СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по курсу ОРКСЭ "Основы православной культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Милосердие и сострадание

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

ТДЦ: формирование понимания, каким должен быть человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности; дать знания о том, как православие учит милосердию, состраданию, помощи людям; учить связанно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников; находить общий язык при работе в группах (парах); воспитывать потребность делать добро, сострадать; развивать познавательный интерес.

Просмотр содержимого документа
«Урок по курсу ОРКСЭ "Основы православной культуры"»

ОРКСЭ «Основы православной культуры»

Урок 12

Тема: Милосердие и сострадание

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

ТДЦ: формирование понимания, каким должен быть человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности; дать знания о том, как православие учит милосердию, состраданию, помощи людям; учить связанно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников; находить общий язык при работе в группах (парах); воспитывать потребность делать добро, сострадать; развивать познавательный интерес.

Оборудование: учебник А.В.Кураева «Основы православной культуры»; клип песни-притчи «Окно», текст притчи «Бабочка», фонограмма песни (слова и музыка Н.Тананко) «Только добротой сердец», репродукция картины Ф.С.Журавлёва «Дети-нищие».

Ход урока

1. Оргмомент.

Вот и начался урок

Он пройдёт сегодня впрок.

Нам надо многое узнать

И ничего не упускать.

2. Сообщение темы, постановка целей урока.

- Посмотрите на картину. Как бы вы её назвали? (обсуждение в классе). Выслушиваются варианты ответов. (слайд 2)

Это картина Ф.С.Журавлёва «Дети-нищие»

Вопросы по картине.

- Какие чувства вызывает у вас эта картина?

- Как вам хочется поступить, глядя на неё?

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о помощи друг другу).

- Сформулируйте тему урока.

- Да, мы будем говорить сегодня на уроке о милосердии и сострадании, о том, какие качества должен воспитывать в себе настоящий человек.

3. Объяснение нового материала.

- Вслушайтесь в слово «милосердие», из каких двух слов оно образовано.

Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия.

Миловать – щадить, прощать вину.

- А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию с точки зрения милосердного или немилосердного поведения.

Работа по учебнику (с. 42)

Чтение притчи о добром самарянине (с.42 с последнего абзаца)

- Как вы понимаете притчу Христа о добром самарянине?

- Почему знакомые не оказали помощь, а чужой человек помог?

- Когда вы видите человека, попавшего в беду, важно ли, знакомый он или нет?

- Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам относишься, так и мы к тебе?» В чём можно почувствовать порочность этого принципа?

Работа в группах над понятием «ближний».

- Кого вы считаете ближним?

Можно ли считать ближним, если:

- в минуту твоей беды тот, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе;

- твой вроде бы родной дядя тоже прошёл мимо;

- лишь тот человек, с которым никто в классе не решался дружить, заметил твои слёзы и подошёл поговорить и помочь.

- Как Иисус Христос говорил о ближнем в своих заповедях (вспомнить предыдущий урок). Теперь прочитайте в учебнике на с.42 1-й абзац.

- Прослушайте песню-притчу (звучит фонограмма песни-притчи «Окно» С.Копыловой на фоне демонстрации мультфильма к ней).

Раздать текст песни-притчи

Песня-притча С.Копыловой

Лежали в больнице в палате одной

Два тяжко больных человека.

Один у окошка лежал, а другой –

У двери, где не было света.


Один постоянно в окошко глядел,

Другой лишь на краску дверную.

И тот, что у двери, узнать захотел

Про жизнь за окошком – иную.


С готовностью первый ему рассказал,

Что видно ему из окошка.

Там тихая речка, дощатый причал

И ходит по берегу кошка.


По синему небу плывут облака

Причудливые, как зверушки,

Сидят на причале там два рыбака,

И с внуком гуляет старушка.


И так каждый день – то про сказочный лес

Рассказывал, то про влюблённых.

Другой же сосед перестал даже есть,

Считая себя обделённым.


Он мучился злобой, и зависть росла,

Его постепенно съедая.

Не мог он понять, почему же была

Тут несправедливость такая.


Однажды сосед у окна занемог,

Что не было сил разогнуться.

Он стал задыхаться и даже не мог

До кнопки своей дотянуться.


У двери сосед мог на кнопку нажать,

И вызвать сестру милосердья.

Но он не нажал, а остался лежать,

Глаза закрывая усердно.


Наутро сестра милосердья пришла

Постель поменять за покойным.

Сосед попросил, и она помогла

Занять эту самую койку.


Когда ж он в окно, наконец, посмотрел,

На шее задёргалась вена,

Увидел он вместо того, что хотел,

Глухую высокую стену.


Он был потрясён и сестре рассказал

Про тихую чистую речку,

Про сказочный лес, про дощатый причал

И небо в кудрявых овечках.


«Ах! Если б он видел, – сказала сестра, –

Всю жизнь он слепым оставался…»

«Зачем же тогда?!» - тут больной прошептал.

«Да он вас утешить старался…»

А теперь перед вами эта же притча в форме художественного текста. Прочитайте его.

В маленькой больничной палате лежали два человека. Они уже очень много времени провели в больнице, и оба изрядно устали от этой больничной суеты. Но самое страшное, было неизвестно, когда же их выпишут и выпишут ли вообще.

Один больной лежал возле окна, а перед взором второго представали только больничные стены. И вот тот человек, что лежал возле окна, каждый день рассказывал своему другу обо всём, что он видит за окном.

- На улице пришла настоящая весна, - говорит он. – Какими красивыми стали деревья! А вот идёт влюблённая пара! Следом за ними озорные ребятишки играют в мяч!

Лицо человека озарялось счастливой улыбкой. Он с таким упоением рассказывал о той большой жизни за окном, которая им двоим больше была не доступна, что у всех медсестёр щемило в груди и невольно на глаза наворачивались слёзы.

И так день за днём человек у окна живо описывал всё, что он видел. Со всеми мельчайшими подробностями, со всеми деталями, которые обычному человеку кажутся незначительными, неважными, бессмысленными. Только тот, что находится на грани, умеет по-настоящему ценить жизнь, со всеми её горестями, радостями, с каждой улыбкой ребёнка, с каждым сказанным слово «спасибо», с каждой слезинкой, с каждым звуком и запахом. Казалось, что всем смыслом жизни этих двоих стало это маленькое окошко в стене в больничной палате.

Человек, который лежал далеко от окна, мог только слушать рассказы своего друга. Сначала у него захватывало дух, он радовался каждому слову. Но со временем в его душе поселилось другое чувство. «Почему не я лежу возле окна! – думал он. – Вот бы хоть одним глазком посмотреть в окно».

Он тайком просил медсестёр поменять их местами, но те только и ответили, что не могут этого сделать. Каждый день он слушал рассказы о жизни за окном, но теперь они перестали его радовать. Все его мысли занимал один вопрос, как бы самому посмотреть в это окно. Ведь это было последнее, что связывало их с большим миром, с настоящей жизнью. И так он изводил себя этими мыслями, что с каждым днём ему становилось хуже. Лицо чернело, сил становилось меньше.

Но вот однажды человеку, который лежал возле окна, вдруг сделалось плохо. Он стал звать на помощь медсестёр, но приступ не давал ему громко кричать. Он охрип, закашлялся, не мог пошевелиться, чтобы как-то помочь себе. Второй хотел было сначала позвать на помощь, а потом вдруг замолчал. Он лежал рядом и наблюдал, как умирает его друг, с которым они вместе провели очень много времени. Он лежал спокойно и неподвижно, лицо его не выражало никаких эмоций. Так же он наблюдал за тем, как тело друга вывозили из палаты.

И вот, наконец, он остался один! Дрожащими руками он стал дотягиваться до окна. Казалось, что он прилагает нечеловеческие усилия, чтобы пробраться к заветному окну. Вот он уже очень близко, осталось только подтянуться рукой, и он увидит всё, о чём рассказывал сосед по палате, своими глазами. Ещё одно усилие, и перед его взором предстаёт то самое окно, вид из которого выходит… на огромную больничную стену, из-за которой не видно абсолютно ничего…

Работа по тексту притчи.

Выберите в тексте отрывки, которые:

- радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;

- печалят вас, потому что так поступать тяжело;

- очень спорные, вы с этим несогласны и хотите поспорить.

Разбор ситуаций:

- ребёнок, нарушивший какой-то родительский запрет и заслуживший наказание (слайд 3);

- преступник, осуждённый по закону(слайд 4);

- нищий, очень непривлекательный с виду, но замёрзший и голодный(слайд 5)

- можно ли за милосердную помощь брать плату.

Работа по учебнику с.43 (сёстры милосердия)(слайд 6-7)

Динамическая пауза (песня Н.Тананко «Только добротой сердец»)

Мы проявляем сострадание не только по отношению к людям, но и к животным. Послушайте стихотворение Елены Благининой «Котёнок» (слайд 8).

Благинина. Котёнок.

Я нашла в саду котёнка.

Он мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал.


Может быть, его побили,

Или в дом пустить забыли,

Или сам он убежал?


День с утра стоял ненастный,

Лужи серые везде…

Так и быть, зверёк несчастный,

Помогу твоей беде!


Я взяла его домой,

Накормила досыта…

Скоро стал котёнок мой

Загляденье просто!

Шерсть – как бархат,

Хвост – трубой…

До чего ж хорош собой!


Всегда ли милосердие приносит пользу? Послушайте притчу о бабочке.

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочкам. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалось такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала всё, что могла, и ни на что другое у неё не было сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный нож и разрезал кокон. Бабочка тотчас ожила. Но её тельце было слабым и немощным, её крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось.

Остаток жизни бабочка волочила по земле своё слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не могла летать.

Пауза.

Человек, желая помочь бабочке, не понимая того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо её, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Вывод: иногда именно усилие необходимо в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы стать такими сильными, как сейчас. Мы не достигли бы в жизни того, что имеем и умеем.

Подумай! В чём суть притчи, ведь она останавливает человека в его порыве сделать доброе дело.

Замечание по притче: Милосердие должно помогать, а не делать из человека лодыря. Например, мать, желая помочь сыну, всё время что-то за него делает, и он вырастает никчёмным, неспособным ничего сам сделать, сидит у неё на шее, не работает.

- Можно ли считать проявлением сострадания помощь людям, просящим милостыню?

- В чём это может выражаться?

- Как вы относитесь к цыганам-поберушкам?

- А теперь прочитаем, как к этому относятся в христианстве? (учебник, с.44-45)

- А подаёте ли вы милостыню? Если да (нет), то объясните мотивы своих поступков.

4. Закрепление

Работа с пословицей:

С каждого по нитке – нищему рубаха. (Не обязательно давать нуждающемуся деньги, можно дать ему еды, и если он действительно нуждается, он будет этому рад).

Выбери дела милосердные (слайд 9):

  • думать о родителях;

  • радоваться неудачам ближнего;

  • стремиться быть богатым;

  • утешить плачущего;

  • подать милостыню;

  • завидовать;

  • сделать кормушку для птиц;

  • обижаться.

Вопросы с.45 (в рубрике «Вопросы и задания»)

6. Подведение итогов.

Можно ли научиться милосердию?

Надо ли учиться милосердию? Зачем?

Как стать милосердным?

Профессии милосердия? Какую ты считаешь милосердной? Почему?

7. Домашнее задание.

Подумайте со своими родителями, может быть, рядом с вами живут люди, которые нуждаются во внимании, может, они одиноки или их редко посещают родные. Проявите к ним милосердие, сделав своими руками поделку (открытку, игрушку, сувенир) и подарите её одинокому человеку.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!