СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе «Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «Дурное общество»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературе в 5 классе по творчеству В..Г.Короленко.Нравственные уроки повести "Дурное общество"

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе «Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «Дурное общество»»

Конспект урока «Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «Дурное общество»

Цели урока:

  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, по совершенствованию навыков чтения; создавать условия для формирования умения анализировать прочитанную повесть.

  • создавать условия для развития опыта творческой деятельности; организовать деятельность по развитию коммуникативных навыков работы в группе.

  • создавать условия для формирования познавательного интереса; организовать деятельность по воспитанию уважения, милосердия, доброты к окружающим людям; создавать условия для формирования духовно-нравственной личности.

Задачи личностного развития:

  • способствовать формированию правильной устной речи учащихся через использование коммуникативно-деятельностных методов и приёмов;

  • способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся через работу в группах.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Виды деятельности учителя: предлагает вопросы для рассмотрения и анализа, организует работу по анализу материала, консультирует, корректирует, координирует деятельность учащихся.

Виды деятельности учащихсявыразительно читают, отвечают на вопросы, анализируют материал, обосновывают выводы, работают в  группах, парах

Формы деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, парная

Оборудование:  раздаточный материал (карточки), репродукции картин, компьютер,  мультимедийное оборудование.







1. Приветствие Мотивация на дальнейшую работу 1 минута. Метод «Встреча»
Цель: встреча друг с другом, определение настроения каждого и группы, в целом положительный настрой

«Улыбка всегда хороша. Ибо она открывает простой внутренний мир человека». Новиков Николай Иванович.

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне: почувствовали, как на душе сразу стало спокойнее? Не бойтесь дарить друг другу искренние улыбки, ведь они одно из мерил добра и показатель нравственной чистоты души.
2. Мотивация учебной деятельности. Сформулировать ожидания учащихся на уроке, желание разобраться в поставленной проблеме. 4 минуты

2 СлайдСегодня мы заканчиваем изучение повести В.Г. Короленко “ В дурном обществе .

3-6 слайд Ребята, я предлагаю вам посмотреть на репродукции картин художников .

7 слайд .Скажите мне, пожалуйста, что объединяет эти полотна художников и повесть «Дурное общество»? Можем ли мы сказать, что писатель и художники говорят нам об одном и том же? О чем (о тяжелой доле детей)

-Какие чувства вызывают у вас эти дети? (Сострадание)

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим–нибудь несчастьем, горем. Как вы думаете, это хорошее качество человека. Может оно говорить о добром сердце, которому чужое горе небезразлично?

Какими качествами или, будем говорить добродетелями, должен быть наделён человек, «имеющий сердце»?

Ребята перечисляют: доброта, любовь, милосердие, сострадание, совесть, самопожертвование. Учитель помогает.

8 слайд Эти слова появляются на доске


-Правильно , ребята, это очень важные нравственные ценности человека.



Милосердие и сострадание ближнему есть свет душевный .Теперь вы можете назвать тему урока.

9 Слайд (Объявление темы урока)Уроки нравственности в повести Короленко «Дурное общество».

10 Слайд. Значит, нам надо проследить за развитием этих качеств в героях повести В.Г.Короленко « Дурное общество» .Показать влияние «дурного общества» на становление характера главного героя Васи.


«Как происходит нравственное взросление юного героя в повести?»

Добро , сострадание , правда – очень важные нравственные ценности в жизни человека,. Именно поэтому я предлагаю вам отправиться по дороге, по которой шел через все страницы повести главный герой, дорогой сердца. Мы попробуем вновь испытать те переживания, которые испытал мальчик, и понять, что изменилось в нем после встречи с детьми подземелья и ответим на главный вопрос «Как происходит нравственное взросление юного героя в повести?»

Сегодня мы поговорим о таких понятиях, как нравственность, милосердие, доброта, самопожертвование, любовь к ближнему, попытаемся определить те уроки нравственности, которым учит нас повесть.

11 слайд

Помните, как сказал пан Тыбурцый Васе: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, вместо холодного камня». Это эпиграф урока.


3. Создание проблемной ситуации, проблемные вопросы. 8минут

Слушание записи песни из кинофильма “Генералы песчаных карьеров” “Я начал жить в трущобах городских...”.

Как вы думаете, почему звучит такая песня? О каких героях вы вспомнили, слушая её?

-Ребята, давайте вспомним главных героев повести.. Метод «Кластер»
Цель: концентрация внимания учащихся, конструирование работы на уроке.


Создание кластера.


Вася Соня Судья Валек Маруся Тыбурций


Почему Валек оказался в развалинах? Вася - по какой причине ? Для этого поработаем с текстом. (дети выполняют задания .тексты на столе .зачитывают характеристики героев)

Вася-имеет семью, отец – судья, имеет хорошее социальное положение ,проживают в собственном доме с сестрой Соней;

-считает, что его дома не любят, по этой причине целыми днями слоняется по улицам; ищет развлечений, просто тратит время; убегает из дома, его считают хулиганом. Мальчик считал, что отец его не любит, и считал его нехорошим.

Судья не делает разницы между бедными и богатыми и не продаёт свою совесть за деньги , не занимается воспитанием сына и считает его хулиганом.

Валек – сирота, имеет больную младшую сестру, чтобы прокормить себя и сестру, вынужден жить на « улице», в поисках съедобного; скрываются в развалинах.
Маруся -сестра Валека, была худенькая маленькая девочка четырёх лет. “Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, — пишет Короленко в главе «Знакомство продолжается». — Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...” Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал брат Валек. 
Соня. Вася сравнивал Марусю со своей сестрой Соней, которой тоже было четыре года: “...моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту”. Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная.

Тыбурций. Сначала Вася боялся Тыбурция, но после обещания никому не говорить об увиденном, Вася увидел в Тыбурции нового человека: “Он распоряжался, как хозяин и глава семейства, вернувшийся с работы и отдающий приказания домочадцам”. Вася почувствовал себя членом нищей, но дружной семьи и перестал бояться Тыбурция.  Вася знает, что между Тыбурцием и детьми царит понимание и любовь. Именно такого человеческого внимания, участия не хватает Васе в собственной семье, вот почему он тянется к семье Тыбурция, чувствуя себя здесь уютно и уверенно.

Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище. Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе.  Несмотря на то, что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость, уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей



Работа с иллюстрациями

Работа с иллюстрациями к повести. Найдите иллюстрации героев на столе и повесьте их на доску.

4. Актуализация знаний. . 10 минут
Сориентировать учащихся на выявление основной проблемы урока.
Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке

Слайд 12

- Какое впечатление произвело на Васю подземелье? Найдите характерные детали, передающие состояние героя. 5 глава

1. Пересказ описания подземелья


2. Чтение по ролям фрагмента от слов «Ты в городе остался затем, чтобы купить булок?» до слов «…Я горько плакал, пока крепкий сон не прогнал своим веянием моего глубокого горя».— Какое горькое открытие сделал Вася, подружившись с Валеком?

3.Беседа
- Почему Валек усмехнулся, услышав вопрос Васи о покупке булок?
- Почему Вася говорит о недопустимости воровства с грустным раздумьем в голосе?

-Почему Вася спрашивает: «А вы разве… нищие?» - упавшим голосом?

-Какие интонации слышатся в голосе Валека в ответ на вопрос Васи?
-Какой смысл вкладывает Вася в слова «Нет, я… я всегда буду ходить к вам»? С какой интонацией произносит Вася эти слова?
-

Вася – сын судьи. Он знает, что нельзя воровать, лгать, обижать слабых. Оказалось, что Валек, к которому он относился с таким уважением, украл булку, чтобы накормить сестру. С точки зрения общественной морали поступок Валека заслуживает осуждения, и в тоже время причина, которую выдвигает в свое оправдание его друг, кажется Васе весомой. Вася испытывает глубокие страдания, вспоминая, с какой жадностью девочка ела булку.
Вася впервые столкнулся с суровой правдой жизни: на свете немало обездоленных и несчастных. Их безмолвные страдания никто не замечает да и не хочет замечать. И он тоже не догадался сразу, увлеченный новым знакомством и возможностью не чувствовать себя одиноким.
Мальчик страдает оттого, что знает настоящую правду о несправедливых законах жизни и понимает, что изменить что-либо никто не в силах.
Слова, в которых звучит оправдание поступка Валека, Вася произносит решительно. Он понял, что у его друга не было иного выхода, что несправедливая действительность виновата в «преступлении» Валека. Слова героя звучат как клятва в дружбе.

— Как менялся характер Васи во время дружбы с Валеком и Марусей?

Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви. 

Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?

После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь. Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением

13 Слайд .

Кукла очень дорогая для семьи вещь – память о матери, её подарок.

Как вы считаете, поступок или проступок совершил Вася?


14 слайд

4. Дискуссия .Как вы считаете, поступок или проступок совершил Вася?
Поступок – сознательное действие человека, в котором он утверждает себя как личность – в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом.
Проступок – это поведение, причиняющее вред обществу. В отличие от преступления, проступок не представляет общественной опасности, хотя и нарушает правовые предписания государства.
Но ведь мальчик мог и спросить разрешения у отца! Была ли у Васи уверенность, что отец его поймет?



15 слайд .Ответы детей. Мальчиком руководило лучшее чувство – и он украсил последние минуты Маруси. Случилось очень важное – Маруся улыбнулась. Она ушла из этой жизни не с болью и тоской, а с улыбкой.


Вася совершил поступок, достойный человека, наделенного лучшими качествами. Он хотел скрасить безрадостные дни девочки, вернуть её к жизни. Васе дорога память матери, ему кажется, что мать одобрила бы такое решение, тем более Маруся чем-то напоминает её. Отцу он не может рассказать о своих новых знакомых, поскольку дал слово молчать.

В эпизоде с куклой Вася предстал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке — первый и последний раз в своей жизни. Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришёл в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурций, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим скрытным житьём на горе, хотя понимал, что отец Васи — судья


— Как изменилось отношение отца к сыну?

С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребёнка:

Выразительное чтение. Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашёл что-то родное, чего тщетно искал в нём прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжёлый туман, нависший над душой отца. И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына”. 


Отец удивлен тому, что до сих пор он совсем не знал своего сына, не понимал, что это уже взрослый, много переживший и перечувствовавший человек. Отец просит прощения за непонимание и недоверие.


5. Физкультминутка на 23 минуте урока 1 минута

 Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили

6.. А теперь разгадайте кроссворд по содержанию повести 3 минуты

. Разгадав его, вы прочтете по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям.

  1. Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.)

  2. Должность отца Васи. (Судья.)

  3. Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.)

  4. Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)

  5. Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)

  6. Чувство, которое испытывает Вася в родном доме . (Одиночество.)

  7. Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)

  8. Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.)





Учащиеся читают ключевое слово гуманизм. Учитель дает толкование лексического значения этого слова.

Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие.

Слово учителя

Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют “дурным обществом”. Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, в “дурном обществе”, Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма.

7. Метод проектов. 7 минут

• развитие познавательных навыков учащихся, 
• развитие критического и творческого мышления, 
• формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, 
• формирование умений ориентироваться в информационном пространстве

В нашей школе выпускается газета, где есть рубрика «Проба пера».

Вы сочинили рассказы о доброте, сострадании, милосердии. Сегодня вы в группе оцените рассказы своих одноклассников, выберете лучший рассказ, распечатаете и передадите его в газету.

8. 3 минуты. Стратегия  «фишбоун»  позволяет учащимся выявить причинно-следственные связи и мотивы поступков героев произведения.

«Фишбоун» - «скелет рыбы».

Перед нами схема, в которой мы должны отразить весь материал в определённом порядке.
В голове рыбы ставится «толстый вопрос».
Верхние плавники – это аргументы или причины.
Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы.
В хвосте рыбы записывается ответ на поставленный «толстый вопрос».
В нашем «фишбоуне» ставится следующий вопрос: «Сумел ли Вася сохранить и развить лучшие человеческие качества?».

Аргумент 1: « Одиночество».
Факт 1: « Вася с шести лет испытывал ужас одиночества, его называют хулиганом, бродягой, он убегает из дома ».
Аргумент 2: «Душевные искания».
Факт 2: «Вася искал смысл жизни, в нем жила жажда познания, общения, добра ».
Аргумент 3: « Дружба».
Факт 3: « Эта встреча открыла ему путь к себе, к своим близким

Для доброты нет дурного общества. Встречи с такими людьми просветляют душу, делают её чище. Человек становится добрее, отзывчивее, если научится сострадать и помогать другим ».
Вывод: «.Вася научился сострадать, стал отзывчивым, научился видеть и понимать боль других, ценить людей; он перестал думать о своём горе.. ».

    • Докажите текстом, что жизнь Васи изменилась.

16 слайд 9.Чтение отрывка наизусть. «На могиле Маруси»: 1 минута.: «Только могила, огороженная частоколом, каждую весну зеленела свежим дёрном, пестрела цветами. Мы с Соней, а иногда даже с отцом посещали могилу; мы любили сидеть на ней в тени смутно лепечущей берёзы, в виду тихо сверкавшего в тумане города. Тут мы с сестрой вместе читали, думали, делились своими первыми молодыми мыслями. Первыми планами крылатой и честной юности.

Когда же пришло время и нам оставить тихий город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над могилкой свои обеты».

-Ребята, подумаем если бы на пути Васи не встретились Валек и Маруся,смог бы он измениться? Какова роль Пана Тыбурция в становлении личности Васи?


10.Итоги урока. 2 минуты

Почему же, ребята, «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня»? Добрый человек отдаёт добро, любовь и чем больше отдаёт, тем больше приобретает.

Действительно,

В жизни по-разному можно жить.

В горе можно. И в радости.

Вовремя есть. Вовремя пить

Вовремя делать гадости.

А можно так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженное солнце достать

И подарить его людям. (С. Островой)

17 Слайд Домашнее задание. Написать сочинение от лица главного героя «Мое светлое будущее» (каким вы представляете будущее Васи) «Встреча повзрослевших Валека и Васи»

Вопросы, которые я бы хотел задать Васе (мини-сочинение- средний уровень сложности).

18 слайд 11. Рефлексия.2 минуты. Отметки. 2 минуты .

Упражнение «Незаконченное предложение». Выбери несколько вариантов начала предложения и продолжи их.

  1. было интересно…

  2. я выполнял задания…

  3. урок заставил меня задуматься

  4. я понял, что…

5. мне захотелось….












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!