Ход мероприятия
(Эпиграф «Люблю, где случай есть пороки пощипать»)
Учитель. Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Учитель. Вот уже больше двухсот лет и взрослые, и дети читают басни Ивана Андреевича Крылова. Читают и любят их. И вы, ребята, знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья, смеялись над глупой Вороной. И сегодня давайте вспомним некоторые факты из жизни замечательного баснописца.
Ученик 1. И. А. Крылов (1769-1844 гг.) родился 2 февраля 1769 г. в Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжёлых условиях.
Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером.
Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Будущий баснописец не учился в школе. Но в нём жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Своему сыну Андрей Прохорович оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Но именно басня сделала его известным.
Ученик 2. Всего И.А.Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов…».
В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.
Учитель. Наше мероприятие «Викторина по басням И. А. Крылова» пройдет в форме игры.
Итак, первый конкурс называется «Разминка».
1.Каким предметом Мартышка пользовалась таким образом: «То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет?» (Очками).
2.Кто сказал Стрекозе: «Ты все пела? Это дело: так поди же, попляши?» (Муравей).
1.У кого Осел предлагал учиться Соловью? (У Петуха).
2.Чем «потчевал сосед Демьян соседа Фоку»? (Ухой).
1. Из какой басни слова: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться»? («Зеркало и обезьяна»).
2. Из какой басни слова: «Вперед чужой беде не смейся, Голубок»? (Чиж и Голубь»).
Третий конкурс называется «Узнай басню по иллюстрации». Попрошу капитанов команд снять с доски по две иллюстрации и дать правильное название басни и перечислить главных героев.
5. Пятый конкурс – «Кот в мешке». (В мешке лежат игрушки – животные, капитан команды вытаскивает одну игрушку и команда должна назвать по три басни Крылова с этим животным).
Назовите по три басни Крылова о:
лисе (“Ворона и Лисица”, “Лиса”, “Лисица и Осёл”, «Лисица и виноград», «Лиса-строитель», «Крестьянин и Лисица»)
волке (“Волк и Ягнёнок”, “Волк на псарне”, “Волк и овцы”, «Волк и журавль»)
6. Шестой конкурс – Кроссворд «И А. Крылов». (3 минуты).
Кроссворд “Басни Крылова”
– Разгадайте кроссворд, составленный по басням И.А. Крылова.
1. Кто смеялся “вперёд чужой беде”? (Голубь.)
2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна.)
3. У кого к зиме под мостом “был готов и стол, и дом”? (Муравей.)
4. Она осталась без обеда благодаря своей глупости. (Ворона.)
5. Кто без драки “хочет попасть в большие забияки”? (Моська.)
6. Один из героев, которые “везти с поклажей воз взялись”. (Рак.)
7. Кого “по улице водили, как будто напоказ”? (Слон.)
Игра с болельщиками – «Узнай басню по цитате».
Многие фразы из басен Крылова стали крылатыми. А произнесли их впервые герои.
Вспомните, из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы.
“И в сердце льстец всегда отыщет уголок” (“Ворона и Лисица”)
“Ты всё пела? Это дело. Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и Муравей”)
“А ларчик просто открывался”. (“Ларчик”)
“А Васька слушает, да ест”. (“Кот и Повар”)
“Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!” (“Слон и Моська”)
“А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь” (“Квартет”)
“Сильнее кошки зверя нет”. (“Мышь и Крыса”)
“Слона-то я и не приметил”. (“Любопытный”)
“Вперёд своей беде не смейся, голубок” (“Чиж и Голубь”)
“Как белка в колесе”. (“Белка”)
8. Восьмой конкурс – «Знаем содержание».
1.Куда попал « Волк ночью, думая залезть в овчарню»? (На псарню).
2. Кто у Волка из пасти вытаскивал кость? (Журавль).
1.Что Лев поручил строить Лисе? (Курятник).
2.Чем пыталась угостить Лиса Волка в басне «Волк и Лисица? (Сеном).
1. Как «наказали» Щуку в басне «Щука»? (Бросили в воду).
2.Чем закончилась попытка Лягушки раздуться до размера Вола? (Лопнула).
(Слово предоставляется жюри)
9.Девятый конкурс – « Помоги герою басни найти свою пару» (конверты).
Свинья – Дуб.
Моська – Слон.
Повар –Васька.
Ворона – Лисица.
Ягненок – Волк.
Кукушка – Петух.
Муравей – Стрекоза.
Фока – Демьян.
Жужу – Барбос
Орел - Куры
10. Десятый конкурс - « Здравствуй, театр!» (инсценировка басен Крылова)
Ведущий.
Мы приглашаем вас в театр,
Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,
Раскрыть свой начинающий талант
И показать, как исполняем роли.