I. Мотивация к деятельности. | 1. Приветствие учащихся. – Здравствуйте, ребята! 2. Проверка готовности к уроку. – Давайте посмотрим все ли готово у нас к уроку? Книга, ручка, карандаш? Прекрасно, тогда мы начинаем нашу работу. 3.Эмоциональный настрой. -Какое у вас настроение? - Мне тоже радостно от встречи с вами. 4.Мотивация к деятельности. -Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Стихи это, сказка или рассказ – Вы учите их, они учат вас! - Пусть этот урок принесёт вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами. | - Хорошее; весёлое; грустное. | Личностные УУД |
III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание. | 1.Постановка проблемы. Сегодня мы познакомимся с произведением, содержание которого связано с загадкой, которую я вам сейчас зачитаю. - Хотите узнать, что это за произведение? Отгадайте загадку: Вот и осень на дворе. Но песенка наша ещё не спета. Всё равно мы дождёмся тёплой поры под названием…. Но перед тем как мы начнем знакомство с новым произведением, ответьте мне, пожалуйста, на вопросы: Кто переводит с других языков... (переводчик). Кто пишет театральные пьесы ... (драматург). Статьи в газеты и журналы пишут... (журналисты) -А как вы думаете, может ли один человек делать все, что мы перечислили? (Ответы детей.) 2.Формулирование темы урока. -А вот сегодня мы познакомимся с творчеством человека, который был и поэтом, и писателем, и драматургом, и журналистом. А назвать его имя вы сможете, открыв учебники на странице 118. -Итак, с творчеством какого же русского писателя мы сегодня познакомимся? -Да, совершенно верно. Сегодня мы начнем знакомиться с творчеством человека, герои книг которого вам давно известны. Он поэт , писатель, переводчик и драматург. Это Дмитрий Борисович Кедрин. | - Бабье лето. - Дмитрий Борисович Кедрин | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД |
IV. Совместное открытие знаний. | 1.Работа с текстом во время чтения. Рассказ учителя ( или ученика) о биографии. -Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями. - Кедрин Дмитрий Борисович — русский советский поэт. Родился 4 февраля 1907 года в донбасском поселке Щегловка в семье горняка. Начал печататься в 1924 году. Учился в Днепропетровском железнодорожном техникуме (1922—1924). В начале Великой Отечественной войны добровольцем ушёл на фронт. Работал корреспондентом авиационной газеты «Сокол Родины» (1942—1944). Переехав в Москву, работал в заводской многотиражке и литконсультантом при издательстве «Молодая гвардия». Первый поэтический сборник — «Свидетели» был издан в 1940 году. Одним из первых значительных произведений Кедрина является замечательная стихотворная драма «Рембрандт» (1940) о великом голландском художнике. У поэта был чудесный дар проникать в далекие эпохи. В истории его интересовали не князья и вельможи, а люди труда, творцы материальных и духовных ценностей. Особенно любил он Русь, написав о ней, кроме «Зодчих», поэмы -- «Конь», «Ермак», «Князь Василько Ростовский», «Песня про Алену-старицу» и др. Дмитрий Борисович был не только мастером исторической поэмы и баллады, но и превосходным лириком. 18 сентября 1945 он трагически погиб под колесами пригородного поезда (по данным Игоря Лосиевского, был выброшен). Похоронен в Москве на Введенском кладбище. -Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Дмитрия Борисовича. 2.Работа с учебником. -Давайте откроем учебник на странице 118. - Прочитайте название стихотворения. - Как вы понимаете этот заголовок? Что такое «бабье лето»? - В сентябре выпадают прекрасные дни, которые длятся с 14 –по 21 сентября. Солнце припекает, небо чистое, ясное, кажется, лето заблудилось, много паутины. Такое явление называется «бабье лето». - Послушайте стихотворение очень внимательно и вдумчиво. -Что представляли, когда слушали стихотворение? | - «Бабье лето» - Дни, когда тепло. - Солнце ярко светит. Листья шуршат под ногами. Лёгкая паутинка летит. Птицы прощаются и кружат. | Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
V. Первичное закрепление во внешней речи. | 1.Работа с текстом после чтения. -Чтобы лучше проникнуть в тайны художественного слова, понять мысли и чувства поэта давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений. - Что такое синонимы? - Подберите синонимы к словам: зябкий (мёрзлый, закоченевший, ледяной, промёрзший, застывший, студёный); быстрый (стремительный, ходкий, моментальный, мгновенный, молниеносный, проворный); - Что такое антонимы? - Подберите антонимы к словам: зябкий (горячий, жаркий, знойный, тёплый); поздний (ранний). - Объясните значение слов: щёлка - маленькая щель, отверстие. слаже - слаще, приятнее, лучше пряжа - нити , полученные прядением. заслоня- закрыв, сделав невидимым , недоступным - Что такое эпитет? Работа в парах. - Прочитайте стихотворение. Назовите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. (Бабье лето, прощальное тепло, позднее солнце, зябкого денька, паутинок лёгких, дождик быстрый, зимней тьмы) - Как поэт говорит о паутинках? Почему? Выразительное чтение стихотворения учащимися. (Работа с карандашами) -Возьмите простые карандаши. Расставьте в стихотворении паузы и обозначьте логические ударения. (Логическое ударение – это выделение голосом главного слова) -Помните, ребята, что когда вы читаете про себя, то вы читаете для себя. А когда вы читаете вслух, то вы читаете для окружающих. -Каким должно быть ваше чтение? - Постарайтесь силой своего голоса передать настроение и чувства поэта. -Давайте послушаем стихотворение (читают 2-3 ученика) -Ребята, как вы думаете, удалось ли детям передать настроение автора стихотворения? | - Слова, различные по звучанию, но одинаковые по лексическому значению. - Слова, противоположные по лексическому значению. - Образно – выразительное средство, художественное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, действие или предмет с позиции автора. Отличается от простого определения художественной выразительностью. - Паутинки белого цвета. Блестят на солнце. Похожи на серебро. - Выразительным. - Удалось. | Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД |
VI. Включение в систему знаний и повторение. | 1.Выразительное чтение. Творческая работа уч-ся (работа в парах) -Ребята, я предлагаю вам самим побывать в роли поэтов и сочинить стихотворение об осени. Вспомним, что такое рифма? - На карточках даны рифмующиеся слова. Придумайте четверостишье с этими словами ПОРА КРАСИВА ОПАДАЮТ НАРЯД ДЕТВОРА ИГРИВО ВСПОМИНАЕТ ШЕЛЕСТЯТ Осень – милая пора Как осень красива! Листья опадают Сказочен её наряд. Ходит в школу детвора Листья падают игриво Лето вспоминает. Под ногами шелестят Послушаем песню на стихи Д.Б.Кедрина «Бабье лето» исполнитель В.Шорохов | Рифма – это звуковое совпадение, связывающее окончания или несколько строк. | Познавательные УУД Личностные УУД |