СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе в 5 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок затрагивает ещё одну сторону поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Н. А. Некрасов в своем творчестве не раз обращался к теме роли женщины в обществе. Он создал удивительную галерею красивых и сильных женских образов.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе в 5 классе»

- Сегодня на уроке мы затронем ещё одну сторону поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Н. А. Некрасов в своем творчестве не раз обращался к теме роли женщины в обществе. Он создал удивительную галерею красивых и сильных женских образов.



Слово учителя. С самого раннего детства и до смерти сохранил Некрасов любовь к матери. Его мать, Елена Андреевна, мечтательная кроткая женщина. Она была очень культурным человеком. Это была певица с удивительным голосом. Елена Андреевна хорошо знала мировую литературу и часто пересказывала Николаю те отрывки, которые были доступны его пониманию. Некрасов боготворил свою мать, он увековечил её образ в стихах «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», «Несчастные» и др. Задумываясь о судьбе матери, он уже в детстве научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам. Особенно горячее сочувствие вызывали в нём крепостные крестьянки. Он видел, как много им приходилось работать, как мало они видят добра и ласки со стороны других людей. Он восхищался их стойкостью и трудолюбием. Всё это находит отражение в его поэме «Мороз, Красный нос». Сегодня мы знакомимся с отрывком из этой поэмы.


В 1863 году, после отмены крепостного права, он написал поэму «Мороз, Красный Нос». Автор посвятил её русской крестьянке.


Найти сравнения и эпитеты, с помощью которых Некрасов рисует образ русской женщины-крестьянки. (Красавица, миру на диво, румяна, стройна, высока…-эпитет)

(Автор сравнивает ее с царицей, взгляд её дорог, словно рубль золотой. Сравнивает с солнцем. Ребенок у нее на груди, как на стуле – т.е. удобно, надежно и т.д.)

Эпитет – это образное определение предмета или явления в виде сравнения. С помощью этих слов дается особая окраска предмету, выражается отношение к предмету или явлению, создается особый образ. (сильный ветер-колючий ветер,


что образ русской женщины в поэме Некрасова многогранен: она и царица, и простая русская баба. Но при этом образ всегда положительный.


• внешней красоты женщины;

• внутреннего мира;

• женщина в работе;

• женщина на отдыхе;

• женщина как хранительница домашнего очага;

• женщина – мать.


10 минут: Чем восхищается поэт? В тетради записать вывод.


В родовом имении Некрасовых, в селе Грешнево, в 20 км от Ярославля сейчас  располагается дом-музей поэта, где сохранились личные вещи Николая Алексеевича и его родителей. Все так же, как было в начале 19 века. Самым сильным увлечением была охота. Однажды за день он 18 раз упал с лошади, зато больше никогда не боялся лошадей. Охота была для него не только забавой, но и способом знакомиться с народом. После одного из таких путешествий появилось стихотворение «Крестьянские дети». В детстве Некрасов всё свободное время проводил среди крестьянских ребятишек. Он общался с ними как с равными. Он вместе с ребятами ходил в лес, на речку. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят. “Крестьянские дети” – одно из любимых стихотворений Н.А.Некрасова, и занимает особое место в ряду стихотворений, посвященных детям. Сразу же надо отметить, что “Крестьянские дети” появились на свет в 1861г., в год отмены крепостного права. Возможно, не случайно, что Некрасов пишет в “год надежд” о детях — будущем России.


Какую оценку дали крестьянские детишки охотнику? Каким он им показался? (Не понравился, боятся, смеются нал ним - ноги как жерди - приговор вынесли - ... такому -то гусю... Крестьянским детям охотник не понятен, будто и барин спит в сарае, ездит на телеге с Гаврилой - вызывает настороженность и страх)

Герой слышит их разговор, но не обижается. Почему?

Почему автор называет крестьянских детей “милые плуты”?

(Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нём нет злого умысла.)

Почему рассказ о встрече с ребятами поэт прерывает своими воспоминаниями?

Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда? (Раньше не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и дорога была единственным способом узнать о мире, о жизни)

Главная тема произведения — поэзия деревенского детства — прерывается на миг рассказом о Ванюше. Прочитайте, как Ванюша радуется труду.(слайд)

Почему труд оборачивается к Ванюше сначала “нарядной своей стороной”?

(Под “нарядной стороной труда” автор подразумевает радость от красивой и дружной физической работы; от возделывания земли, которая приносит богатый урожай. Когда ребёнок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит результаты, что человек, который выполнил это работу, пользуется почётом и уважением, ему тоже хочется принимать участие в труде, и такой труд — не тягость, не наказание, а радость)




 Деление текста на части и составление плана.

1.Охотник рад возвращению в родную деревню.

2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.

3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.

4.Раздумья о детском труде.

5.Встреча поэта с «мужичком» Власом.

6.Представление Фингала для деревенских зрителей.

7. Гроза разлучает с крестьянскими детьми.





  • Какое впечатление оставляет у вас  этот отрывок?

  • Какие чувства  передаёт нам автор?

  • С кем или чем сравнивает поэт русскую женщину?



  • Какие слова и выражения употребляет Некрасов, описывая русскую женщину?

  • Чем восхищается поэт?

( красотой, трудолюбием, чувством достоинства и т.д.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!