«Своеобразие любви в повести
К. Воробьева «Гуси – лебеди»
Цели урока:
- способствовать тому, чтобы раздумья о силе любви главных героев рассказа, помогающей им выжить, стали своеобразными нравственными ориентирами в жизни (воспитательная);
- знакомство учащихся с новым для них именем в русской литературе; формирование навыков работы с художественным текстом; постижение глубины авторского замысла, взаимосвязи отдельных частей (композиция) и образов (образная система) (образовательная);
- способствовать совершенствованию коммуникативных навыков учащихся, умения критически мыслить, самостоятельно делать выводы, принимать решения, а также развитию эстетического чувства, эмоциональной сферы учащихся (развивающая).
Формы работы: групповая (4 группы), индивидуальная, фронтальная.
Урок построен с использованием методов и приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
Технология развития критического мышления с целью развития коммуникативных и информационных умений учащихся предполагает 3-х фазовую структуру урока:
1. Вызов (цель – вызвать уже имеющиеся знания или создать ассоциации по изучаемому материалу);
2. Осмысление проблемы;
3. Рефлексия (отражение, анализ своих действий, мыслей, поступков).
Этапы урока и их методическое обоснование | Учитель | Ученик |
Вызов Задача данной стадии урока – вызвать у детей эмоциональный отклик на произведение, настроить их на последующее осмысление текста. | В начале урока предлагает одному из учеников прочесть наизусть заранее подготовленное стихотворение А. Дементьева «Баллада о любви». Вслед за этим задаётся вопрос: «Созвучно ли стихотворение современного поэта прочитанному рассказу К. Воробьёва «Гуси-лебеди?» Здесь же уместно сказать несколько слов об авторе, в творчестве которого рассказ «Гуси-лебеди» стоит особняком, так все его произведения о войне. Вся биография К. Воробьёва – в его повестях и рассказах. Будучи кремлёвским курсантом, он защищал Москву осенью 1941 года. Затем испытал ужасы плена, побег из концлагерей и продолжение борьбы с фашистами в партизанском отряде. | Это рассказ о любви, о силе любви, о том, как уступает смерть, о надежде на спасение, которую дарит любимый человек. |
Осмысление На данной стадии урока дети осваивают художественный текст, учатся понимать основную мысль произведения, просматривать её на уровне содержания и композиции, обосновывать свою точку зрения, грамотно задавать вопросы | Учитель предлагает сформулировать тему урока. Каждой группе обучающихся выдаётся карточка с напечатанными цитатами (цитаты также вынесены на доску). Задание: выбрать цитату, которая могла бы быть записана как тема урока, обосновать свой выбор. | Большинство обучающихся останавливает свой выбор на цитате И. С. Тургенева. Хотя все цитаты имеют отношение к теме разговора, но наиболее ярко, ёмко и лаконично идею рассказа выражает высказывание И. С. Тургенева |
Далее учитель предлагает работу с текстом произведения. Задание: задать вопросы к тексту. Речь идёт о так называемых «толстых» вопросах, требующих развёрнутого ответа (проблемных) | Записывают и называют вопросы: Почему рассказ называется «Гуси-лебеди»? Какова роль «лебединой повести» в рассказе? Состоится ли встреча Татьяны и Сергея? |
Задание: подтвердите фрагментами текста, что Сергей любит Татьяну. Что помогает судить о силе этой любви? | Каждая группа работает с определённой частью текста.(это указано на карточках, лежащих на столах) Сергей пишет стихи; спрашивает о Татьяне у каждого пленного немца; бредит в госпитале (Татьяну бросают в огонь, видит стальные пластины на её голове); испытывает чувство вины за её гибель, готов испытать ту же боль, которую испытывала она, поэтому отказывается о наркоза во время операции; снимает со стены в доме Тани её фотографии; видит Татьяну в кресле в своей комнате; пишет повесть, в ней спасает Татьяну от гибели, отказывается создавать для неё пытки («Непреложность факта её гибели он опровергал любовью, мечтой и надеждой, которые делают бессмертным рол человеческий», «Таня жила, и повесть оставалась незаконченной) |
| Задание: подтвердите фрагментами текста, что Татьяна любит Сергея. Что помогает судить о силе этой любви? | Татьяна: не верит, что Сергей погиб; уходит выручать его, ослушавшись командира; ждёт Сергея с войны 4 года |
| Верность, которую хранили вдали друг от друга Татьяна и Сергей, автор сравнивает с лебединой верностью. «Лебединую повесть» услышит Сергей, возвращаясь в своё родное село. Фрагмент читается в классе. Какова роль этой «повести» в рассказе? (осмысление на уровне композиции, активизация знаний по теории литературы) | Это рассказ в рассказе. Интересно произведение К. Воробьёва и своей композицией. Лебеди не живут друг без друга, и люди умеют хранить верность, как эти большие белые птицы. И у людей бывает такая любовь. Образы людей и образы птиц сравниваются. Слушают песню «Лебединая верность» на стихи А. Дементьева в исполнении С. Ротару (усиливает эмоциональное впечатление от прочитанного) |
Рефлексия | На все ли вопросы вы получили ответы? Как бы вы хотели завершить рассказ? | См. Приложение |
Домашнее задание: Какие чувства всколыхнул в вас рассказ К. Воробьёва «Гуси-лебеди»? Напишите отзыв о повести В. Быкова «Альпийская баллада». | |
Приложения
Раздаточный материал
Подтвердите фрагментами текста, что Татьяна и Сергей любят друг друга. Что помогает судить о силе этой любви? (Глава 1)
Подтвердите фрагментами текста, что Татьяна и Сергей любят друг друга. Что помогает судить о силе этой любви? (Глава 2-3)
Подтвердите фрагментами текста, что Татьяна и Сергей любят друг друга. Что помогает судить о силе этой любви? (Глава 4)
Подтвердите фрагментами текста, что Татьяна и Сергей любят друг друга. Что помогает судить о силе этой любви? (Глава 5)
Цитаты
Любовь – это желание жить. М. Горький
В любви нет страха. Совершенная любовь изгоняет страх. А. Блок
Любовь уничтожает смерть и превращает её в пустой призрак… Л. Н. Толстой
Любовь…сильнее смерти и страха смерти. И. С. Тургенев
В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого. Л. Н. Толстой
Стихотворения, звучащие на уроке
Баллада о любви
Андрей Дементьев
- Я жить без тебя не могу.
Я с первого дня это понял…
Как будто на полном скаку
Коня вдруг над пропастью поднял.
- И я без тебя не могу.
Я столько ждала! И устала.
Как будто на белом снегу
Гроза мою душу застала…
Сошлись, разминулись пути.
Но он ей звонил отовсюду.
И тихо просил: «Не грусти».
И тихое слышалось: «Буду».
Однажды на полном скаку
С коня он сорвался на съемках…
- Я жить без тебя не могу, -
Она ему шепчет в потемках.
Он бредил… Но сила любви
Вновь к жизни его возвращала.
И смерть уступила: «Живи!»,
И все начиналось с начала.
- Я жить без тебя не могу…
Он ей улыбался устало.
- А помнишь, на белом снегу
Гроза тебя как-то застала?
Прилипли снежинки к виску.
И капли грозы на ресницах…
Я жить без тебя не могу.
И, значит, ничто не случится.
Лебединая верность
А. Дементьев
Над землей летели лебеди солнечным днем.
Было им светло и радостно в небе вдвоем.
И земля казалась ласковой им в этот миг.
Вдруг по птицам кто-то выстрелил. И вырвался крик!
Что с тобой, моя любимая? Отзовись скорей.
Без любви твоей небо всё грустней.
Где же ты, моя любимая? Возвратись скорей.
Красотой своею нежной сердце мне согрей.
В небесах искал подругу он, звал из гнезда
Но молчанием ответила птице беда.
Улететь в края далекие лебедь не мог.
Потеряв подругу верную, он стал одинок.
Ты прости меня, любимая, за чужое зло,
Что мое крыло счастья не спасло.
Ты прости меня, любимая, что весенним днем
В небе голубом, как прежде, нам не быть вдвоем.
И была непоправимою эта беда,
Что с подругою не встретится он никогда.
Лебедь вновь поднялся к облаку, песню прервал.
И, сложив бесстрашно крылья, на землю упал.
Я хочу, чтоб жили лебеди! И от белых стай,
И от белых стай мир добрее стал.
Пусть летят по небу лебеди над землёй моей,
Над судьбой моей - летите в светлый мир людей.
Творческие работы обучающихся на стадии рефлексии.
Как бы вы завершили рассказ?
Любовь должна победить все страхи, огорчения, муки, которые пережили Таня и Сергей. Они обязательно должны встретиться и никогда больше не расставаться. (Чикварова Мария)
Услышав рассказ, Марьянов, не помня себя, вскочил и, как тогда, приехав с фронта, побежал в село. Он забыл про всё и бежал всё быстрее и быстрее. И вот наконец он на пороге своего дома…. Его встретила Таня, и Марьянов рассказал всё, что он чувствовал к ней, как долго он её искал и ждал. (Бровкина Анастасия)
Марьянов встал. В этот момент он думал только о ней, о своей Тане. Сергей пошёл по пыльной дороге и влруг заметил силуэт девушки – это была Таня. (Светлякова Анастасия)
Домашнее задание
Какие чувства всколыхнул в вас рассказ К. Воробьёва «Гуси-лебеди»?
«Гуси – лебеди» К. Воробьева – одно из самых ярких и интересных произведений, которое мне удалось прочитать. Этот рассказ восхитил и потряс меня. Прочитав его, я понял, что для любви не существует никаких преград, что влюбленный человек – это человек смелый, бесстрашный, никогда не теряющий надежды.
Главными героями этого рассказа становятся разведчик Марьянов и радистка Татьяна Лебедева. В повседневной военной жизни они ничем не отличаются от других, но, потеряв друг друга, они сразу же проявляют лучшие качества своего характера: мужество, смелость, готовность помочь близкому человеку в трудную, опасную минуту.
Марьянов и Татьяна – сильные, волевые люди. Ради друг друга они смогли бы пожертвовать своей жизнью.
Я восхищаюсь ими, восхищаюсь их храбростью, верностью, отвагой и непоколебимой твердостью. В душе Татьяны и Марьянова всегда жила надежда на встречу, которая обязательно должна произойти.
Это произведение учит любить, преодолевать трудности и быть смелыми, благородными людьми.
Лазарев Александр
Мне очень понравилось прочитанное на уроке произведение «Гуси – лебеди» К. Воробьева. В этом рассказе говорится о чистой и преданной любви, о вере в жизнь любимого человека. Верность главных героев: Тани Лебедевой и Сергея Марьянова сравнивается с лебединой верностью. Тане и Сергею приходится пережить большие огорчения, пройти через множество трудностей после расставания на войне, но их любовь побеждает все страхи, муки, и им наверняка удастся соединить свои сердца и никогда не расставаться.
Я хочу, чтобы моя любовь к человеку была такой же красивой и преданной, как у главных героев рассказа.
Чикварова Мария, 8-б
Когда мы читали этот рассказ в классе, я сочувствовала Марьянову, потому что он думал, что потерял свою единственную любовь, Таню. Мне стало интересно, чем же закончится этот рассказ. Но я разочаровалась, потому что встречи не состоялось. Мне стало грустно, так как в городе Марьянов потерял веру в то, что Таня, его любимая Танечка, жива.
Меня до глубины души тронул рассказ про лебедей. Эти лебеди были похожи на Марьянова и Таню. Когда одного из лебедей застрелили, то другой не находил себе места, а когда тот, кто стрелял, пришел вновь, этот лебедь полетел грудью на дуло ружья. Вот и Таня, не выдержав разговора о том, что Марьянова забрали в плен немцы, отправилась в самоволку одна, с двумя гранатами, в город, полный немцев. Пошла на гибель ради любимого, но, к счастью, осталась жива.
Любовь прекрасна. Испытав это чувство, понимаешь, что без любимого человека очень трудно жить, что все трудности без него непреодолимы, что никто не поможет тебе в трудную минуту.
Марьянов не может жить без Тани. В городе, приходя домой с работы, он ищет в своей комнате кого-то, словно чувствуя, что Таня жива.
Главные герои рассказа хранят свои чувства, даже когда не остается никакой надежды. Поэтому они должны встретиться.
Бровкина Настя, 8-б
Как от разлуки я устаю!
Холодно мне без твоей руки,
Живу я без солнца и без огня…
Катятся воды лесной реки
Мимо меня…мимо меня…
В. Тушнова
Она – верила, что он жив, хотя всё говорило об обратном. Он – посвящал ей стихи. Она – ушла, чтобы отдать свою жизнь за его жизнь. Он – искал её везде, пытался спасти из плена, который видел в бреду. Они ни на миг не переставали любить друг друга. Они пронесли своё чувство через годы. Они прошли через испытания. Они обязательно встретятся, потому что настоящая любовь не боится ничего. А любовь Тани Лебедевой и Сергея Марьянова искренна, как лепет младенца, нежна, как мамины руки, крепка, как сталь. Она такая чистая и преданная, о которой мечтает, наверное, каждый из нас. Когда знаешь, что, где бы ты ни находился, тебя ждёт любимый человек. Когда знаешь, что тебя любят так, что не жалко жизнь отдать. Когда ты любишь так, что смерть не страшна, лишь бы любимый жил.
И уже счастье встретить в жизни такого человека, каким был для Тани Сергей, а для Сергея Таня.