Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению М.Ю.Лермонтов "Ашик-Кериб".Знакомство с произведением.»
Технологическая карта урока по литературе в 4 классе
Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб»
Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; дать представление о разнообразии жанров произведений автора (стихи, сказки); учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; закрепить знания о средствах художественной выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения); отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений; развивать поэтический слух, воображение и образное мышление, речь, творческие способности; учить определять тему, идею произведения, анализировать поступки героев, правильно отвечать на вопросы; воспитывать уважительное отношение к природе, познакомить с содержанием турецкой сказки «Ашик-Кериб». На примере сказки обсудить понятие «верность».
Планируемые результаты: предметные: прогнозирование содержания произведения, умения перечислять произведения М.Ю. Лермонтова, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; метапредметные:Регулятивные- формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника и совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, Познавательные - понимание и осмысление нравственных уроков, которые дает изучаемое произведение, умения работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, Коммуникационные — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к близким, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность положительных качеств характера), проявление интереса к произведениям М.Ю. Лермонтова.
Задачи: Дидактические – формировать мотивацию к учебной деятельности; развивать знания основных моральных норм и ориентацию на их выполнение.
Развивающие – Формировать средствами литературных произведений целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Воспитательные – Развить навыки сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Тип урока: урок по ознакомлению обучающихся с произведениями литературы, осмыслению их на основе имеющихся предметных знаний и умений.
Вид урока: чтение и анализ художественного произведения.
Форма урока: диалог (анализ художественного текста)
УМК: программа Школа России
Источники информации: технологическая карта урока; литература для учителя; литература для учеников; учебники; презентация , видеофрагменты биографии М.Ю.Лермонтова.
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, презентация и видеофайлы о биографии писателя, выставка книг писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику, фрагменты сказки «Ашик-Кериб»
Материалы для познавательной деятельности учеников: уровневые задания; карточки для самостоятельной работы; тексты самостоятельных работ; диагностический материал; задания для групповой работы и т.п.
Урок построен по Технологии Развития Критического Мышления (ТРКМ). Нацелен на формирование читательской грамотности школьников.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельность | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Орг. момент. | Подготовка и настрой на работу. | Беседа | Здравствуйте, ребята! - Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем думать, рассуждать и друг другу помогать. | Приветствуют учителя. Осуществляет самооценку готовности к уроку. Входят в рабочее состояние. | Ф | - | - | - | Организовывать свое рабочее место, настраиваться на урок. Отвечать на вопросы. | - |
Актуализация знаний. | Вспоминают пройденое | Беседа | Вспомните, с произведением, какого автора вы познакомились на предыдущем уроке? -Ребята, что вы знаете о Михаиле Юрьевиче Лермонтове? | - Мы познакомились с автором М. Ю. Лермонтовым. С его стихотворением «Дары Терека» - Он был русским писателем, который очень любил Кавказ, уважал А. С. Пушкина и учился на его произведениях. Он был отличным живописцем и умел играть на музыкальных инструментах. | Ф | Презентация | Работа с презентацией | Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач | Уметь работать классом, слушать товарища и не перебивать | Уметь слушать других, грамотно и полно отвечать на вопросы |
Постановка целей и задач | | Беседа | - А сейчас закрыли глаза. Релаксация под тихую музыку. Звучит восточная музыка. Открыли глаза. Почему звучит именно восточная мелодия? -Откройте учебник на стр.97. С какой сказкой мы познакомимся сегодня? | Закрывают глаза и слушают мелодию Потому что мы продолжаем знакомство с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова -Ашик-Кериб. | Ф | Презентация | Работа с презентацией | Умение формулировать собственное мнение и позицию. | Умения слушать и слышать своих товарищей. | Развитие логического мышления |
Подготовка к первичному восприятию. Первичное всприятие | | Беседа | -Давайте с вами познакомимся с историей турецкой сказки «Ашик-Кериб». -Давайте прочитаем на слайде. (Приложение 2) -Мы с вами знакомы с историей сказки. Давайте посмотрим диафильм. -Сегодня мы с вами познакомились с 1 частью сказки. У вас в учебник она не поделена на часть, давайте попробуем найти конец первой части в учебники -Молодцы! Давайте прочтем это предложение. | - Читают информацию на слайде. Смотрят диафильм. Ищут окончание 1 части сказки. -Она заканчивается на стр. 101 последнее предложение. -В отчаянии Ашик-Кериб схватил себя за голову: оставалось только три дня до рокового часа. | Ф | Презентация | Работа с презентацией | Уметь слушать и запоминать новую информацию Делать вывод на основе увиденного | Внимательно слушать учителя и делать выводы. Уметь выделить главную мысль текста | Уметь вести грамотный диалог. Слушать товарища и не перебивать |
Динамическая пауза | | | Гимнастика для глаз | Выполняют гимнастику для глаз | | | | | | |
Проверка качества первичного восприятия | Чтение сказки на стр.97 | Чтение | -Давайте прочитаем по абзацам первую часть сказки. –Какие чувства вы испытываете после прочтения сказки? - Что хотите сказать о сказке? - Кто главные герои сказки? – Кто вам больше всего понравился? – Чем? – Кто не понравился? – Почему? – Что особенно удивило? Молодцы! -Найдите в тексте встречу Магуль-Мегери и Ашик-Кериба в саду? Найдиете в тексте кражу одежды Ашик-Кериба? -Найдите в тексте в какой город прибыл Ашик-Кериб? -Найдите в тексте момент когда Ашик-Кериб узнал золотое блюдо? Молодцы! Вы хорошо старались. | -Читают сказку. Дети отвечают на вопросы учителя. Ориентируются в тексте, зачитывают отрывки. | Ф Ф | Работа с учебником | Чтение сказки «Ашик-Кериб» | Чтение с соблюдением знаков препинания. Умения полно и правильно отвечать на вопросы. Умение выделить нужную информации | Чтение теста по очереди, умение ориентироваться в тексте - Уметь ориентироваться в тексте Уметь работать с текстом | Уметь слушать товарища, и учителя Учиться слушать товарища, не перебивать его. |
Домашнее задание | Запись домашнего задания | Д.З. | -Прочтите сказку «Ашик-Кериб» до конца. Подберите данной сказки другое название. Сравните турецкую сказку, с русской. В чем их сходства и различия. | -Дети записывают домашнее задания. Задают вопросы если что-то не понятно. | Ф | Работа с дневником | - | - | - | - |
Обобщение, рефлек- сия. | Подводим итоги урока. Проводим анализ своей работы и анализ работы других | Работа с карто-чками | Дети чем мы сегодня занимались на уроке. Учитель предлагает детям проанализировать свою работу с помощью карточек: (Зеленый - все было понятно, не было ошибок. Желтый- было тяжело, и я допускал ошибки. Красный- если ничего не получилось) Затем предлагает проанализировать работу своих товарищей | Подводят итоги. Дети анализируют свою работу с помощью карточек, все ли было понятно. Так же используют словесную оценку: «Я бы похвалил…» | Ф | Карточки понятности. | Анализируют свою работу и работу других | Уметь анализировать свою работу и работу товарищей. | Внимательно слушать друг друга и делать выводы. | Непредвзято оценить знания получение на уроке. |