СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению М.Ю.Лермонтов "Ашик-Кериб".Знакомство с произведением.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению М.Ю.Лермонтов "Ашик-Кериб".Знакомство с произведением.»

Технологическая карта урока по литературе в 4 классе

Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб»

Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; дать представление о разнообразии жанров произведений  автора (стихи, сказки); учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; закрепить знания о средствах художественной выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения); отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений; развивать поэтический слух, воображение и образное мышление, речь, творческие способности; учить определять тему, идею произведения, анализировать поступки героев, правильно отвечать на вопросы; воспитывать уважительное отношение к природе, познакомить с содержанием турецкой сказки «Ашик-Кериб». На примере сказки обсудить понятие «верность».

Планируемые результаты: предметные: прогнозирование содержания произведения, умения перечислять произведения М.Ю. Лермонтова, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; метапредметные:Регулятивные- формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника и совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, Познавательные - понимание и осмысление нравственных уроков, которые дает изучаемое произведение, умения работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, Коммуникационные — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к близким, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность положительных качеств характера), проявление интереса к произведениям М.Ю. Лермонтова. 

Задачи: Дидактические – формировать мотивацию к учебной деятельности; развивать знания основных моральных норм и ориентацию на их выполнение.

Развивающие – Формировать средствами литературных произведений целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Воспитательные – Развить навыки сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

Тип урока: урок по ознакомлению обучающихся с произведениями литературы, осмыслению их на основе имеющихся предметных знаний и умений.

Вид урока: чтение и анализ художественного произведения.

Форма урока: диалог (анализ художественного текста)

УМК: программа Школа России

Источники информации: технологическая карта урока; литература для учителя; литература для учеников; учебники; презентация , видеофрагменты биографии М.Ю.Лермонтова.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, презентация и видеофайлы о биографии писателя, выставка книг писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику, фрагменты сказки «Ашик-Кериб»

Материалы для познавательной деятельности учеников: уровневые задания; карточки для самостоятельной работы; тексты самостоятельных работ; диагностический материал; задания для групповой работы и т.п.

Урок построен по Технологии Развития Критического Мышления (ТРКМ). Нацелен на формирование читательской грамотности школьников.





ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельность

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Орг. момент.

Подготовка и настрой на работу.

Беседа

Здравствуйте, ребята!

- Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем думать, рассуждать и друг другу помогать.


Приветствуют учителя.

Осуществляет самооценку готовности к уроку. Входят в рабочее состояние.

Ф

-

-

-

Организовывать свое рабочее место, настраиваться на урок. Отвечать на вопросы.

-

Актуализация знаний.

Вспоминают пройденое

Беседа

Вспомните, с произведением, какого автора вы познакомились на предыдущем уроке?





-Ребята, что вы знаете о Михаиле Юрьевиче Лермонтове?


- Мы познакомились с автором М. Ю. Лермонтовым. С его стихотворением «Дары Терека»




- Он был русским писателем, который очень любил Кавказ, уважал А. С. Пушкина и учился на его произведениях. Он был отличным живописцем и умел играть на музыкальных инструментах.


Ф

Презентация

Работа с презентацией

Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач

Уметь работать классом, слушать товарища и не перебивать

Уметь слушать других, грамотно и полно отвечать на вопросы

Постановка целей и задач


Беседа

- А сейчас закрыли глаза. Релаксация под тихую музыку. Звучит восточная музыка. Открыли глаза.


Почему звучит именно восточная мелодия?



-Откройте учебник на стр.97. С какой сказкой мы познакомимся сегодня?

Закрывают глаза и слушают мелодию








Потому что мы продолжаем знакомство с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова

-Ашик-Кериб.

Ф

Презентация

Работа с презентацией

Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Умения слушать и слышать своих товарищей.

Развитие логического мышления

Подготовка к первичному восприятию.

Первичное всприятие


Беседа

-Давайте с вами познакомимся с историей турецкой сказки «Ашик-Кериб».

-Давайте прочитаем на слайде.

(Приложение 2)

-Мы с вами знакомы с историей сказки. Давайте посмотрим диафильм.

-Сегодня мы с вами познакомились с 1 частью сказки. У вас в учебник она не поделена на часть, давайте попробуем найти конец первой части в учебники

-Молодцы! Давайте прочтем это предложение.

- Читают информацию на слайде.







Смотрят диафильм.






Ищут окончание 1 части сказки.

-Она заканчивается на стр. 101 последнее предложение.




-В отчаянии Ашик-Кериб схватил себя за голову: оставалось только три дня до рокового часа.

Ф

Презентация

Работа с презентацией

Уметь слушать и запоминать новую информацию


Делать вывод на основе увиденного

Внимательно слушать учителя и делать выводы.



Уметь выделить главную мысль текста

Уметь вести грамотный диалог. Слушать товарища и не перебивать


Динамическая пауза



Гимнастика для глаз

Выполняют гимнастику для глаз







Проверка качества первичного восприятия

Чтение сказки на стр.97

Чтение

-Давайте прочитаем по абзацам первую часть сказки.


–Какие чувства вы испытываете после прочтения сказки?


- Что хотите сказать о сказке?

- Кто главные герои сказки?

– Кто вам больше всего понравился?

– Чем?

– Кто не понравился?

– Почему?

– Что особенно удивило?

Молодцы!


-Найдите в тексте встречу Магуль-Мегери и Ашик-Кериба в саду?

Найдиете в тексте кражу одежды Ашик-Кериба?

-Найдите в тексте в какой город прибыл Ашик-Кериб?

-Найдите в тексте момент когда Ашик-Кериб узнал золотое блюдо?

Молодцы! Вы хорошо старались.

-Читают сказку.





Дети отвечают на вопросы учителя.



















Ориентируются в тексте, зачитывают отрывки.

Ф





Ф

Работа с учебником

Чтение сказки «Ашик-Кериб»

Чтение с соблюдением знаков препинания.


Умения полно и правильно отвечать на вопросы.

















Умение выделить нужную информации








Чтение теста по очереди, умение ориентироваться в тексте


-











Уметь ориентироваться в тексте







Уметь работать с текстом

Уметь слушать товарища, и учителя






















Учиться слушать товарища, не перебивать его.














Домашнее задание

Запись домашнего задания

Д.З.

-Прочтите сказку «Ашик-Кериб» до конца. Подберите данной сказки другое название. Сравните турецкую сказку, с русской. В чем их сходства и различия.

-Дети записывают домашнее задания. Задают вопросы если что-то не понятно.

Ф

Работа с дневником

-

-

-

-

Обобщение,

рефлек-

сия.

Подводим итоги урока. Проводим анализ своей работы и анализ работы других

Работа с карто-чками

Дети чем мы сегодня занимались на уроке.


Учитель предлагает детям проанализировать свою работу с помощью карточек:

(Зеленый - все было понятно, не было ошибок.

Желтый- было тяжело, и я допускал ошибки.

Красный- если ничего не получилось)


Затем предлагает проанализировать работу своих товарищей

Подводят итоги.





Дети анализируют свою работу с помощью карточек, все ли было понятно.















Так же используют словесную оценку: «Я бы похвалил…»

Ф

Карточки понятности.

Анализируют свою работу и работу других

Уметь анализировать свою работу и работу товарищей.

Внимательно слушать друг друга и делать выводы.

Непредвзято оценить знания получение на уроке.