Тема: Соли.
Цели:
Образовательная: способствовать формированию знаний, обучающихся о солях, рассмотреть состав и название солей;
Развивающая: развить представления обучающихся о классах неорганических соединений;
Воспитательная: формирование навыков поведения в коллективном и индивидуальном учебном труде.
Деятельностная: формирование у обучающихся умений определять соли на основе их состава; давать название солям; применять эти умения в нестандартных ситуациях.
Содержательная: расширить понятийную базу по классам неорганических соединений - ион, заряд иона, степень окисления элемента, кислотный остаток.
Задачи:
1. изучить состав и названия солей; продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степень окисления элемента (предметный результат);
2. продолжить развивать умения: формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах. (метапредметный результат);
3. сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).
4.продолжить обучение школьников определять степени окисления в сложных соединениях
Оборудование и реактивы для учителя: образцы кристаллических солей: поваренная соль, карбонат кальция (мел, известняк), медный купорос, таблица Д.И.Менделеева, ПК, экран, штатив с пробирками, девиз, ноутбук, проектор мультимедийный
Разработала и провела
учитель химии
Егорова Светлана Николаевна
1.Организационный момент. Проверка домашнего задания
Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Проверяют домашнее задание у доски.
2. Состав и названия солей.
Учитель дает определение солей. Уч-ся записывают его в тетради. Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков. Приводит несколько химических формул солей и из предложенных формул выбрать те формулы, которые они ещё не изучали. И сравнить, чем они сходны между собой, а чем отличаются? (предполагаемый ответ: сходство - во всех формулах на первом месте присутствует металл, а отличаются кислотными остатками).
Образование соли хлорида натрия и выяснение у учащихся, почему соли считаются производными кислот и оснований? (ответ: они образуются из кислот и оснований)
Учитель просит обратить внимание учащихся на некоторых представителей солей: поваренная соль, гипс, железный купорос, медный купорос, карбонат кальция, сульфат магния. Учащиеся рассказывают кратко о поваренной соли и карбонате кальция.
Учитель. Сегодня мы с вами посещаем Страну веществ, классовое название которых означает «рождённые солнцем». Почему же «рождённые солнцем»? Да потому что многие вещества этого класса любят «прятаться» в воде. Но как только горячие солнечные лучи выпарят воду, эти вещества предстают перед нами во всей своей красе. Посмотрите, какими разными они бывают!
Порядок составления формул солей:
Вначале записывают заряды ионов, из которых состоит соединение : Аl 3+ S 2+. Заряд иона металла можно найти в таблице растворимости.
Находите наименьшее кратное двух чисел 3*2=6
Делим н.о.к. на заряды соответствующих ионов. Получаем индексы. Для Аl – 6:3=2 (индекс) Для S – 6:2+3 (индекс)
Составляем химическую формулу, выписывая индексы возле знаков химических элементов: Al2 S3. Прочитываете формулу «алюминий – два, эс-три» Итак в молекуле Al2 S3 имеются 6 положительных зарядов и 6 отрицательных зарядов. Что бы давать название соли, необходимо выучить наизусть название кислотных остатков. Вот несколько примеров названий солей:
Fe2 (SO4)3 - сульфат железа (ΙΙΙ)
Fe2 (SO3)3 – сульфит железа (ΙΙΙ)
Fe SO4 - сульфат железа (ΙΙ)
FeSO3 - сульфит железа (ΙΙ)
Соли представляют из себя твёрдые вещества, кристаллические, хорошо растворимые в воде, с разнообразным цветом.
Номенклатура солей
Название соли | = | Название кислотного остатка | + | Название металла в родительном падеже | + | С.О. или вал. металла |
Формулы кислотных остатков и их названия.
3.Классификация солей
По составу: средние, кислые, основные (определения, учащиеся формулируют сами)
По растворимости: растворимые в воде и нерастворимые
4.Физические свойства солей. Важнейшие представители этого класса
Поваренная соль
Хлорид натрия – это единственное минеральное сырьё, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. Без соли не возможны физиологические процессы в организме. Она в виде ионов содержится в крови, обеспечивает работу эритроцитов, в мышцах обуславливает способность в возбудимости. В тех странах, где соли было мало, люди прибегали к различным способам удовлетворить свои потребности в ней. Меланезийцы каждое утро натощак пили морскую воду. В Новой Зеландии пищу запевали морской водой. На островах Самоа, Таите и Тонга население употребляло в пищу сырую рыбу, обмакивая её в морскую воду, налитую в скорлупу кокосовых орехов. В Северной Америке индейские племена высушивали и прессовали специальной вид морской водоросли и этим своеобразным пирогом закусывали каждый кусок пищи. У травоядных животных потребность в поваренной соли высока. Лошади, коровы, козы, овцы с удовольствием едят солёный корм. Дикие животные пьют воду солёных источников и едят солончаковые травы. Все пищевые продукты содержат поваренную соль в некотором количестве: мука – 0,01%, картофель – 0,04%, фрукты – 0,05 %, молоко – 0,15%. Прибавляя к пище ежедневно около 20 г соли, человек съедает в год 7 – кг, а за 70 лет – 500 кг.
Карбонат кальция.
Известняк. Это минерал органического происхождения. Он используется в строительстве, из него производят много строительных материалов. Он идёт на производство цемента, карбида кальция, соды, извести.
Мел. Из него изготавливают зубной порошок и школьные мелки. Это ценная добавка при производстве бумаги, резины, в строительстве – при побелки зданий.
Мрамор. Это плотная кристаллическая порода. Естественный цвет его белый, но различные примеси окрашивают его в различные цвета. Чистый мрамор встречается редко, его используют на работу скульптуры. Цветной мрамор используется как облицовочный материал в строительстве зданий.
Карбонат кальция. Входит в состав наружного скелета моллюсков (раковин), скорлупы яиц.
Фосфат кальция. Входит в состав внутренн его скелета позвоночных: костей, зубов. Он входит в состав апатитов и фосфоритов. Минерологи назвали так этот минерал, что в переводе апатит с греческого означает «обманщик». Он может менять свой внешний вид, то быть похожим на кварц, известняк или мрамор.
5.Химические свойства солей
Соли реагируют с кислотами, щелочами, солями, если выпадает осадок, выделяется газ.
соль + кислота =др. соль + др. кислота Ba(NO3)2 + H2SO4 = (Д.О.)
соль + щелочь = др. соль + др.основание CuCl2 + NaOH = (Д.О.)
соль1 + соль2 = соль3 + соль4 CuSO4 + Na2CO3 = (Л.О.)
соль + металл =др.соль + др. металл CuSO4 + Fe = (Л.О.)
6.Закрепление пройденного материала
Назовите следующие вещества : SO3, Аl2 O3, MnO2, HNO2, H2CO3, HCl, LiOH, Определите в них степени окисления элементов. Выберите из списка оксиды.
Ребята , урок окончен . Какое у Вас настроение ? На Ваших столах находятся вопросы . Попробуйте оценить свою работу на уроке.
Тест . «Как я усвоил материал ?»
А) Получил прочные знания , усвоил весь материал 9-10 баллов
Б) Усвоил материал частично 7-8 баллов
В) Мало , что понял , необходимо еще поработать 4-6 баллов
На дом параграф 21 упр.1 – 3 Подготовиться к самостоятельной работе по номенклатуре основных классов химических соединени. Для этого обязательно