Урок по литературе «У театральной афиши»
Тема: Н.В.Гоголь. Знакомство с комедией «Ревизор».
Цель: знакомство с театральной постановкой, с историей создания комедии, развитие познавательных способностей учащихся, обучение внимательному прочтению авторского текста, повторение основных теоретических понятий.
Оборудование: афиша, театральные программки, словарь Даля В.И., карточки, презентация.
Оформление: Ученик раздает программки у входа. Музыка, воспроизведение на экране картинки, звуков перед началом спектакля (кинофильм « Война и мир»)
Вбегают мальчишки (одеты, как уличные мальчишки 19 века).
1 мальчишка: Покупайте билеты, новое сочинение Гоголя!
2 Мальчишка: Новое сочинение Николая Васильевича Гоголя!
1 мальчишка: Комедия «Ревизор» сегодня в Александринском театре!
Раздают программки и садятся.
Из-за занавеса выходят девочка и парень (дамы и господин) садятся на места.
Музыка и шум театра.
1 дама: Господа, вы слышали, что это новое сочинение Николая Васильевича Гоголя.
2 дама: Это который «Ночь перед рождеством написал»?
Господин: А еще повесть «Тарас Бульба», помните?
1 дама: Господа, говорят, что сюжет комедии «Ревизор» Гоголю подарил сам Пушкин.
2 дама: Как, Александр Сергеевич?!
1 дама: Да, господа, представляете, будто бы его самого приняли за проверяющего, т.е. ревизора, когда он проезжал по Нежинской губернии!
Учитель: Здравствуйте, сегодня у нас необычный урок. И вы все это уже почувствовали. Мы первый раз попадаем в мир театра, первый раз знакомимся с литературным произведением, написанным специально для постановки в театре. Такой род литературы называется драмой. ( Посмотрели на доску, на свои карточки). А какой еще род литературы мы уже знаем? ( Эпос, лирика). Любое произведение для сцены называется пьесой.
Открыть слайды.
Драма – род литературы.
Пьеса – драматическое произведение, написанное специально для театральной постановки.
Комедия – драматическое произведение веселого, жизнерадостного характера, осмеивающее отрицательные качества человеческого характера, недостатки в общественной жизни, быту.
Ремарка – замечание на полях или между строк, пояснение автора пьесы для режиссера или актеров.
Ревизор – проверяющий.
Инкогнито – тайно, скрытно.
Литературоведческий комментарий.
Для того, чтобы понять произведение “Ревизор”, мы с вами поговорим о том, каковы же особенности литературного произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене (это произведение называется пьесой).
В пьесе в диалогической и монологической форме воссоздается речь действующих лиц, их поступки. В ремарках, пояснениях для постановщиков спектакля и актеров, сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению, какими родственными отношениями связаны (эти авторские ремарки называются афишей);
Учитель: Мы видим афишу на занавесе нашего театра. Точно такая же афиша
Слайд афиши
была 19 апреля 1836 года у Александринского театра.
Слайд театра
Это старейший театр России. Он назван так в честь жены императора Николая Первого Александры Федоровны. В 18, 19 и начале 20 веков он являлся главным императорским театром, судьбой которого занимались Российские императоры. До появления «Ревизора» здесь ставили только переведенные иностранные пьесы. Гоголь, возмущаясь этим, писал:
Слайд «Гоголь»
« Русского мы просим! Своего давайте нам! Что нам французы и весь заморский народ? Разве мало у нас нашего народа? Русских характеров? Давайте нам наших плутов! На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеется им!» И написал комедию «Ревизор». Где «решился собрать все дурное в России, и за одним разом посмеяться надо всем».
Директор(ученик): Мы разоримся! У нас благородный театр, где благородные люди смотрят на благородных иностранных героев. Кто к нам пойдет смотреть на русских чиновников? Что в них интересного, срам один, мон ами, это низко и неблагородно. Мы разоримся!
Режиссер(ученик): Спокойно, голубчик. Мы должны подчиниться Его Высочайшему повелению. Ведь сам император одобрил эту постановку.
Директор: Да знаю, знаю. Но ведь разоримся, как пить дать разоримся!
1 дама: Посмотрите, господа, тут в программке какие-то замечания для господ актеров.
2 дама: Да, действительно, очень интересно.
Учитель: Да, давайте и мы обратимся к нашей комедии. А что такое комедия, вы уже догадались? Если еще нет, то нам поможет наш уважаемый словарь.
Словарь (ученица) – читает, что значит комедия (на слайде)
Уч.: Откроем наши учебники и познакомимся с действующими лицами «Ревизора» (Ученики читают по очереди).
Ант. Ант. Сквозник - Дмухановский
Мы встречаем у Гоголя очень много «говорящих» фамилий. Это прием повсюду в его произведениях. Не стал исключением и Городничий. Посмотрим, что расскажет о характере его фамилия. Господин Словарь?
Словарь(ученица): Согласно словарю Даля, сквозник – это «хитрый, зоркий умом, проницательный человек, пройда, пройдоха, опытный плут и пролаз». Есть еще и вторая часть фамилии. Прочтем, что дмухан – это «напыщенность, гордость, киченье. спесь, чванство».
Учитель: Итак, Сквозник-Дмухановский – городничий. Что это за должность в 19 веке? У вас на столах есть карточки – это выдержки из исторических документов. У кого карточка с определением «Городничий»?
Ученик: Городничий-это..
ГОРОДНИЧИЙ.
Гл. Х1Х. О городничем и его должности.
253. В каждом уездном городе назначается городничий.
Городничий сам и все в городе живущие обязаны клятвою перед всемогущим богом в сохранении ненарушимо подданнической верности к особе И.В. Городничему поручается и предписывается бдение, дабы никто, в противность подданического долга и послушания, в городе ничего не предпринял и не учинил.
…Городничий должен сохранять в городе благочиние, добронравие и порядок, иметь смотрение за постами, переправами и улицами, иметь попечение за казёнными строениями.
«Учреждение о губерниях» 1775 г.
«Городничiй – полицiймейстеръ у
езднаго или заштатнаго города, начальник полицiи».
В.Даль.
Городничий заведует долговыми тюрьмами, адресными столами, расквартированием и содержанием местного войскового гарнизона, в его ведении находятся богоугодные заведения, включая больницы и дома призрения убогих...»
«Наказ губернаторам» 1837 г.
Дальше разбираем все фамилии по учебнику.
Учитель:Хлопов – от « хлоп»- пустое, хлопок.
ПОЧТМЕЙСТЕР
Из словаря В.Даля.
Почта - 1) учреждение срочного сообщения, для пересылки писем, вещей, а иногда и для езды путников.
2) место приёма писем и посылок, почтамт и почтовые конторы, место содержания лошадей для едущих по почте на переменных. Кроме того, в обязанности почтмейстера входило: предоставление проезжающим по почте лошадей.
Почтамт - центральное учреждение почтового ведомства. В Петербурге находился на Почтамтской улице.
Почтамт в столицах заведует губернскими почтовыми конторами; им управляет почтдиректор, а конторами правят почтмейстеры.
Почтмейстер - чиновник, управляющий почтовой конторой.
«Генерал-губернатор Западной Сибири Пестель.был настоящий римский проконсул, причём из самых яростных. Он завёл открытый, систематический грабёж во всём крае. Ни одно письмо не переходило границы нераспечатанным, и горе человеку, который осмелился написать что-нибудь о его правлении.»
Герцен А. И.
СУДЬЯ
Судебные должности были выборные.
Судья являлся вторым лицом по своему служебному положению после городничего.
Уездный судья большею частью не знал законов и ограничивал свою деятельность подписыванием бумаг.
ПОПЕЧИТЕЛЬ БОГОУГОДНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Чиновники, поставленные на местах, должны были следить за созданием народных школ, сиротских домов, больниц, приютов для бедных, домов престарелых. Должность надзирателя над этими чиновниками занимал попечитель богоугодных заведений. Он должен был следить, чему и как учат детей, как содержатся больничные и школьные помещения, как кормят и содержат больных и престарелых, куда расходуются государственные средства.
СМОТРИТЕЛЬ УЧИЛИЩ
Постановление «Об устройстве училищ (24 января 1803 г.)»
1. В приходских училищах за порядком учения наблюдает смотритель училища того уезда, к которому они принадлежат.
2. В каждом уездном городе должно быть, по крайней мере, одно уездное училище.
3. Смотрители уездных училищ подчинены губернскому директору во всех отношениях по училищам, в их ведении находящимся.
1 дама(ученица): Почему-то в списке действующих лиц нет никакого ревизора. В чем же дело? Может, у меня опечатка? 2 дама(ученица): Нет, у меня тоже нет, странно. Господин(ученик): Это штучки Гоголя, он любит напустить тайн, загадок. Известный мастер! 1 дама: Как интересно!
Учитель: Да, загадочный персонаж. Скажите, учитывая, что любая пьеса рассчитана на 2-3 часа, список действующих лиц большой? Да, много лиц разного ранга и положения, множество гостей показывают перед нами широкую картину жизни уездного города.
Слайд «Уездный город»
Читаем замечания для актеров (в учебнике).
Городничий.
Городничий, уже постаревший на службе и очень не глупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно серьезен, несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые с проседью.
Анна Андреевна и Марья Антоновна.
Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытно и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что он не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она 4 раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.
Марья Антоновна – дочь Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (Городничего)
Хлестаков.
Хлестаков, молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.
Осип.
Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит серьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина, и потому скорее догадывается, но не любит много говорить, и молча плут. Костюм его – серый или синий поношенный сюртук.
Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками, оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и серьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.
Ляпкин-Тяпкин, судья , человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.
Земляника, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.
Учитель: переходим к чтению 1действия. Господа актеры, прошу. Задание им было дано заранее, потому что читать без подготовки текст великого Гоголя, это рисковать оскорбить автора. Мы начинаем.
Чтение по ролям 1 действия.
А все остальные внимательно слушаем и работаем с карандашом – обращаем внимание на речевые характеристики персонажей. У всех перед глазами лежит таблица - алгорим
Таблица “Характеристика образа”
Внешность | |
Характер | |
Речевые | |
Поступки | |
Обратите внимание на первую фразу городничего. Это знаменитая фраза, она давно стала крылатой. Чтобы добиться точности, Гоголь переделывал ее много раз. Сначала в ней было 75 слов, затем 48, и теперь 15.
Итак, прошу, господа.
Чтение.
Учитель:
Какую роль играет первая фраза комедии?
Фраза является ключевой, это завязка комедии. Чиновники боятся ревизора, потому что дела у них кое-как идут.
Что мы узнаем из письма Чмыхова?
Какова роль этого персонажа?
Как характеризуют чиновников советы городничего?
Какова самохарактеристика чиновников?
Какие должностные преступления совершал почтмейстер?
Можем мы сказать, где происходит действие? Хоть 3 года скачи- провинциальный, удаленный от центра город.
Домашнее задание:
Класс поделен на группы, каждой вручается задание: дать характеристику действующим лицам.
1. Подготовить сообщение: “Образ Городничего”, “Образ Хлестакова” (по таблице).
2. Готовить свою роль (по желанию) по тексту. Действие 2,3,4
У
читель: Сегодня Н.В. Гоголь является одним из самых популярных писателей. Его творчество - на 3-м месте в мире после Библии и произведений Ф.М. Достоевского. Прежде всего, он известен широкой публике как автор комедии "Ревизор". Она ставилась на сцене разных театров сотни раз. И сегодня, если посмотрим афиши различных театров страны и мира, то увидим непременно «Ревизора». Это один из самых успешных и популярных спектаклей и сегодня. В чем секрет? Это один из вопросов, ответ на который мы найдем на уроках по изучению пьесы.
Появляются Бобчинский и Добчинский (ученики).
- Чрезвычайное происшествие!
- Неожиданное известие!
Все: Что, что такое?
Учитель: А что случилось дальше, вы узнаете дома.
обозначается место действия (комната в доме городничего), указывается, что делает герой пьесы и гак он произносит слова роли (“оглядываясь”, “в сторону”).
Композиция пьесы.
3. Действие в пьесе развивается, проходя ступени:
Экспозиция – действие пьесы, рисующее характеры и положения действующих лиц до начала действия.
Завязка – событие, с которого начинается активное развитие действия.
Кульминация – момент наивысшего напряжения в пьесе.
Развязка – событие, завершающее действие.
Жанр комедии мыслился Гоголем как жанр общественной комедии, затрагивающей самые коренные вопросы народной, общественной жизни. Пушкинский анекдот и с этой точки зрения очень подходил Гоголю. Ведь действующие лица истории о мнимо ревизоре – не частные люди, а должностные, представители власти. События, связанные с ними, неизбежно захватывают много лиц: и власть имущих, и подвластных. Анекдот рассказанный Пушкиным, легко поддавался такой художественной разработке, при которой он становился основой истинно общественной комедии. Гоголь писал в “Авторской исповеди”: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за один раз посмеяться над всем”.
Слово учителя о комедии Гоголя “Ревизор”. История создания.
О жанре комедии.
Литературоведческий комментарий (работа с терминами).
Композиция пьесы.
Демонстрация домашнего задания “У театральной афиши”.
Парад героев.
Природа гоголевского юмора. Смех “единственное честное, благородное лицо в комедии”.
Объявление домашнего задания (составление таблицы, работа по чтению).
Премьера “Ревизора” состоялась в Александринском театре 19 апреля 1836г. Ныне Академический театр драмы имени А. С. Пушкина г. Санкт- Петербург.
Александринский театр
Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина – легендарный Александринский театр – является старейшим национальным театром России. Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. Именно этот театр является прародителем всех Российских театров, а дата его основания – Днем рождения Русского профессионального театра. Учреждение театра послужило началом государственной политики Российского государства в области т
еатрального искусства.
Российский государственный театр драмы на протяжении двух с половиной столетий служил атрибутом Российской государственности. В 18, 19 и начале 20 веков он являлся главным императорским театром, судьбой которого занимались Российские императоры.
С 1832 года Российский государственный театр драмы получил великолепное здание в центре Невского проспекта в Санкт-Петербурге, построенное по проекту великого архитектора Карла Росси. Это здание было названо Александринским театром ( в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны) и с тех пор имя Александринского театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства. Уникальный комплекс зданий, с пятиярусным зрительным залом, огромной сценой, дворцовыми парадными фойе, величественным фасадом, ставшим одной из эмблем Северной столицы, вошел в число жемчужин мировой архитектуры, находящихся на учете ЮНЕСКО.
Стены Александринского театра хранят помять о великих деятелях Российского государства, политиках, военачальниках, деятелях культуры. Здесь бывали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, П.И. Чайковский, А.М. Горчаков, С.Ю. Витте, В.А. Столыпин, К.Г. Маннергейм, многие коронованные особы европейских государств.
Именно здесь, в Александринском театре состоялись премьеры практически всех произведений русской драматургической классики от «Горя от ума» А.С. Грибоедова до пьес А.Н. Островского и А.П. Чехова. Александринский театр – это учебник истории русского театрального искусства. Именно на этой сцене играли знаменитые русские актеры – от В. Каратыгина и А. Мартынова до Н.Симонова, Н. Черкасова, В. Меркурьева, И. Горбачева, Б.Фрейндлиха. Эту сцену украшали дарования прославленных русских актрис от Е. Семеновой, М. Савиной (основательницы Союза театральных деятелей России), В. Комиссаржевской до Е. Корчагиной-Александровской, Е. Тиме, Н. Ургант. Сегодня на сцене Александринского театра работают такие артисты, как С.Паршин, В.Смирнов, Н.Буров, Н.Мартон, И.Волков, А.Девотченко, С.Смирнова, И.Вознесенская, М.Кузнецова, К.Петрова и др.
В театре работали великие театральные режиссёры Вс. Мейерхольд, Л.Вивьен, Г. Козинцев, Г. Товстоногов, Н. Акимов. Сегодня Александринским театром руководит известный режиссер, народный артист России, лауреат Государственных премий Валерий Фокин. Спектакли Александринцев вошли во все мировые энциклопедии театра. С театром сотрудничали великие художники А. Бенуа, К. Коровин, А. Головин, Н. Альтман, выдающиеся композиторы А. Глазунов, Д. Шостакович, Р. Щедрин.
Городничий.: Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.
Аммос Федорович: Как ревизор?
Артемий Филлипович: Как ревизор?
Г: Ревизор из Петербурга, инкогнито, и еще с секретным предписаньем.
Здесь либо включить диск, либо сыграть самим
При изучении комедии «Ревизор» необходим исторический комментарий, а опора на зрительный ряд сделает его более полным, точным и понятным для современных школьников. Иллюстрации (костюмы, интерьер) воссоздают конкретную историческую атмосферу 30-х годов XIX века, помогая ученикам представить ту или иную сцену, понять социальное, общественное положение героев комедии.
Еще не прозвенел третий театральный звонок…Еще не прошелестел распахивающийся театральный занавес... Еще не пахнуло на зрителя особым воздухом и особым, таинственным запахом кулис… Еще не вышел на подмостки ни один персонаж спектакля…
Вы вошли в зал, удобно расположились в кресле, окинули взором партер, балкон, раскланялись со знакомыми, перекинулись друг с другом несколькими фразами, раскрыли программку, предвкушая уже некое таинство. Оно здесь. Спектакль уже начался в нашем сознании, ведь у вас в руках театральная программка. Что таит спектакль, о чем пьеса? Попробуем угадать. И вы на несколько минут погружаетесь во внимательное чтение.
Итак, действующие лица… посмотрим..
Мы встречаем у Гоголя очень много «говорящих» фамилий. Это прием повсюду в его произведениях. Не стал исключением и Городничий. Посмотрим, что расскажет о характере его фамилия. Согласно словарю Даля, сквозник – это «хитрый, зоркий умом, проницательный человек, пройда, пройдоха, опытный плут и пролаз». Есть еще и вторая часть фамилии. Откроем опять Даля и прочтем, что дмухан – это «напыщенность,
гордость, киченье. спесь, чванство». Однако посмотрим, как в авторских ремарках «для господ актеров описывает» нам Антона Антоновича сам автор. «Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало.Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью». В этих ремарках все важно, они позволяют нам понять, каким хотел изобразить героя сам Гоголь, в противоположность тому, каким видим его мы, читатели. Так же как много может поведать нам о городничем
его фамилия, так и внешний вид может добавить штрихи к портрету. Форменный мундир с петлицами рассказывает нам о том, что это, действительно, солидный человек, не любящий, чтобы его приказы обсуждались. В своем городке он – царь и Бог, соответственно, и вид должен иметь приличествующий.
Парад героев
Характеры и костюмы.
Замечание для господ актеров.
(Авторские ремарки)
Городничий.
Городничий, уже постаревший на службе и очень не глупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно серьезен, несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые с проседью.
Анна Андреевна и Марья Антоновна.
Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытно и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что он не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она 4 раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.
Марья Антоновна – дочь Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (Городничего)
Хлестаков.
Хлестаков, молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.
Осип.
Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит серьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина, и потому скорее догадывается, но не любит много говорить, и молча плут. Костюм его – серый или синий поношенный сюртук.
Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками, оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и серьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.
Ляпкин-Тяпкин, судья , человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.
Земляника, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.
И, действительно, спеси и чванства уАнтона
Но это ведь и очевидно. С первых строк произведения мы узнаем, что Городничий никогда не пропустит то, что плывет в руки, и взятки, даже борзыми щенками, брать не гнушается. О зоркости или прозорливости говорит и его осторожность. В обществе – это благопристойный глава города, который постоянно ходит в церковь, имеет благополучную семью и ратует за своих жителей. Но не забудем, что сквозник – это еще и
пройдоха, а потому он еще и притесняет купцов, и растрачивает казенные деньги, и секет
С
егодня Н.В. Гоголь является одним из самых популярных писателей. Его творчество на 3-м месте в мире после Библии и произведений Ф.М. Достоевского. Гоголь мастерски владел всеми жанрами литературы. Прежде всего, он известен широкой публике как автор поэмы в прозе "Мертвые души" и комедии "Ревизор". Она ставилась на сцене разных театров очень много, сотни раз. И сегодня, если посмотрим афиши различных театров страны и мира, то увидим непременно «Ревизора». Это один из самых успешных и популярных спектаклей и сегодня. В чем секрет? Это один из вопросов, ответ на который мы найдем на уроках по изучению пьесы.
Гоголь очень внимательно относился к своему читателю, поэтому – комментарии, чтобы помочь. Прочтя список действующих лиц, мы видим, что никакого ревизора там нет. В чем же дело?
« В « Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем»…
…На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеется им! …боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила..
восстановление традиций классического русского театра, русской театральной школы. А «Ревизора» только в Малом ставили более десяти раз!
Сюжет подарил Пушкин. Какая деталь, особенность в рассказе городничего в 1 явлении вам встречалась недавно в « Капитанской дочке»?
Вещий сон
Полноправный участник пьесы – страх. Возрастая от действия к действию, он находит максимальное выражение в немой сцене.
« Ревизор – это целое море страха» Ю.Манн
Страх разоблачения является движущей силой сюжета.
Именно обмолвка Г. в 1 явл. 1 д. («...если только уже не приехал и не живет где-нибудь инкогнито») дает завязку комедийному сюжету. Чиновники обсуждают в своем кругу полученное известие (при этом двое — судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин и почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин, — не сговариваясь, объясняют приезд чиновника «политическими причинами», подготовкой России к войне); Г. отдает традиционно-водевильные распоряжения по «обустройству» города (выгнать лишних больных из больницы, где пациенты выздоравливают «как мухи», и сделать над кроватями оставшихся надписи по-латыни; навести порядок в училищах; перлюстрировать письма). Тем временем помещики Бобчинский и Добчинский ищут «исполнителя» роли инкогнито — и находят его в лице двадцатитрехлетнего коллежского регистратора Хлестакова, следующего с подорожной в Саратов, но застрявшего в местной гостинице (нечем оплатить долг за постой и еду).
Кто такой городничий? (начальник полиции)
Что такое богоугодные заведения? (больницы, приюты)
Кто такой частный пристав? (полицейский)
Что значит инкогнито? (тайно)
Карточка №3. К интегрированному уроку по пьесе «Ревизор» Гоголя.
ГОРОДНИЧИЙ.
Гл. Х1Х. О городничем и его должности.
253. В каждом уездном городе назначается городничий.
Городничий сам и все в городе живущие обязаны клятвою перед всемогущим богом в сохранении ненарушимо подданнической верности к особе И.В. Городничему поручается и предписывается бдение, дабы никто, в противность подданического долга и послушания, в городе ничего не предпринял и не учинил.
…Городничий должен сохранять в городе благочиние, добронравие и порядок, иметь смотрение за постами, переправами и улицами, иметь попечение за казёнными строениями.
«Учреждение о губерниях» 1775 г.
«Городничiй – полицiймейстеръ у
езднаго или заштатнаго города, начальник полицiи».
В.Даль.
Городничий заведует долговыми тюрьмами, адресными столами, расквартированием и содержанием местного войскового гарнизона, в его ведении находятся богоугодные заведения, включая больницы и дома призрения убогих...»
«Наказ губернаторам» 1837 г.
Карточка №3. К интегрированному уроку по пьесе «Ревизор» Гоголя.
ПОЧТМЕЙСТЕР
Из словаря В.Даля.
Почта - 1) учреждение срочного сообщения, для пересылки писем, вещей, а иногда и для езды путников.
2) место приёма писем и посылок, почтамт и почтовые конторы, место содержания лошадей для едущих по почте на переменных. Кроме того, в обязанности почтмейстера входило: предоставление проезжающим по почте лошадей.
Почтамт - центральное учреждение почтового ведомства. В Петербурге находился на Почтамтской улице.
Почтамт в столицах заведует губернскими почтовыми конторами; им управляет почтдиректор, а конторами правят почтмейстеры.
Почтмейстер - чиновник, управляющий почтовой конторой.
«Генерал-губернатор Западной Сибири Пестель.был настоящий римский проконсул, причём из самых яростных. Он завёл открытый, систематический грабёж во всём крае. Ни одно письмо не переходило границы нераспечатанным, и горе человеку, который осмелился написать что-нибудь о его правлении.»
А.И. Герцен.
СУДЬЯ
Судебные должности были выборные.
Судья являлся вторым лицом по своему служебному положению после городничего.
Уездный судья большею частью не знал законов и ограничивал свою деятельность подписыванием бумаг.
ПОПЕЧИТЕЛЬ БОГОУГОДНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Чиновники, поставленные на местах, должны были следить за созданием народных школ, сиротских домов, больниц, приютов для бедных, домов престарелых. Должность надзирателя над этими чиновниками занимал попечитель богоугодных заведений. Он должен был следить, чему и как учат детей, как содержатся больничные и школьные помещения, как кормят и содержат больных и престарелых, куда расходуются государственные средства.
СМОТРИТЕЛЬ УЧИЛИЩ
Постановление «Об устройстве училищ (24 января 1803 г.)»
1. В приходских училищах за порядком учения наблюдает смотритель училища того уезда, к которому они принадлежат.
2. В каждом уездном городе должно быть, по крайней мере, одно уездное училище.
3. Смотрители уездных училищ подчинены губернскому директору во всех отношениях по училищам, в их ведении находящимся.
Появляются Бобчинский и Добчинский.
- Чрезвычайное происшествие!
- Неожиданное известие!
- Что, что такое?
Дом. Задание: Класс поделен на группы, каждой вручается задание: дать характеристику действующим лицам.
Объявление домашнего задания.
1. Подготовить сообщение: “Образ Городничего”, “Образ Хлестакова” (по таблице).
Таблица “Характеристика образа”
Внешность | |
Характер | |
Речевые | |
Поступки | |
2. Готовить свою роль по тексту. Действие 2,3,4
27