СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе "Герасим и его окружение"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. Работа с текстом. Ответы на вопросы.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе "Герасим и его окружение"»

Урок русского языка в 5 классе по УМК Л. Рыбченковой



Тема: Буквы е - и в корнях с чередованием.

Цели урока:

  1. Для учителя:

- организовать поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;

- формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы;

- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес

2. Для обучающихся:

- выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;

- научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.

Планируемые результаты:

* личностные: понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;

* метапредметные:

- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,

регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

* предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;

коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Ход урока

1.Организационный момент. 

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, я вас приглашаю совершить увлекательное путешествие на неизведанную планету «Правописание, в отдаленную страну под названием «Буквы Е и И в корнях с чередованием».

Цель нашего путешествия – узнать, как правильно выбирать гласную в корнях с чередованием.

3. Актуализация учебной деятельности.

Работа с текстом.



У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, дом построить, детей вырастить. А ещё надо добрую песню сложить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: слагал песню или растил ребенка, – ко всему нужно приложить усилия, всему отдать свою душу и то добро, которое нельзя зап..рать в своем сердце! Да и не зап..реть его вовсе!

Прочитать текст.

Определить его основную мысль. Что хотел сказать этим текстом автор? (Как надо жизнь прожить.)

Какой это тип речи? (Рассуждение).

- На какие правила пропущены гласные в словах? (Чередующиеся гласные в корнях слов).

- Какие корни с чередующимися гласными вы знаете еще?



4.Но сначала нам необходимо получить допуск к полету, пройти небольшое испытание.

Игра «Собери пословицу».

На ваших столах лежат карточки, на которых написаны пословицы. Не беда в том, что слова в них «забыли», где они должны стоять. Помогите им собраться в предложение.

-зима, собирает, а, поедает, лето.

-что, соберёшь, на, столе, зимой, то, летом, найдёшь.

- Молодцы! Справились с заданием. Все допущены к путешествию.

5. Исследовательская работа

- Мы в неизведанной стране и нам необходимо провести исследовательскую работу. 

Выд...рем сорняки, соб...рают урожай, заст...лить кровать, зап...раем двери, ст...реть с доски, заж...гать факел, зам...реть от испуга, бл...стеть на солнце

Какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных).

- Какие гласные чередуются? (Е – И). Самопроверка по эталону

6.  Вот мы с вами и попали на сказочный остров. Здесь нам предлагают послушать интересную сказку. Сказка «Как суффикс -А- стал vip-персоной».

Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали.

Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей.

А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга».

Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А - неразлучные друзья.

И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс -А.

«Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,- говорят окружающие.

Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.

- Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?

7. Работа с таблицей

- Рассмотрите таблицу. Перечислите корни, в которых происходит процесс чередования гласных Е и И.

Жили-были две подружки,

Симпатичные вполне,

Две подружки-побегушки,

Буква И и буква Е.

Корни нескольких глаголов

Рады были их принять,

Только нужно было знать,

Как в них встать без лишних споров.

Но подружки не ругались,

Меж собой чередовались.

Скажет буква Е едва:

- Здесь за корнем суффикс –а-!

И без лишней кутерьмы

Примет корень букву И.

Если суффикс где-то бродит,

В корне место Е находит.

До сих пор живут согласно

Чередующиеся гласные.

В корнях может происходить процесс чередования гласных Е – И. Узелок на память.

Физкультминутка.

8. Вот теперь мы готовы справиться с любым заданием.

1. Укажите неправильные написания слов.

блестать красотой

начинать работу

блистеть на солнце

замереть от счастья

замирать от страха

соберательный образ

блестящий оратор

изберательная кампания

2. Распределительный диктант.

- Ребята, у жителей Планеты чередующихся гласных возникла проблема. Они не могут разобраться в какой домик им нужно поселиться. (Учащиеся распределяют слова в 2 столбика).

Застелить, стирает, запер, заберу, задирает, прибирал, блестит, разжигать, настелил, опираться.

Взаимопроверка по образцу

- А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Поставьте оценку карандашом.

3.Самостоятельная работа

  1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

  2. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало…

  3. Вдали колокольчик звенит, замирает.

  4. Ковыль сухой и стар и сед, блестит на нем мороза след.

  5. Замерли грома раскаты.

9.  Итог урока. Рефлексия

Чему научились мы в стране

10. Домашнее задание

- Молодцы! Мы провели путешествие успешно. И на пути домой должны получить домашнее задание, чтобы ваш отчет был полным. 

1. Выучить правило – с.98. 2. Упр.219 3.Найти и записать 5 пословиц, в которых есть слова на изученную орфограмму.


Работа по карточкам

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

а) расст...лать скатерть б) разб...ру вещи в) проб...рался сквозь заросли г) выд...рать листы



2. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

а) бл...снуть на солнце б) зат...реть пятно в) зам...рли в ожидании г) соб...раться в поход



3. В каком слове на месте пропуска нет чередующейся гласной в корне слова?

а) приж...гать йодом б) подт...рать пол в) отм...рающие обычаи г) неприм…римый враг



4. В каком слове на месте пропуска не пишется буква И?

а) бл…стать на солнце б) зам…рли на месте г) соб…ратель марок г) расст…лить палас



5. В ряду во всех словах пропущена буква Е?

а) расст…ливший, прот…равший, приб…русь, выд…рнуть б) соб…ру, прид…русь, зам…реть, подст…лить в) отп…рать, нат…рание, отт…реть, заст…лать





1. Б 2. Г. 3.Г 4.А,Г 5. Б










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!