ЦЕЛЬ | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
Организационно – мотивационный этап урока |
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | - | - | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, организуются к уроку |
Планируемый результат: Старшеклассники готовы психологически , эмоционально к уроку. |
Актуализация опорных знаний. |
Формулирование темы и постановка задач урока | На данном уроке им предложено использовать имеющиеся знания и умения для проведения анализа литературного произведения. | Объяснительно – иллюстративный : вступительная беседа | Организует диалог с обучающимися, подводит их к формулированию темы урока, уточняет понимание учащимися поставленной цели урока. | Формулируют цель и проблему урока, определяют тему урока и записывают её в тетрадь. |
Планируемый результат : Сформирована «стартовая» мотивация к новому способу действий |
Планирование деятельности на уроке. Психологическая подготовка к различным видам деятельности |
Подготовить группы обучающихся для решения блоков заданий. Каждой группе составить алгоритм действий по заданию | Для реализации задуманного класс делится на 4 группы. Каждой группе подготовлено рабочее место Группа 1 : Представить замысел, историю создания и публикации рассказа. Определить жанрово – композиционные особенности произведения. Назвать прототипов главного героя. Найти значение имен Иван, Денис, используя это объяснить выбор имени главного героя. Группа 2 : Составить характеристику главного героя по опорным словам, заполнив таблицу (в таблице заполняется количество использований автором предложенных опорных слов: дом, деревня, работа, крестьянин, труд, плен, задание и т.д.,). Составить диаграмму, используя литературный приём автора «цветовая символика» : - сколько раз в тексте встречаются : голубой, синий (1), жёлтый (2), зелёный (5), белый (26), чёрный (20), красный (17) Сделайте вывод : какие тона отсутствуют, доминируют, почему? Группа 3 : Аналитическая работа по системе персонажей : - в виде схемы представить систему персонажей в рассказе : надзиратели, зэки, бригадиры, шакалы, стукачи (с примерами); - определить место главного героя в этой системе. Группа 4 : Проанализируйте статистические данные проведённого ранее опроса : «Что такое счастье?»; 2) Проведите опрос ребят вашей группы : - что значит для Вас счастье (в количестве 3-5); 3) Продумайте, в чём состояло счастье Шухова. Проведите параллели, используя название рассказа : «Один день …». Полученный анализ представьте в виде диаграммы или графика. | Методы стимулирования и организации учебно – познавательной деятельности : создание ситуации новизны, учебные дискуссии; Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и освоению нового материала; | Проводит параллель с ранее изученным материалом, распределяет обучающихся по группам, учитывая психологические особенности и интересы обучающихся, предлагает задания для групп, создаёт эмоциональный настрой на решение группами поставленных задач | Формируют навыки взаимодействия в группе: - распределяют функции каждого участника группы; - разрабатывают алгоритм действия всей группы и каждого участника. |
Планируемый результат : Сформированы ученические группы для дальнейшей работы, разработан алгоритм дальнейших действий. |
Первичная проверка понимания |
Проверить правильность составленных алгоритмов действий обучающихся | Каждая группа начинает выполнять работу по намеченному плану, по надобности используя консультативную помощь учителя. | Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков. | Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Контролирует выполнение работы, отмечает степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке, при необходимости, подводит обучающихся к выводу. | Представляют план действий по решению поставленной учебной задачи по группам. |
Планируемый результат : Учителем проверен алгоритм дальнейших действий обучающихся. |
Применение знаний и способов действий |
Применить имеющиеся навыки к решению поставленных задач. | Каждая группа выполняет работу по намеченному плану, | Частично – поисковый метод. | Организует взаимопроверку в группах, контролирует вовлечённость каждого обучающегося в работу, по необходимости, консультирует. | Выполняют задания, анализируют результаты, общаются в группах, высказывают и доказывают собственное мнение, находят необходимую информацию, выполняют действия в соответствии с поставленной задачей. |
Планируемый результат : В работу включены все участники группы. Пользуясь имеющимися знаниями и навыками, ребята выполнили задание групп. |
Обобщение и систематизация знаний |
Обобщить и систематизировать знания каждой группы обучающихся, полученные в ходе выполнения задания, зафиксировать новые знания. | Каждая группа перед всем классом представляет и защищает свою работу. | Метод устного изложения знаний учениками и активизация познавательной деятельности обучающихся | Акцентирует внимание на конечных результатах деятельности групп обучающихся. | Представляют результаты проделанной работы : демонстрируют слайды презентации, схемы, построенные диаграммы. Формулируют выводы. |
Планируемый результат : Каждая группа представляет свою работу. |
Подведение итогов (рефлексия) |
Соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом. | Цветорефлексия внутри группы и межгрупповая. | Метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности. | Связывает результаты урока с его целями. | Анализируют конечный результат своей работы и вклад в работу каждого участника группы. |
Планируемый результат : Поставленные цели урока достигнуты. |
Оценивание действий обучающихся |
Оценить выступление каждой группы обучающихся и отдельно деятельность каждого ученика. | Участники каждой группы заполняют оценками таблицу результатов. | Метод контроля и самоконтроля учебной деятельности. | Высказывает своё мнение о работе обучающихся, даёт оценку деятельности каждой группы. | Высказывают своё впечатление от урока. Оценивают каждого участника группы и работу групп в целом, отмечают что получилось, что не получилось и почему. |
Планируемый результат : Обучающиеся работали активно, все были включены в работу. |
Домашнее задание |
Закрепить полученные знания | Написать эссе по рассказу А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» | Практический метод | Освещает основные вопросы для отражения в работе. | Используя полученные знания и записи в тетрадях, выполняют творческую работу. |
Планируемый результат : Новые знания помогли в написании творческой работы. |
Список используемой литературы.