СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по химии в 8 классе "Соли"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан на получение новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Урок по химии в 8 классе "Соли"»

Тема: Соли.

Цели:

Образовательная: способствовать формированию знаний, обучающихся о солях, рассмотреть состав и название солей;

Развивающая: развить представления обучающихся о классах неорганических соединений;

Воспитательная: формирование навыков поведения в коллективном и индивидуальном учебном труде.

Деятельностная: формирование у обучающихся умений определять соли на основе их состава; давать название солям; применять эти умения в нестандартных ситуациях.

Содержательная: расширить понятийную базу по классам неорганических соединений - ион, заряд иона, степень окисления элемента, кислотный остаток.

Задачи:

1. изучить состав и названия солей; продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степень окисления элемента (предметный результат);

2. продолжить развивать умения: формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах. (метапредметный результат);

3. сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).

4.продолжить обучение школьников определять степени окисления в сложных соединениях

Оборудование и реактивы для учителя: образцы кристаллических солей: поваренная соль, карбонат кальция (мел, известняк), медный купорос, таблица Д.И.Менделеева, ПК, экран, штатив с пробирками, девиз, ноутбук, проектор мультимедийный





Разработала и провела

учитель химии

Егорова Светлана Николаевна



1.Организационный момент. Проверка домашнего задания

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Проверяют домашнее задание у доски.

2. Состав и названия солей.

Учитель дает определение солей. Уч-ся записывают его в тетради. Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков. Приводит несколько химических формул солей и из предложенных формул выбрать те формулы, которые они ещё не изучали. И сравнить, чем они сходны между собой, а чем отличаются? (предполагаемый ответ: сходство -  во всех формулах на первом месте присутствует металл, а отличаются кислотными остатками).




Образование соли хлорида натрия и выяснение у учащихся, почему соли считаются производными кислот и оснований? (ответ: они образуются из кислот и оснований)

Учитель просит обратить внимание учащихся на некоторых представителей солей: поваренная соль, гипс, железный купорос, медный купорос, карбонат кальция, сульфат магния. Учащиеся рассказывают кратко о поваренной соли и карбонате кальция.

Учитель. Сегодня мы с вами посещаем Страну веществ, классовое название которых означает «рождённые солнцем». Почему же «рождённые солнцем»? Да потому что многие вещества этого класса любят «прятаться» в воде. Но как только горячие солнечные лучи выпарят воду, эти вещества предстают перед нами во всей своей красе. Посмотрите, какими разными они бывают!

Порядок составления формул солей:

  1. Вначале записывают заряды ионов, из которых состоит соединение : Аl 3+ S 2+. Заряд иона металла можно найти в таблице растворимости.

  2. Находите наименьшее кратное двух чисел 3*2=6

  3. Делим н.о.к. на заряды соответствующих ионов. Получаем индексы. Для Аl – 6:3=2 (индекс) Для S – 6:2+3 (индекс)

  4. Составляем химическую формулу, выписывая индексы возле знаков химических элементов: Al2 S3. Прочитываете формулу «алюминий – два, эс-три» Итак в молекуле Al2 S3 имеются 6 положительных зарядов и 6 отрицательных зарядов. Что бы давать название соли, необходимо выучить наизусть название кислотных остатков. Вот несколько примеров названий солей:

Fe2 (SO4)3 - сульфат железа (ΙΙΙ)

Fe2 (SO3)3 – сульфит железа (ΙΙΙ)

Fe SO4 - сульфат железа (ΙΙ)

FeSO3 - сульфит железа (ΙΙ)



Соли представляют из себя твёрдые вещества, кристаллические, хорошо растворимые в воде, с разнообразным цветом.

Номенклатура солей

Название

соли

  =  

Название кислотного остатка

  +

Название металла в родительном падеже

+

С.О. или вал. металла

 Формулы кислотных остатков и их названия.

3.Классификация солей

  1. По составу: средние, кислые, основные (определения, учащиеся формулируют сами)

  2. По растворимости: растворимые в воде и нерастворимые



4.Физические свойства солей. Важнейшие представители этого класса

Поваренная соль

Хлорид натрия – это единственное минеральное сырьё, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. Без соли не возможны физиологические процессы в организме. Она в виде ионов содержится в крови, обеспечивает работу эритроцитов, в мышцах обуславливает способность в возбудимости. В тех странах, где соли было мало, люди прибегали к различным способам удовлетворить свои потребности в ней. Меланезийцы каждое утро натощак пили морскую воду. В Новой Зеландии пищу запевали морской водой. На островах Самоа, Таите и Тонга население употребляло в пищу сырую рыбу, обмакивая её в морскую воду, налитую в скорлупу кокосовых орехов. В Северной Америке индейские племена высушивали и прессовали специальной вид морской водоросли и этим своеобразным пирогом закусывали каждый кусок пищи. У травоядных животных потребность в поваренной соли высока. Лошади, коровы, козы, овцы с удовольствием едят солёный корм. Дикие животные пьют воду солёных источников и едят солончаковые травы. Все пищевые продукты содержат поваренную соль в некотором количестве: мука – 0,01%, картофель – 0,04%, фрукты – 0,05 %, молоко – 0,15%. Прибавляя к пище ежедневно около 20 г соли, человек съедает в год 7 – кг, а за 70 лет – 500 кг.

Карбонат кальция.

Известняк. Это минерал органического происхождения. Он используется в строительстве, из него производят много строительных материалов. Он идёт на производство цемента, карбида кальция, соды, извести.

Мел. Из него изготавливают зубной порошок и школьные мелки. Это ценная добавка при производстве бумаги, резины, в строительстве – при побелки зданий.

Мрамор. Это плотная кристаллическая порода. Естественный цвет его белый, но различные примеси окрашивают его в различные цвета. Чистый мрамор встречается редко, его используют на работу скульптуры. Цветной мрамор используется как облицовочный материал в строительстве зданий.

Карбонат кальция. Входит в состав наружного скелета моллюсков (раковин), скорлупы яиц.

Фосфат кальция. Входит в состав внутренн его скелета позвоночных: костей, зубов. Он входит в состав апатитов и фосфоритов. Минерологи назвали так этот минерал, что в переводе апатит с греческого означает «обманщик». Он может менять свой внешний вид, то быть похожим на кварц, известняк или мрамор.

5.Химические свойства солей

Соли реагируют с кислотами, щелочами, солями, если выпадает осадок, выделяется газ.



соль + кислота =др. соль + др. кислота            Ba(NO3)2 + H2SO4 = (Д.О.)

соль + щелочь = др. соль + др.основание        CuCl2 + NaOH = (Д.О.)

соль1 + соль2 = соль3 + соль4                          CuSO4 + Na2CO3 = (Л.О.)

соль + металл =др.соль + др. металл               CuSO4 + Fe = (Л.О.)

6.Закрепление пройденного материала

Назовите следующие вещества : SO3, Аl2 O3, MnO2, HNO2, H2CO3, HCl, LiOH, Определите в них степени окисления элементов. Выберите из списка оксиды.



Ребята , урок окончен . Какое у Вас настроение ? На Ваших столах находятся вопросы . Попробуйте оценить свою работу на уроке.

Тест . «Как я усвоил материал ?»

А) Получил прочные знания , усвоил весь материал 9-10 баллов

Б) Усвоил материал частично 7-8 баллов

В) Мало , что понял , необходимо еще поработать 4-6 баллов





На дом параграф 21 упр.1 – 3 Подготовиться к самостоятельной работе по номенклатуре основных классов химических соединени. Для этого обязательно




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!