СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению " А. Прокофьева. Как на горку, на горе."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературному чтению.Зимние забавы и игры.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению " А. Прокофьева. Как на горку, на горе."»

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с добрым, хорошим настроением

начнем наш урок. Садитесь

2. Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке нас ждет уже известный нам вид работы, а именно работа

над стихотворением. Сегодня познакомимся с стихотворениями разных поэтов,научимся выявлять позициюавтора,расскажем о разных зимних забавах иииграх.

Мы также превратимся в сочинителей, в соавторов

небольших миниатюр.

Наша работа будет связана с красивым и необычным

временем года.

КАК НАЗЫВАЕТСЯ РАЗДЕЛ , КОТОРЫЙ МЫ СЕЙЧАС ИЗУЧАЕМ?

(Люблю природу русскую. Зима)

-Какому жанру относятся эти произведения?

-Кто мне скажет какое было дом. задание?

3. Речевая разминка.

- Начнем урок с речевой разминки.

А) - Повторяем за мной

Ма-ма-ма – пришла снежная зима.

Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.

Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.

Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.

Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.

Лю-лю-лю – зиму снежную люблю. (Слайд № 3 )

Б). Упражнение на дыхание.

«Погреем руки»

Вдыхаем воздух носом, выдох  на руки – произносим звук «х-х-х».

- Мы выполнили упражнение на развитие дыхания (дыхательную гимнастику).

Сделаем массаж лица, теперь рот, губки, щеки у нас будут хорошо работать, четко проговаривать слова.

- Молодцы!

4. Введение в тему.

- Я предлагаю вам из букв собрать литературное слово. (Слайд № 5-6)

П Э И О З Я

- Верно, это слово поэзия.

- Знаете ли вы, что обозначает слово поэзия?

(выслушиваются предположения детей:

Поэзия – это искусство.

Поэзия звучит как музыка.

Поэзия – когда видишь прекрасное.

Поэзия это рисование словами.



(Слайд № 7) – зачитывается текст

Поэзия от греческого— означает творчество, сотворение.

Поэзия - это язык души. Поэзия – это искусство, в котором каждое слово

волнует. Поэзия – это музыка из слов. Поэзия – это речь, которую надо

уметь слушать и видеть.

- А кто создает поэзию? ( поэты)

- Каких поэтов вы знаете ,которые писали про зиму?

- Все перечисленные вами гениальные поэты обладали талантом так

построить нашу речь, чтобы она звучала как музыка, это те люди, которые

умели выразить словами то, что словами не выражается.

Дети читают стих выразительно или наизусть(д.з.)

5. Физкультминутка Здравствуй Зимушка-зима!           (кланяемся)
Что в подарок принесла?            (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый,                (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый                     (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки,               (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки!                     (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Д. О зиме.

У. Какое настроение у вас возникло когда вы слушали это стихотворение?

Д. Захотелось скорее побежать на улицу и поиграть в снежки, вылепить

снежную бабу, покататься с горы.

У. Да, на самом деле, зима чудесное время года. О зиме можно рассказать

не только словами. Художники заменили слова красками. Фотографы

сделали прекрасные фотографии. Композиторы написали музыку.

Картины, фотографии, музыка – всё это может создать зимнее настроение.

А мы попытаемся передать зимнее настроение с помощью стихов про зиму.

7. Работа над поэтическим произведением А. Прокофьева.

- Сегодня на уроке чтения мы познакомимся со

стихотворением о зиме А. Прокофьева

(Специально подготовленные ученики рассказывают краткую биографию

поэтов.)

- Александр Андреевич Прокофьев – поэт, живший в другое время, в

другом веке, более близком нам. Он вырос в семье рыбака. Окончил

три класса, служил в армии, как и все работал и писал стихи о деревне,

детях. ( Слайд № 11-12)

( Выразительное чтение стихотворения учителем. Учебники закрыты.)

3. Беседа по содержанию.

У. Какое настроение у вас возникло после прослушивания произведения? определите характер произведения,какое оно? (стихотворение доброе, веселое)

У. Какую картинку вы себе представили? (Словесное рисование.)

4. Работа с учебником стр.137

(Чтение стихотворения учащимися про себя.)

У. Где происходит действие? (Выборочное чтение.) –

О чем это стихотворение? (о зимних развлечениях, а точнее о катании

детей с горы)

На чём катаются ребята? (Кто на санях, кто на лыжах.)

Какие слова доказывают, что детям весело?

(С горки – ух, на горку –

ух! Бух! Захватывает дух!)

- Как вы понимаете эти строки?

- Почему употребляется одно и тоже слово?

- Одно и то же слово ух, а состояния у человека разные.

Какие чувства испытываешь при первом ух, при втором?

(радость при спуске и немного тяжело при подъеме)

 В этом стихотворении почти нет слов, обозначающих действие предмета, но всё понятно.

В этом стихотворение про зиму поэт Прокофьев легко показал нам различные игры на снегу, но при этом не стал использовать глаголы. Вместо них он постарался вызвать в головах читателей ассоциативные цепочки: горка, снег, санки - Катается, лыжи - бегает, Потише, Быстрее - скользит, катится.

То есть читатель и без глаголов представляет себе некое действие. Автор дал возможность читателю воспользоваться воображением.

Как нужно читать это стихотворение?

Есть ли в этом стихотворении рифмующиеся строки?

(Как на горке ,на горе

На широком на дворе)

Кто на санках,
Кто на лыжах...

Чтение стихотворения учащимися по цепочке

7. Знакомство с Стихотворением "В гору. в гору поднимались\"

Николая Погореловского посвящено теме восхождения к вершине. В нем поэт передает чувство тяжелого пути, но и радость достигнутой цели.

 Прочитайте стихотворение ещё раз, нарисуйте словами картину, которая

возникает при чтении этого стихотворения.

(Ответы детей. Словесное рисование.)

8. Беседа по содержанию.

У. Как вы думаете, какое чувство испытывал поэт, когда писал эти строки?

Какие слова помогли вам это понять?

(Ответы детей.)

9.. Мы прочитали авторские произведения о зиме, а теперь попробуем

сами быть авторами, сочинителями. Расскажем какие зимние забавы и игры мы знаем .ваши родители скинули ваши фотографии ,а я приготовила презентацию по ним .может вы узнаете себя и потом расскажете какие виды игр вы знаете.

небольшой рассказы детей про зиму, зимние развлечения.

Если будет время… Свои впечатления вы можете написать в рабочих тетрадях на стр.45

( Оценивание обучающихся).



10. Домашнее задание.

- Спасибо за вашу работу на уроке. Домашним заданием будет выучить

стихотворение изученное сегодня или выбрать стихотворение другого

автора о зиме и выучить также наизусть. (Слайд № 17)

11.Итог урока Наш урок подходит к концу. Подведём итог: начните свои ответы со слов: я запомнил (а), узнал (а), повторил (а) удивил (ась)ся…

Вы все хорошо поработали. Ребята, если вам урок понравился, то поднимите карточку с улыбающимся человечком и сами улыбнитесь, а если вы чем-то не довольны, то поднимите карточку с печальным человечком.





.