ТИП УРОКА:интегрированный урок изучения новых знаний
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
1.Формирование представления о гармонии во взаимоотношениях полов на основе интеграции знаний по химии, биологии, психологии, икусству.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ: групповая работа, метод проектов.
В процессе подготовки к уроку, класс был разделен на группы работавших, в разных направлениях: психологи, социологи, физиологи, биохимики, историки, искусствоведы. По данной теме изучались различные источники информации, готовились выступления и презентации каждой группой.
ХОД УРОКА:
1 ЭТАП : Организационный
2 ЭТАП: Введение в тему. Звучит музыкальный фрагмент. Вопрос : Как вы думаете чему посвящена та музыка?
Учитель:
Любовь… Она волнует и вдохновляет, о ней сочиняют стихи и поэмы, ей посвящают музыку, снимают кино. Полюбить человек может в любом возрасте, но особенно волнительна эта тема для подростков и юношества
Тема нашего сегодняшнего урока в курсе «Здоровье человека»:
Цель: выяснить какие психофизиологические и биохимические процессы лежат в основе чувства любви.
На сегодняшнем уроке мы попытаемся ответить на вопрос: Гармония в любви это миф или реальность?Если реальность, то от чего зависит?
Изучение проблемы было начато с социологического опроса. Я хотела бы сейчас предоставить слово группе психологов
.
ПСИХОЛОГИ:
основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу создал пирамиду потребностей личности. Основной эмоциональной потребностью любого человека , как вы видите, является потребность в любви и принадлежности. Мы попытались выяснить насколько эта потребность значима для наших гимназистов, их родителей, педагогов. . Результаты исследования получились следующие: слайд или таблица ( плюс статистика разводов).
Учитель: итак и у Маслоу, и у старшеклассников , и у взрослых потребность в любви, признании, принадлежности является одной из основных, почему же несмотря на это такой большой % разводов, так велико иногда непонимание во взаимоотношениях любящих людей? Почему некоторые люди стремятся все время к смене партнеров? Так
что же такое любовь и что происходит в организме влюбленного человека? От чего зависит гармония в любви?
В развитии чувства любви можно выделить несколько этапов:
I ПРИВЛЕЧЕНИЕ
II ВЛЮБЛЕННОСТЬ
III БЛАГОДЕНСТВИЕ ИЛИ ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ
Каждая из этих стадий характеризуется определенными особенностями поведения и , как выяснила современная наука, разными биохимическими и физиологическими процессами.
Рассмотрим, что происходит на стадии ПРИВЛЕЧЕНИЯ.
Современная наука давно доказала, что человек имеет много общего с животными, в том числе и в стадии привлечения полового партнера. Послушаем, что об этом говорит биология ( выступления членов группы с места)
БИОЛОГИ: У зверей важнейшими чувствами при поиске полового партнера являются обоняние и осязание, зрение стоит на 3 месте, слух на четвертом. У человека главным является зрение, на втором – слух…..
ХИМИКИ: на стадии привлечения у человека как и у всех представителей животного мира выделяются особые вещества – афродизиаки, или феромоны (глоссарий). Особенный, присущий лишь вам запах, мгновенно характеризует вашу личность и привлекает людей, близких по духу.
Учитель Обратите внимание на сходство в химическом строении молекул афродизиаков и половых гормонов, а так же сходство в строении молекул андростенола и копулина.
Может быть верна гипотеза античного философа Платона о том , что мужчина и женщина _ это две половинки одного целого?
ПСИХОЛОГИ: В этот период в поведении людей отмечаются интересные особенности, причем они различны в разном возрасте и успех этой стадии в том числе зависит от типологии личности. Младшие школьники свою симпатию могут выражать достаточно агрессивно - дергать девочку за косичку, ударить портфелем или вместо имени придумать прозвище, девочки при этом громко будут хохотать в присутствии предмета своей симпатии и всячески привлекать к себе внимание. У подростков и юношества, как и у взрослых уже появляются жесты «прихорашивания»: женские жесты - это поправление волос, одежды, рассматривание себя в зеркало, повороты и взгляд на себя сбоку, балансирование туфли на кончиках пальцев, наклон головы, скрещивание ног, поглаживающие движения тела, ну и «классика жанра» - стрельба глазами. Мужские жесты – это поправление галстука, пиджака, подтягивание носков, выпрямление тела, выдвижение подбородка К общим жестам относятся прямые взгляды, открывание запястий. Прикосновение к другому человеку показывает права собственности.
Учитель:следующей стадией развития отношений между мужчиной и женщиной является стадия ВЛЮБЛЕННОСТИ
Большинство присутствующих согласятся, что состояние влюбленности очень напоминает состояние стресса: учащается сердцебиение и дыхание; пропадает аппетит, меняется настроение от эйфории до глубочайшей грусти, поведение становится неадекватным, у некоторых людей наблюдается душевный подъем, как в минуты опасности, повышается работоспособность. Многие великие произведения в искусстве, литературе были созданы авторами, именно в период влюбленности
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВСТАВКА.
Так чем же объясняется подобное состояние? Попробуем найти ответ у химиков.
ХИМИКИ:
- Учеными доказано, что любовь между мужчиной и женщиной является эмоциональным выражением сложнейших биохимических процессов, протекающих в их организмах. Описание состояния влюбленности, которое вы слышали, можно объяснить выделением особого вещества 2-фенилэтиламина
- 2-фенилэтиамин – это один из амфетаминов относящихся к группе катехоламинов
- Катехоламины – это класс органических веществ, обладающих мощным физиологическим действием на обмен веществ и регулирующих некоторые функции в организме. В одних тканях они являются нейромедиаторами (глоссарий), а в других – гормонами (глоссарий)
- На схеме вы видите формулы нескольких веществ относящихся к катехоламинам: дофамина, норадреналина, адреналина и 2-фенилэтиламина. Сходство в строении молекул заключается в наличии бензольного кольца и аминогруппы. В отличие от остальных катехоламинов, в 2-фенилэтиламине отсутствуют гидроксильные группы. Можно предположить, что сходство действия этих веществ объясняется именно наличием аминогруппы, все эти вещества являются аминами.
- Для аминов характерны следующие химические свойства: горение, взаимодействие с водой, с кислотами и аминокислотами, дезаминирование (уравнения реакций).
Учитель: как уже говорилось симптомы стресса и любви подозрительно похожи, потому что пути перемещения веществ в организме одни и те же. Слово физиологам.
ФИЗИОЛОГИ:
- Схема метаболизма катехоламинов
- Амфетамины действуют в организме как природные наркотические вещества. Всем известно, что адреналин вызывает определенную физиологическую и психологическую зависимость. Поэтому некоторые люди отличаются склонностью к рискованному поведению, экстремальным видам спорта. То же самое происходит и с 2-фенилэтиламином.
- Генетики выяснили, что это зависит от строения гена, который кодирует строение белка-рецептора, чувствительного к дофамину. Чем длиннее ген, тем мене чувствительным является белок-рецептор, а, следовательно, тем большая концентрация дофамина требуется для его работы. Люди с высокой потребностью в дофамине склонны к новизне, частой перемене деятельности и сексуальных партнеров. Есть и половые различия: у женщин соответствующий ген как правило короче, чем у мужчин. Выяснилось так же , что в стабильных браках чувствительность к дофамину у супругов совпадает.
Учитель: Повышение концентрации амфетаминов, и в том числе 2-фенилэтиламина, не может в организме повышаться беспредельно, в конце-концов возникает привыкание. Ученые пришли к выводу, что его максимальное содержание в крови продолжается в течение 2-4 лет Затем включаются защитные механизмы в организме и чувствительность к 2-фенилэтиламину падает, кроме того начинают вырабатываться природные обезболивающие вещества –эндорфины (глоссарий). Если фениэтиламин обладает возбуждающим действием, то эндорфины - успокаивающим И наступает третья стадия развития любви, которая неслучайно получила название – БЛАГОДЕНСТВИЕ, или зрелая любовь. Но для многих этот переход от влюбленности к любви оказывается болезненным, и люди считают, что любовь ушла и начинают искать все новые влюбленности. Наверное, этим можно объяснить феномен Донжуанов и Казанов.
Эндорфины - это вещества, которые сопровождают человека в творчестве, радости, славе, власти, любви. Потеряв любимого человек испытывает не только нравственные, но и физические страдания. Реально переживает физическую боль, потому что перестают вырабатываться эндорфины.
И на стадии ВЛЮБЛЕННОСТИ и на стадии ЗРЕЛОЙ ЛЮБВИ так же выделяется гормон окситоцин при физической близости. И тот же гормон отвечает за сокращение мышц матки при родах и выделение молока при кормлении ребенка матерью. И эндорфины и окситоцин по своей природе являются пептидами. В молекуле в-эндорфина 31, а в молекуле окситоцина 9 аминокислотных остатков. Оба
вещества вырабатываются в гипоталамо-гипофизарной системе РОМАНС «НЕ УХОДИ»
Учитель: Так что же можно сделать, если мы так нуждаемся в тех ощущениях, которые нам дарит фенилэтиламин? Можно ли :достигнуть гармонии в любви? В некоторой степени на этот вопрос ответил американский психолог Гэри Чепмен.
Слово ПСИХОЛОГАМ: «воспитание чувств».
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.