся вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, развивается позитивное видение изучаемых предметных областей.
Способ интеграции теоретических знаний, практических умений и опыта творческой деятельности школьников в процессе данного урока с экологической направленностью позволяет планомерно, ритмично,
последовательно и целенаправленно вовлекать всех школьников в активную самостоятельную познавательную деятельность в соответствии с их интересами.
Проведение урока по такой методике способствует повышению интереса учащихся к предмету и улучшению успеваемости, что подтверждается соответствующими диагностическими срезами.
Применение творческих задач на уроке позволяет учителю стимулировать развитие познавательного интереса учащихся, способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работы в группах, развивать творческие способности школьников.
Полученные учащимися навыки будут востребованы при дальнейшей учебе в колледжах, вузах.
Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание
работоспособности и активности учащихся на уроке. Задачи урока
реализованы.
Список используемой литературы.
1. Потапов В.М., Татарчик С.И. « Органическая химия» / Москва «Просвещение», 1986 г.
2. «Жиры, их свойства и строение» / Газета – приложение «Химия» №5, 2005 г.
3. « К изучению биологических функций жиров» / «Химия в школе» №8, 2004 г.
4. Лыгин С.А., Голешицева И.Л. « Реализация межпредметных связей при изучении жиров» / «Химия в школе» №7, 2005г.
5. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия 10 кл. М.: Дрофа, 2004 г.
6. Габриелян О.С. Химия 10кл. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2007 г.
7.Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Лысова Г.Г. Химия 11 кл. М.: Дрофа, 2002 г.
8.Скурихин И.М., Нечаев А.П. «Все о пищи с точки зрения химика». М.: Высшая школа, 1991 г.
![]()