СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе 10 класс Новаторство Ибсена-драматурга, его значение в мировой литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе 10 класс Новаторство Ибсена-драматурга, его значение в мировой литературе»

Тема: Новаторство Ибсена-драматурга, его значение в мировой литературе

Цели:

познакомить учащихся с особенностями пьес писателя;

показать глубину общественных и психологических проблем, поднятых в его произведениях; совершенствовать умения составлять конспект лекции учителя, хронологическую таблицу;

провести анализ пьесы «Кукольный дом»;

вызвать интерес к творчеству Ибсена.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся знают содержание пьесы; имеют представление о творчестве писателя; имеют представление о «новой драматургии»; умеют анализировать произведение

Метапредметные: выдвижение гипотез; их обоснование; установление причинно-следственных связей; структурирование знаний; формулирование собственного мнения; выполнение учебных действий; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности

Личностные: сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств; формирование границ собственного «знания» и «незнания». восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка

Средства обучения: иллюстрации к произведениям писателя

Тип урока: открытие нового знания
Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

Пьеса Г. Ибсена “Нора” (“Кукольный дом”) вызвала бурные споры в обществе, кое-где в гостиных даже вывешивали объявление: “Просим не говорить о “Кукольном доме””. Собственно, новая драма началась со слов главной героини Ибсена, сказанных мужу Гельмеру: “Нам с тобой есть о чем поговорить”. Ибсен создал своеобразный жанр пьесы-дискуссии, где для персонажей главным становится не достижение жизненного успеха, а поиск истинных доказательств истины в диалоге.

Пьеса-дискуссия вызвала дискуссии и в жизни.

Объявление темы и цели урока

3. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

  1. Блиц-опрос «Внимательный читатель - честный читатель»

1.             Как Хельмер называл свою жену? (Белочка, жаворонок)

2.             Какой подарок просила Нора у мужа на рождество? (Деньги)

3.             Кто такая фру Линне и почему Нора доверяет ей свою тайну? (Подруга; чтобы не думала, что она такая легкомысленная и беззаботная.)

4.             Чему радовалась семья Хельмеров накануне рождества? (Муж занял высокую должность и семья будет хорошо обеспечена.)

5.             Что просит Крогстад у Норы? (Заступиться за него перед мужем, чтобы тот его не увольнял.)

6.             Почему Крогстад шантажирует Нору? (Она задолжала ему, подала вексель отца с подделанной подписью.)

7.             Почему Нора так поступила? (Чтобы спасти мужа и не беспокоить очень больного отца.)

8.             Почему Нора не допускает к себе детей? (Чтобы им не навредить, ведь считает себя недостойной их воспитывать.)

9.             Как ответил Хельмер на настойчивую просьбу относительно Крогстада? (Отказал)

10.           Что надумала Нора в безвыходной, по ее мнению, ситуации и почему не осуществила? (Совершить самоубийство; не хватило духа).

11.           Что предложила фру Линне Крогстаду и почему? (Объединиться; чтобы было для кого жить.)

12.           Какое «чудо» ожидала Нора? (Что муж возьмет ее вину на себя, поймет и поддержит.)

4. Выявления места и причины затруднения

Роль Норы – большое испытание для любой актрисы. Из знаменитых актрис Нору играли итальянка Элеонора Дузе и русская Вера Комиссаржевская. Первая сократила текст пьесы, вторая же полностью сыграла по Ибсену.

Допускалось, что в художественном произведении, и в драме в том числе, существует своя логика развития характера, которая определяет поступки героев, то есть ничего неожиданного, по этой концепции, в жизни героя быть не может. Нора

– любящая мать, и, по логике нормального рассуждения, ссора с мужем не может стать причиной ее ухода от детей. Как могла эта “птичка”, “белочка” решиться на такой поступок и так упорно отстаивать свою точку зрения?

5. Построения проекта выхода из затруднения

Узнать тематику пьес писателя

Выделить жанровые особенности пьес

Провести анализ пьесы

6. Этап реализации построенного проекта

Ибсен не пошел по пути стандартного разрешения событий. Он был новатором в области драматургии, поэтому психологическая неадекватность героев стала у него символом неадекватности общественных отношений. Ибсен создал аналитическую, а не психологически-бытовую пьесу, и это было ново.

Ибсен показал, как человек вопреки всему, вопреки психологической достоверности отваживается быть самим собой.

“Мне нужно выяснить для себя, кто прав – общество или я, – объявляет Нора мужу. – Я уже не могу удовлетвориться тем, что говорит большинство и что пишут в книжках. Мне самой нужно подумать обо всех этих вещах и попытаться понять их”.

Создав новую по настроению пьесу (аналитическую), Ибсен “не разгрузил” ее от бытовых подробностей.

Наиболее смелыми во времена Ибсена считались высказывания и действия Норы в конце пьесы, когда Гельмер, напуганный тем, что жена может оставить семью, напоминает ей о ее обязанностях перед мужем и детьми. Нора возражает: “У меня есть и другие обязанности и такие же святые. Обязанности перед собой”.

Гельмер прибегает к последнему аргументу: “Прежде всего ты женщина и мать. Это важнее всего”. Нора отвечает (в этом месте раздавались аплодисменты): “Я уже в это не верю.

Думаю, что прежде всего я человек такой же, как ты… или, по крайней мере, должна заботиться о том, чтобы стать человеком”.

.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

7Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Сообщение. «Прототип Норы»

- В образе Норы есть целиком реальный прототип - это датско-норвежская писательница Лаура Килер (1849-1932). Под влиянием Ибсеновской пьесы «Бранд» 19-летняя девушка написала книгу «Дочери Бранда», которая вышла в 1869 году под псевдонимом. Ибсен познакомился с автором, посоветовав Лауре начать литературную деятельность, между ними завязалась дружба.

Лаура вышла замуж по любви, но ее неуравновешенный муж болезненно воспринимал недостаток денег. Поэтому жена старалась защитить его от материальных проблем, и когда он заболел, обратилась за помощью к своему богатому отцу, однако тот отказал дочери. Тогда она, тайно от всех, заняла деньги в одном из норвежских банков, а поручился за нее влиятельный друг. Когда не стало и этих денег, Лаура одолжила снова, но не смогла вернуть долг своевременно. В отчаянии женщина хотела выдать фальшивый вексель, и своевременно опомнилась. Со временем обо всем узнал муж, который сначала сочувствовал Лауре, а потом под влиянием родственников, друзей и знакомых резко изменил свое отношение к жене и начал требовать развода. Детей у нее отобрали, а ее объявили психически больной. (Позднее, по просьбе мужа, Лаура вернулась и в семью, и в литературу.) Об истории этой женщины узнала жена Ибсена, и, наверное, рассказала о ней мужу. Нора и Лаура имеют много общего, но есть и существенное отличие: Нора самая уходит из дома, сама противопоставляет себя обществу - это ее сознательное решение.


Работа над анализом содержания и сюжета пьесы

Анализ произведения

ТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЯ - духовный упадок общества, что показано на примере распа­да семьи Хельмеров.
ПРОБЛЕМАТИКА - проблемы семьи, духовного единства людей, чести, любви, правды, совести, дружбы, человеческой гордости. Моральные проблемы приобретают фило­софское значение.
ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - призыв к сохранению искренних семейных отношений, воз­рождению общечеловеческих ценностей - правды, совести, любви, чести.
КОНФЛИКТ - драматический. Сложное к напряженное столкновение между действу­ющими лицами, что выявляет разные моральные позиции в отношении к семье, жиз­ни, другие людям. Семейный конфликт между Норой и Торвальдом показывает не­достатки людей и общества.
ЖАНР – социально-психологическая драма,
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕСЫ - драма показывает реальную жизнь и реаль­ные образы, социальное положение женщины и семьи во второй половике XIX в. Семья становится критерием оценки общества. Достоинство персонажей измеря­ется не только социальными законами, а, прежде всего - законами моральными. Особенность пьесы - ее психологизм. Автор мастерски использует формы моно­лога и диалога, удачно строит композицию, что дает возможность ярко раскры­вать драматический конфликт. Дом - своеобразная художественная модель в дра­ме. Это место, где рушатся семейные узы, но все-таки здесь еще остается наде­жда на их сохранение (именно дом Хельмеров объединил Кристину и Крогстада, которые, может быть, станут счастливыми; в доме Хельмеров остаются дети Норы - как залог ее возвращения. что может дать новым шанс ее семье, если Торвальд и сама Нора внутренне изменятся).Язык пьесы тяготеет к разговорному стилю, живой, доступный, но не опрощенный.насыщенный яркими художественными средствами, которые помогают автору передать разнообразие и утонченность челове­ческих переживаний.
КОМПОЗИЦИЯ     ПЬЕСЫ

1.Экспозиция - канун Рождества, показана жизнь в семье Хельмеров. 
2.Завязка - появление Кристины Линне и Нильса Крогстада в доме Хельмеров: Кристина просит помощи Норы при устройстве на работу, Крогстад тоже просит помочь.
3.Развитие действия - Крогстад шантажирует Нору. Она в отчаянии, ищет выход из тяжелого положения и не находит его,
4.Кульминация - письмо Крогстада, Торвальд узнает о преступлении жены, а Нора узнает правду о Торвальде.
5.Развязка - распад семьи. Нора уходит из дома.
В сюжете объеди­няются несколько  сюжетных линий, относительно независимых друг от друга, но переплетающихся между собой.
а/ Нора и Торвальд - брак оказался лишь сожительством, их пути расхо­дятся.
б/ Кристина Линне - все потеряла в жизни, понимает, что счастье - жить хотя бы  ради кого-то. Им становится Крогстад, жизнь Кристины изменяется к лучшему.
в/ Нильс Крогстад - мелкий чиновник и ленивый, морально опустошенный человечно делает попытки подняться в своих и чужих глазах, стремится най­ти семейное счастье с помощью Кристины, в финале пьесы в его душе пробужда­ется совесть и великодушие.
г/ Доктор Ранк - всю жизнь любит Нору, был другом семьи. Тихо умирает, являясь примером настоящего самоотречения в любви.

Ситуация, в которой оказалась героиня, трагична, но настоящая трагедия - ее жизнь. И когда она это поняла, дальше не смогла жить, как раньше. Нора ухо­дит из дома. Куда она идет - кто знает? Но она идет подальше от "кукольного мира". Торвальд еще надеется, что жена вернется, но Нора отвечает: для этого должно случиться "чудо из чудес" - чтобы "сожительство по-настоящему стало браком». Не является ли все это чудом Рождества, которое стало немым, но зна­чимым фоном действия?

8 Этап самостоятельной работы

Составление конспекта:

Характерные черты «новой драмы»:

  • стремление к достоверности изображения;

  • актуальность и злободневность проблематики;

  • социальная природа конфликта;

  • влияние различных идейно-стилевых течений и школ.

Ибсен как основоположник современной философской и психологической драмы.


Творческая работа. Разработка новых сюжетных линий

-Какие возможные повороты сюжета (другие ситуации, отличные от авторской)?

(Ожидаемые ответы: «Муж сразу узнал о подделанном векселе Норы и о происхождения денег»; «Норе дает деньги Ранк»; «Фру Линне уговаривает Крогстада забрать письма и замять эту историю», «Крогстад не возвращает вексель и ждет возврата долга», «История приобретает огласку. Против Норы возбуждают дело в суде», «Нора прощает мужа», «Хельмер берет на себя вину Норы», «Нора получает огромное наследство от далеких родственников».)

9 Включение изученного в систему знаний

  1. Проблемные вопросы и задачи

- Какие символы использует драматург? (Ёлка, миндальное печенье, маски, название драмы).

1) В чем заключается символичность названия пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом»? («Кукольный дом» - это дом фальшивых ценностей, за которыми кроются эгоизм, духовная пустота, разобщенность человеческих душ. В этом доме не живут, а лишь играют в любовь, брак, семью; при наименьшей буре «уютное гнездышко» Хельмеров разрушается.)

2) Расшифруйте цепочку «дочь кукла-женщина человек-борец». (Это этапы положения в семье и становления личности Норы).

3) Докажите, что «Кукольный дом» — социально-психологическая драма. (В произведении затронуты социальные проблемы: богатства и бедности (Хельмер - Крогстад), гражданских прав женщины (Нора и вексель, который она подделала); психологические, так как напряжение произведения является, прежде всего, психологическим, внутренним; поведение героев пьесы является глубоко мотивированным)

10 Рефлексия

Подведение итогов урока

Что нового для себя узнали на уроке?

Что повторили?

Какие факты из жизни писателя вас удивили?

Чем заинтересовала книга писателя?

Домашнее задание Выучить особенности драмы




сформированность позитивной самооценки

выдвижение гипотез; их обоснование





знание содержания пьесы






















выдвижение гипотез; их обоснование










планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей





умение  воспринимать информацию














умение анализировать и систематизировать информацию
















учащиеся имеют представление о творчестве писателя;

































Умеют анализировать литературное произведение














принятие и сохранение учебной задачи,


имеют представление о новой драме







формирование границ собственного «знания» и «незнания».






формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности







восприятие оценки учителя,
адекватная самооценка