СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению на тему_ «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Сравнение народной и литературной сказки».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект поможет сравнить и понять различие  литературной сказки и народной.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению на тему_ «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Сравнение народной и литературной сказки».»

Конспект урока по предмету: «Литературное чтение»

по теме: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Сравнение народной и литературной сказки».

Автор: Завитаева Ольга Владимировна.

Место и роль урока в изучаемой теме: Комбинированный урок

Цели:  Провести сопоставительный анализ литературной сказки Пушкина с народной.

Планируемы результаты:  

  • определять отличительные особенности литературной сказки;

  • совершенствовать навыки чтения;

  • развивать умение анализировать художественное произведение;

  • содействовать воспитанию любви к поэтическому слову;

  • воспитания милосердия, ответственности, доброты, правдивости;

  • развивать чувства прекрасного посредством художественного слова;

  • развивать умение взаимодействовать с одноклассниками.

Оборудование: Учебник Литературное чтение. 3 класс 1 часть. Учебник в 2 ч. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России, презентация, карточки.




Ход урока


    1. Мотивация к деятельности 


Ну, ребята, подтянитесь!
И тихонечко садитесь!
Улыбнитесь! Не ленитесь!
За работу все возьмитесь!


II. Актуализация знаний

- Для начала проведём речевую разминку:


Шесть мышат в шалаше шуршат.

Прочитайте:

а) про себя;

б) вслух громко, прохлопывая ритм;

в) выделяя голосом 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е слова;

г) постепенно увеличивая темп;

д) кто быстрее прочитает?


- О чем-то скрипит половица,

  И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

К нам снова приходит сказка.

- Ребята, сегодня мы снова будем говорить о сказке. Ребята, а какую сказку мы с вами изучаем? (Ответы детей)

- На прошлом уроке мы дочитали сказку до конца, узнали историю создания сказки. Давайте вспомним, сюжеты каких сказок были задействованы Пушкиным для создания своей «Сказки о царе Салтане…»? ( «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Поющее дерево, живая вода и птица-говорунья») - Давайте вспомним сюжет сказки. (Торг. (Три девицы ведут торг и прядут пряжу.)
  • Царь подслушивает под окном и выбирает себе невесту.

  • Ткачиха с Поварихой хотят невесту царя извести.

  •  Обман царя.

  •  Спасение матери с младенцем.

  •  Спасение Лебеди от злого коршуна.

  • Карабельщики увидели первое чудо на знакомом острове.

  •  Князь Гвидон узнал о втором чуде.

  •  Третье чудо князя Гвидона.

  • Царевна Лебедь – четвертое чудо.

  •  Встреча с отцом.)

- Какая это сказка: народная или литературная? (Литературная, т. к. имеет автора).

III. Принятие учебной задачи учащимися

- А какие жанры бывают у народных сказок? (Волшебные, бытовые, о животных). Какой жанр у Сказки Пушкина? (Ответы детей).

- Есть сходства «Сказки о царе Салтане…» с народными сказками? (Есть) А различия? (тоже есть)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Находить сходства и различия народной сказки со сказкой Пушкина)

- Какие задачи себе поставим? ( Научиться сравнивать народную сказку и литературную)

IV. Совместное открытие знаний учащимися

- Имеет ли русская народная сказка автора? (Нет, не имеет) А литературная? (Имеет)

- В какой форме (письменной или устной) существуют народные сказки? (В устной) А литературные? (В письменной)

- Может ли народная сказка иметь несколько вариантов? (Может. Каждый рассказчик рассказывает её по-разному) А литературная сказка? (Нет. Существует в одном варианте)

- Дети, давайте вспомним, какую структуру имеет народная сказка? (Зачин, основная часть и концовка)

- Известен ли год написания народной сказки? (Нет) А литературной? (Да)

- Есть ли зачин у сказки Пушкина? (Нет. Она начинается так, будто все события происходят близко, в любом из мест нашего края) Зачитайте начало сказки Пушкина. (находят, зачитывают) Имеется ли основная часть, концовка? (Да, имеются)

- Давайте определим жанр «Сказки о царе Салтане»? (Скорей всего волшебная, т. к. в ней есть волшебство)

- Какое волшебство присутствует в сказке Пушкина? (Путешествие царицы с ребёнком в бочке к острову. Взросление новорожденного Гвидона в бочке не по дням, а по часам; умение прекрасно говорить. Чудесная сила Гвидона, выдавившего с лёгкостью дно у бочки. Спасение Царевны-Лебеди Гвидоном от Коршуна. Обе птицы - заколдованные люди. Появление на острове города, в котором Гвидона делают Князем, - волшебство Царевны-Лебеди. Путешествие Гвидона к отцу Салтану в образе комара, мухи, шмеля, - тройное волшебство. Чудесная белка, 33 богатыря и царевна-Лебедь - тройное чудо).

- В волшебных русских народных сказках есть чудеса? (Да, есть) А кто ещё есть в народных сказках? (Сказочные герои)

- В литературной сказке Пушкина есть сказочные герой? (Да, есть. Коршун-чародей, Царица-Лебедь, Белка, 33 богатыря и дядька Черномор)

- Назовите оставшихся героев сказки и почему мы не причисляем их к сказочным героям? (Царь Салтан, Царица, князь Гвидон, Ткачиха, повариха, сватья Баба-Бабариха, корабельщики. Они могли существовать на самом деле, так же они не наделены волшебным умением)


V. Физкультминутка

Физзарядкой белочке не лень
 Заниматься целый день.
 С одной ветки, прыгнув влево,
 На сучке она присела.
 Вправо прыгнула потом,
 Покружилась над дуплом.
 Влево-вправо целый день
 Прыгать белочке не лень.

Продолжение работы по теме урока.

-Ребята, что ещё характерно для народной сказки и встречается в сказке Пушкина? (Троекратный повтор)

- Что троекратно повторяется в литературной сказке? (Ответы детей)

- Совершенно верно. Пушкин А. С. следует в своей сказке традициям русского фольклора. В русских народных сказках используются повторы, придающие рассказыванию особый ритм и напевность. Таких повторов в сказке много. В самом начале сказки в диалоге трех девиц повторяется строчка: "Кабы я была царица.."; в путешествиях купцов и князя используются как связующее звено частей сюжета сказки повторяющиеся строчки:"Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят... Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?" - Корабельщики в ответ...";"Вот на берег вышли гости, царь Салтан зовет их в гости...Ой вы, гости-господа, долго ль ездили? куда? Ладно ль за морем иль худо?"..Корабельщики в ответ:"Мы объехали весь свет". В некоторых повторах меняются одно-два слова, наверное, для разнообразия, чтобы не наскучить:"Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на поднятых (раздутых) парусах". Повторы обычно достигают магического числа "три": три раза князь превращается в насекомых, три раза ткачиха и повариха и Бабариха придумывают чудеса, и их кусает князь и т.д. Магическое число 3 характерно для русских народных сказок.

В русских народных сказках используются также постоянные эпитеты, и Пушкин А. С. следует этой традиции, его эпитеты похожи на постоянные или заимствованы из фольклора:" дуб зеленый; море, небо синее; лебедь белая; царица молодая; красная девица; добрый ужин; честные гости; город златоглавый; авторские эпитеты: "могучий избавитель, оглушительный трезвон, скорлупки золотые, дом хрустальный, желанная страна, с грустной думой и т.д. В  народной  сказке  ведётся  повествование  без  отношения  к  героям  и  событиям.  В  литературном  произведении  присутствует  оценка  героев  и  их  поступков. Мы видим, что автор наделяет своих персонажей характерами.

- Что ещё интересного можно сказать о сказке Пушкина? Мы обращали на это внимание на прошлом уроке. (В «Сказке о царе Салтане…» Есть только одно слово на эф – это слово Флот)

- В русских народных сказках добро всегда побеждает зло. Как заканчивается сказка у Пушкина? (Ответы детей)

- В течение  всего  повествования  мы  ждём,  когда  же  восторжествует  справедливость,  зло  будет  наказано  в  литературной  сказке.  В  сказке  А.С.  Пушкина  князь  Гвидон  ранит  коршуна  в  шею,  превратившись  в  комара,  муху,  шмеля,  укусил  и  ужалил  ткачиху,  повариху,  сватью  бабу  Бабариху – этим литературная сказка схожа с народной.   Но  интересно  то,  что  царь  Салтан  помиловал  повариху,  ткачиху  и  сватью  бабу  Бабариху.  Он  не  стал  их  наказывать,  как  бы  не  хотелось  этого  читателю,  переживающему  вместе  с  Гвидоном.

Работая  над  этой  темой,  мы  сделали  открытие.  Русская  народная  сказка  учит  нас  что,  хорошо  и  что  плохо,  что  человеку  воздастся  за  его  доброту,  героизм,  милосердие,  прощение, а зло будет наказано.

Приведём  примеры.  Описание  пейзажа  поэтом:  «В  синем  небе  звёзды  блещут,  в  синем  море  волны  хлещут…».  А  как  Гвидон  делал  лук  для  охоты?  Всё  реально,  даже  шнурок  берётся  не  из  ниоткуда,  а  с  креста  на  шее.  Конечно,  князю  Гвидону  помогает  Царевна  Лебедь  за  своё  освобождение,  но  счастливая  развязка  в  сказке  происходит  благодаря  личным  качествам  главного  героя,  его  широте  души,  любви.

Вот  как  завершается  повествование  у  А.С.  Пушкина:  «Я  там  был;  мёд,  пиво  пил  —  и  усы  лишь  обмочил».  И  это,  несомненно,  возвращает  нас  из  мира  сказки  в  реальный  мир.

Итак,  анализ  сравнения  «Сказки  о  царе  Салтане…»  А.С.  Пушкина  и  волшебных  народных  сказок  показал,  что  много  схожих  черт,  но  и  много  различий.  Мы  ещё  раз  убеждаемся  в  уникальности  творчества  великого  русского  поэта.

Первичное закрепление знаний.

- Давайте вспомним всё, о чём сегодня говорили и рассмотрим таблички, которые вы получили.


Русская народная сказка

Литературная сказка

  • Не видно отношения автора к персонажам.

Постоянные эпитеты.

  • Видно отношение автора к персонажам.


  • Существует в устной форме


  • Создаётся в письменной форме.

  • Каждая сказка существует

в нескольких вариантах.

(Рассказчик может вносить изменения.)

  • Внесение изменений не допускается.



  • Время создания определить невозможно

  • Время создания сказки известно.


  • Народная сказка ограничивается определённым жанром:

- волшебная,

- бытовая,

- о животных


  • Не ограничивается определённым жанром,

включает в себя черты

бытовой сказки, и волшебной,

и сказки о животных,

и даже фантастику.


- Вклейте таблички в свои тетради.


VI. Рефлексия

- Оцените свою работу. Если вам понравился урок, похлопайте себе.

- Если урок не понравился, потопайте ножками.

VII. Итог урока

- Чем занимались на уроке?
- Решили мы те задачи, которые ставили?
- Что нового узнали на уроке?


На дом: нарисовать иллюстрацию к одному из чудес «Сказки о царе Салтане»

Урок окончен! Спасибо за работу!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!