Конспект урока:
Тема: «Базаров и родители. Эпилог романа».
Цели урока: определить отношение Евгения Базарова к своим родителям;
-раскрыть сложность и противоречивость образа Базарова, неоднозначность авторского отношения к нему;
-формировать умение давать идейно-художественный анализ текста, выразительно читать;
-способствовать формированию активной жизненной позиции, пониманию красоты и глубины чувств, способности сопереживать, чувства долга перед родителями.
Задачи урока: создать благоприятные условия для работы творческих групп; способствовать развитию у детей критического стиля мышления.
Форма проведения: творческая лаборатория.
Ход урока.
1. Оргмомент. (распределение учащихся по группам, определение функций участников.)
1 ЭТАП. ВЫЗОВ. Урок начинается с прослушивания песни «Родительский дом» на стихи Михаила Рябинина.
Слово учителя:
Кому посвящена эта песня, написанная на стихи поэта Михаила Рябинина?
Назовите тему и идею данного произведения.(Песня посвящена не только матерям, а родителям в целом. Она о долге перед родителями, о любви к тем, кто дал нам жизнь, воспитал, дал образование. Песня о родительском доме, с которым связано все самое светлое, мирное, доброе. Дом – это начало нашей жизни. Человек рождается, воспитывается, живёт в семье.)
Объясните смысл высказывания Л.Н.Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
(Духовное родство и душевные качества находятся в благополучии. Дом – это место, где тебя ждут, куда всегда хочется вернуться, где твои любимые и любящие люди).
Приходится вам с родителями спорить, правда же?
Старшие в пример всегда ставят свое поколение, всё в их молодости было лучше, они были способны на благородные поступки, они не смели повышать голоса на родителей. А вы другие… (Да, они говорят о тех принципах жизни, которые нам сегодня не понятны, они на многое не имели права, даже на выражение собственного мнения. Они не смели спорить с родителями. Они не хотят примириться с тем, что сейчас другое время, и многое в жизни изменилось, и т.д.).
Молодежь сегодня более инициативна и в погоне за яркими событиями смело отметает жизненный опыт предшественников, стремясь создать новое и светлое будущее, опираясь на собственное видение окружающего мира. Думаю, что этого вы не будете отрицать. Но ЧТО в отношениях между родителями и детьми во все времена остается неизменным?
(духовное родство: общие интересы, взгляды, деятельность,душевные качества: искреннее дружелюбие, любовь, уважение).
Проверка индивидуального домашнего задания: давайте послушаем ваше рассуждение “Что значат для меня мои родители?” (слушаем сочинение и просматриваем презентацию ученика с семейными фотографиями)
Какое отношение наш разговор о родителях и родительском доме имеет к сегодняшнему уроку? (Мы будем говорить об отношениях Евгения Базарова с родителями).
Называю тему урока, учащиеся записывают в тетрадях со слайда.
Каждая группа-участница творческой лаборатории ставит в соответствии с заданиями свои цели и задачи (записывают в тетрадях).
Актуализация знаний.
Вспоминаем:
Какой конфликт в романе основной? (социально-политический, он направлен против дворянства)
Какова тема романа? (Смена поколений - тема романа. Проблема взаимоотношений отцов и детей, старшего и молодого поколений не только в литературе является вечной темой, но и в нашей сегодняшней жизни).
Создание проблемной ситуации. Постановка проблемного вопроса.
Если родители – это самое святое, близкое и дорогое в жизни человека, то почему так сложно складываются взаимоотношения Евгения Базарова с родителями?
ЭТАП. ОСМЫСЛЕНИЕ.
1.Слово учителя. Проблеме взаимоотношений «отцов» и «детей» И.С.Тургенев посвятил целое произведение. Вашему вниманию и оценке предлагается одно проведенное мини-исследование по теме «Базаров и родители».
Описание задания: Как, по вашему мнению, представлена «злоба дня» в следующем эпизоде романа «Отцы и дети»? «-Поздравь меня, - воскликнул вдруг Базаров, - сегодня 22 июня, день моего ангела. Посмотрим, как-то он обо мне печется. Сегодня меня дома ждут, - прибавил он, понизив голос…- Ну, подождут, что за важность».гл.15».
Задание предполагает интерпретацию высказывания литературоведа С.Е.Шаталова («Так называемая злоба дня представала в произведениях Тургенева в нравственно-психологическом опосредовании и обусловливала симпатии и антипатии персонажей, их поступки, взаимоотношения и суждения»).(Краткое содержание работы: Злоба дня в романе «Отцы и дети» действительно представлена «в нравственно-психологическом опосредовании», как замечает литературовед С.Е.Шаталов. Через столкновение Евгения Базарова со старшим поколением обуславливаются симпатии и антипатии героев... При чтении романа, а именно главы 15, я сразу обратил внимание на фразу Базарова о дне ангела. Мне кажется, ему трудно было произнести эту фразу, потому что перед последними словами он понизил голос. В этот момент он подумал о своих любимых и любящих родителях… Главный представитель молодого поколения - Базаров – отличается от своих сверстников, от Аркадия, например…Он не выражает открыто своих чувств к родителям, но я уверен, что это было сказано только из идеологических убеждений Евгения, а не сыновних. Базаров – нигилист…, и этим многое объясняется в его поведении, поступках, во взаимоотношениях с окружающими, даже с родителями…).
Определение нигилизма.
Работать будем в группах. Каждая группа имеет свое задание. В работе примут участие литературные критики (Писарев и Страхов), искусствоведы и автор романа. Вам дается 15 минут на выполнение заданий.
2. Работа с текстом романа.
1 группа. Подготовьте рассказ об отце Василии Ивановиче и матери Арине Власьевне по алгоритму:
А) портрет
Б) характер
В) занятия, интересы
Г) как относится к своему сыну?
Д) какие чувства герои испытывают друг к другу?
2 группа. Подобрать материал из текста об отношении Базарова к своим родителям. Подготовить связный рассказ с выводами по определенным вами задачам.
(Главы 20,21,27).
3 группа (работают 2 ученика) автор романа. Изучите авторские размышления по образу главного героя романа Евгения Базарова. Выскажите свои предположения по авторскому отношению к герою. В чем проявляется неоднозначность авторского отношения к герою? Составьте синквейн «Кто он – Евгений Базаров?».
4 группа (2 человека). Подберите материал об истории создания картины В.Перова “Старики родители на могиле сына”.
Какие впечатления у вас возникли от этой картины?
5 группа. Перечитайте высказывания русских критиков Д.Писарева и Н.Страхова о Базарове. Чья точка зрения ближе вам? Свой ответ аргументируйте.
(По завершении работы в группах приступаем к обсуждению основного вопроса урока).
ЭТАП. РЕФЛЕКСИЯ.
Анализ текста романа.
С родителями Базарова более подробно мы знакомимся во второй половине романа в 20-21 главах.
(Выступление участников 1группы).
(Выступление участников 1 группы).
Почему так сложно складываются отношения между сыном и родителями? (выступление участников 2 группы).
Как автор относится к своему герою? В чем проявляется неоднозначность авторского отношения к герою? (выступление 3 группы – от имени автора романа).
Ребята, а можете вы сейчас высказать свои предположения об эпилоге романа? Почему И.С.Тургенев заканчивает свое произведение смертью главного героя? (выслушиваются версии учащихся и зачитываются высказывания Тургенева).
Под впечатлением от прочитанного романа «Отцы и дети» художник Василий Перов создал картину «Старики родители на могиле сына».
Послушаем выступление искусствоведов об истории создания этой картины. (выступление 4 группы - искусствоведов).
2. Рефлексия. Оценка деятельности.
1. Вот мы и закончили работу над романом И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Какие цели вы сегодня ставили, какие задачи? Достигли ли поставленной цели? Какие из задач остались нерешенными? Запишите их.
Получили ли вы удовлетворение от сегодняшнего занятия?
(ребята делятся своими впечатлениями- мнения противоречивые).
Какие недочеты сегодня были в ваших выступлениях? Оцените свою работу и работу всех творческих групп. Не забудьте внести в листы контроля замечания.
3. Домашнее задание.
Сочинение «Мой любимый герой в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»».
Письмо литературному герою: «Я с Вами не согласен, Евгений Васильевич…».
Индивидуальные задания по группам. Подумайте над вопросами, ответы на которые показались вам неубедительными, постарайтесь найти ответы в других источниках.
Спасибо всем за работу. (Листы контроля сдаются учителю для общего анализа деятельности на уроке).
24