Литературное чтение
4 класс
- Какие три задания дал царь Ивану?
- Кто главный герой сказки?
Поймать летающую птицу-сирин, поймать золотого жеребца и вытащить серебряное яблоко.
Иван
- Как Иван познакомился с Коньком-Горбунком?
- Что символизирует Конёк-Горбунок в сказке?
Иван поймал маленького чудесного конька, который стал его другом.
Дружбу, мудрость и помощь в трудных ситуациях.
- Как помогал Конёк-Горбунок Ивану выполнять необычные задания царя?
- Какая главная мысль сказки?
Настойчивость и верная дружба помогают преодолеть любые трудности.
Конек - Горбунок
________
- Был ли Конёк-Горбунок обычным конём?
П.П. Ершов
- Пересказ по готовому плану
План
Фамилия, имя ученика ____________________
Фамилия, имя ученика ____________________
Критерии пересказа
Критерии пересказа
Оценка
Пересказ выполнен самостоятельно
Пересказ выполнен самостоятельно
Оценка
Текст пересказан последовательно (по плану)
(0-2балла)
(0-2балла)
Текст пересказан последовательно (по плану)
При пересказе не упущены главные моменты
При пересказе не упущены главные моменты
Речь грамотная, в пересказе не допущены речевые ошибки
Речь грамотная, в пересказе не допущены речевые ошибки
Правильно ответил на вопрос оппонента
Правильно ответил на вопрос оппонента
Отметка
Отметка
9-10 баллов – «5»
9-10 баллов – «5»
7-8 баллов – «4»
7-8 баллов – «4»
5-6 баллов – «3»
5-6 баллов – «3»
Менее 5 баллов – «2»
Менее 5 баллов – «2»
Почему свое произведение Ершов называет русской сказкой. Объясни свою точку зрения
присказка
зачин
Сказочные герои
Что в произведении говорится о братьях и как раскрывается каждый из них в поступках ?
Что в этой сказке волшебного, необычно, а что могло быть в действительности?
Слова для справок
Спальник — придворный, находящийся при царской спальне.
Отродяся –
Никогда, ниразу.
Лубков –
Это вид русского народного творчества, который выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и раскрашивался от руки.
Пенять –
Жаловаться, сетовать, укорять.
Шевелить –
Соглядать – наблюдать, следить
Мять, топтать
.
Малахай –
длинная широкая одежда без пояса
Смекнули –
Караул –
поняли
Вооруженная охрана, стража
Улуча –
«выждать, удасужиться о чём-либо»
Пластью –
«пластом», «плоская толща чего-либо»
Смеркаться –
Сенник –
Сеновал
Темнеть
В три вершка –
14 см
Аршинными –
длинными
Сызнова –
Снова, опять.
Несподручно –
Не подходит, неловко, не годится, неудобно
Рогожа — грубая хозяйственная ткань.
Балаган –
Сарай, навес.
Опояски –
Пояс, в виде шнурка
Не померил – «не проверил, не установил правильность»
Жомах –
тиски, пресс
Седьмица –
неделя
Клепли –
«наводить навет, напраслину».
С позвонком – с бубенцом
Некорыстный наш живот -бедная наша жизнь.
Мыкать век-
долго жить в бедности
Городничий –
начальник города, мэр.
«Сафьянные бичи»— длинные плети, кнуты из мягкой козьей или овечьей кожи,
Порука –
Обещание, обет
Про кого говорится в тексте?
Вот он всходит на ……,
Вот хватает за …….,
Что есть силы в …… стучится,
Чуть что ……. не валится,
И кричит на весь ……,
Словно сделался ……. .
…… . с лавок поскакали,
Заикаяся вскричали:
«Кто стучится сильно так?» —
«Это я, …………… !»
Спотыкнувшися … раза, Починивши оба ……, Потирая здесь и там, Входят …… к двум коням. Кони ржали и храпели, Очи яхонтом …….; В мелки кольца завитой, ….. струился золотой, И алмазные ……. Крупным жемчугом обиты. Любо-дорого смотреть!
Дополни текст:
Да смотри: по … утренни зари
……… .. меня на волю
Погулять по чисту …..
По исходе же …. дней
Двух рожу тебе …… —
Да таких, каких поныне
Не бывало и в помине.
Да ещё рожу ………
Ростом только в … ……….,
На спине с ……. горбами
Да с аршинными ……….
На земле и под землёй
Он товарищ будет твой:
Вдруг о полночь …. заржал…
Караульщик наш ……….,
Посмотрел под рукавицу
И увидел ……… .
………… та была
Вся, как зимний снег, …….,
…… . в землю, золотая,
В мелки …….. завитая.
«Эхе-хе! так вот какой
Наш воришко!.. Но, постой,
Я шутить ведь, не умею,
Разом сяду те на ….. .
Сравни братьев и Ивана
- Иван — самый младший брат, он отличается добротой, смекалкой и мудростью.
- В то время как братья полагаются на силу и высокомерие, Иван действует храбро и умело, используя помощь Конька-Горбунка.
- Братья часто проявляют зависть и нетерпимость к Ивану, не верят в его успехи.
- Иван — герой сказки, который благодаря своему уму и доброте преодолевает трудности, тогда как братья остаются в тени и не добиваются настоящих побед.
Все три брата являются представителями крестьянского сословия , живут простой жизнью и работают в деревне. Они сталкиваются с похожими трудностями и проблемами повседневной жизни . Их объединяет принадлежность к одной семье и общее происхождение .
Однако на этом сходства заканчиваются, поскольку каждый из братьев имеет уникальные качества, определяющие его характер и поступки.
Гаврила изображён как весёлый и беззаботный парень, который любит развлечения и лёгкую жизнь. Он не склонен к серьёзным размышлениям и предпочитает наслаждаться моментом. Его поведение порой кажется легкомысленным и необдуманным, что вызывает раздражение старших членов семьи.
Сходство с Иваном: Оба любят простоту и свободу, стремятся избегать сложных ситуаций.
- Различие: Гаврила больше сосредоточен на развлечениях, тогда как Иван проявляет искреннюю доброту и отзывчивость.
Данила представлен как самый старший и ответственный из братьев. Он берёт на себя роль лидера и принимает важные решения. Однако его ответственность часто сопровождается чувством превосходства над младшими братьями. Данила стремится показать свою важность и авторитет , иногда проявляя высокомерие и нетерпимость к другим мнениям.
- Различие: Данила более амбициозен и властолюбив, тогда как Иван скромнее и менее уверен в себе.
Домашнее задание
- Придумай как Иван рассказывал бы свои приключения своим предкам.