СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе : анализ рассказа а.и. солженицына «один день ивана денисовича»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе : анализ рассказа а.и. солженицына «один день ивана денисовича»»


УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ :

АНАЛИЗ РАССКАЗА А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»



ПРЕДМЕТ

литература

КЛАСС

11 класс

ТЕМА УРОКА

Анализ рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

ТИП УРОКА

Урок построения системы знаний (урок общеметодологической направленности)

ЦЕЛЬ УРОКА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ :

- познакомить обучающихся с историей создания рассказа, с его жанрово – композиционными особенностя;

РАЗВИВАЮЩАЯ :

- активизировать коммуникативную, речевую,

- выделить особенности художественного мастерства писателя;

- определить взаимосвязь поставленной проблемы и выбора способов их решения;

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ :

- воспитывать культуру взаимодействия поведения при работе в малых группах, и организация индивидуальной работы;

- воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине через творчество А.И. Солженицына;

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

поиск информации в тексте; работа с опорными словами, создание схемы, ассоциативная цветовая символика, построение диаграммы

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

- формирование умений применения имеющихся теоретических знаний для решения практических задач с содержанием литературного произведения;


- формировать умения анализировать большой объём информации, представленной в различных видах, делать выводы;


-воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, через творчество А. И. Солженицына;

- развитие умений работать в группах;

- воспитание ответственности, умения отстаивать собственную точку зрения;

- развитие способности в любых жизненных условиях оставаться личностью, не терять чувства собственного достоинства.


ЦЕЛЬ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Организационно – мотивационный этап урока

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу



-



-

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, организуются к уроку

Планируемый результат:

Старшеклассники готовы психологически , эмоционально к уроку.

  1. Актуализация опорных знаний.

Формулирование темы и постановка задач урока

На данном уроке им предложено использовать имеющиеся знания и умения для проведения анализа литературного произведения.

Объяснительно – иллюстративный : вступительная беседа

Организует диалог с обучающимися, подводит их к формулированию темы урока, уточняет понимание учащимися поставленной цели урока.

Формулируют цель и проблему урока, определяют тему урока и записывают её в тетрадь.

Планируемый результат :

Сформирована «стартовая» мотивация к новому способу действий

  1. Планирование деятельности на уроке. Психологическая подготовка к различным видам деятельности

Подготовить группы обучающихся для решения блоков заданий.

Каждой группе составить алгоритм действий по заданию

Для реализации задуманного класс делится на 4 группы. Каждой группе подготовлено рабочее место

Группа 1 :

Представить замысел, историю создания и публикации рассказа. Определить жанрово – композиционные особенности произведения. Назвать прототипов главного героя. Найти значение имен Иван, Денис, используя это объяснить выбор имени главного героя.

Группа 2 :

  1. Составить характеристику главного героя по опорным словам, заполнив таблицу (в таблице заполняется количество использований автором предложенных опорных слов: дом, деревня, работа, крестьянин, труд, плен, задание и т.д.,).

  2. Составить диаграмму, используя литературный приём автора «цветовая символика» :

- сколько раз в тексте встречаются : голубой, синий (1), жёлтый (2), зелёный (5), белый (26), чёрный (20), красный (17) Сделайте вывод : какие тона отсутствуют, доминируют, почему?

Группа 3 :

Аналитическая работа по системе персонажей :

- в виде схемы представить систему персонажей в рассказе : надзиратели, зэки, бригадиры, шакалы, стукачи (с примерами);

- определить место главного героя в этой системе.

Группа 4 :

  1. Проанализируйте статистические данные проведённого ранее опроса : «Что такое счастье?»;

2) Проведите опрос ребят вашей группы :

- что значит для Вас счастье (в количестве 3-5);

3) Продумайте, в чём состояло счастье Шухова.

Проведите параллели, используя название рассказа : «Один день …».

Полученный анализ представьте в виде диаграммы или графика.

Методы стимулирования и организации учебно – познавательной деятельности : создание ситуации новизны, учебные дискуссии;

Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и освоению нового материала;

Проводит параллель с ранее изученным материалом, распределяет обучающихся по группам, учитывая психологические особенности и интересы обучающихся, предлагает задания для групп, создаёт эмоциональный настрой на решение группами поставленных задач

Формируют навыки взаимодействия в группе:

- распределяют функции каждого участника группы;

- разрабатывают алгоритм действия всей группы и каждого участника.

Планируемый результат :

Сформированы ученические группы для дальнейшей работы, разработан алгоритм дальнейших действий.

  1. Первичная проверка понимания

Проверить правильность составленных алгоритмов действий обучающихся

Каждая группа начинает выполнять работу по намеченному плану, по надобности используя консультативную помощь учителя.


Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков.


Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Контролирует выполнение работы, отмечает степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке, при необходимости, подводит обучающихся к выводу.

Представляют план действий по решению поставленной учебной задачи по группам.

Планируемый результат :

Учителем проверен алгоритм дальнейших действий обучающихся.

  1. Применение знаний и способов действий

Применить имеющиеся навыки к решению поставленных задач.

Каждая группа выполняет работу по намеченному плану,

Частично – поисковый метод.

Организует взаимопроверку в группах, контролирует вовлечённость каждого обучающегося в работу, по необходимости, консультирует.

Выполняют задания, анализируют результаты, общаются в группах, высказывают и доказывают собственное мнение, находят необходимую информацию, выполняют действия в соответствии с поставленной задачей.

Планируемый результат :

В работу включены все участники группы. Пользуясь имеющимися знаниями и навыками, ребята выполнили задание групп.

  1. Обобщение и систематизация знаний

Обобщить и систематизировать знания каждой группы обучающихся, полученные в ходе выполнения задания, зафиксировать новые знания.

Каждая группа перед всем классом представляет и защищает свою работу.

Метод устного изложения знаний учениками и активизация познавательной деятельности обучающихся

Акцентирует внимание на конечных результатах деятельности групп обучающихся.

Представляют результаты проделанной работы : демонстрируют слайды презентации, схемы, построенные диаграммы.

Формулируют выводы.

Планируемый результат :

Каждая группа представляет свою работу.

  1. Подведение итогов (рефлексия)

Соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом.

Цветорефлексия внутри группы и межгрупповая.

Метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности.



Связывает результаты урока с его целями.

Анализируют конечный результат своей работы и вклад в работу каждого участника группы.


Планируемый результат :

Поставленные цели урока достигнуты.

  1. Оценивание действий обучающихся

Оценить выступление каждой группы обучающихся и отдельно деятельность каждого ученика.

Участники каждой группы заполняют оценками таблицу результатов.

Метод контроля и самоконтроля учебной деятельности.

Высказывает своё мнение о работе обучающихся, даёт оценку деятельности каждой группы.

Высказывают своё впечатление от урока. Оценивают каждого участника группы и работу групп в целом, отмечают что получилось, что не получилось и почему.

Планируемый результат :

Обучающиеся работали активно, все были включены в работу.

  1. Домашнее задание

Закрепить полученные знания

Написать эссе по рассказу А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Практический метод


Освещает основные вопросы для отражения в работе.

Используя полученные знания и записи в тетрадях, выполняют творческую работу.

Планируемый результат :

Новые знания помогли в написании творческой работы.


Список используемой литературы.

  1. Агеносов В.В. Русская литература XX века. Поурочные разработки. – М.: Дрофа, 2009.-186с.

  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. –М.: ВАКО, 2011.-384с.

  3. Косивцова Л.И. Литература 11 класс. -Волгоград. :Учитель, 2011. – 123с.

  4. Солженицын А.И. «http://lib.ru/PROZA/SOLZHENICYN/ivandenisych.txt» Один день Ивана Денисовича



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!