СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению на тему: "Произведение М.М.Зощенко "Золотые слова""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению на тему: "Произведение М.М.Зощенко "Золотые слова""»

Урок по литературе по произведению Михаила Михайловича Зощенко «Золотые слова».

1.Организационный момент.

Приветствие:

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, солнце золоте.

Здравствуй матушка-земля,

Здравствуйте, мои друзья.

-Подарите свое хорошее настроение друг другу. Пусть нам принесет радость общение друг с другом.

-Ребята, на слайде написан девиз нашего урока, давайте его прочитаем: «Мало уметь читать-надо уметь думать». Как вы его понимаете?

2.Подготовка к первичному восприятию.

-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с произведением одного известного писателя, сценариста и драматурга Михаила Михайловича Зощенко. Родился писатель 9 августа 1894 года в Санкт-Петербурге. За свою юность М.М. сменил около 15 профессий, служил Красной Армии во времена Великой Отечественной Войны. Писать он начал еще 8-летним мальчиком-сначала это были стихотворения, затем рассказы. Уже в 13 лет он стал автором рассказа «Пальто»-первого из многих, написанных под впечатлением от неурядиц в семье и сложного детства. Уже много позже, работая телефонистом, (кто такой телефонист?) он одновременно посещает литературную студию Корнея Чуковского. Чуковский высоко ценил юмористические рассказы молодого автора, но личная встреча удивила его: Зощенко оказался очень печальным человеком. Многие произведения писателя были запрещены к изданию, так как показывали негативные стороны советского общества. В период Второй мировой войны Зощенко был в эвакуации в Алма-Ате. Вернувшись в Москву, в 1943 году издал повесть «Перед восходом солнца», которая подверглась резкой критике. В результате в 1946 году постановлением ЦК ВКП(б) все работы писателя были под запретом, сам он был исключен из Союза писателей и подвергался постоянным нападкам. Зощенко временно стал заниматься переводческой деятельностью. Лишь в 1953 году после смерти И. В. Сталина он смог вновь издавать книги. Умер писатель в июле 1958 года от острой сердечной недостаточности.

3. Первичное восприятие.

Самостоятельное чтение учеников.

-Сейчас мы открываем текст рассказа, читаем по цепочке.

4. Проверка качества усвоенного материала.

-После прочтения мы с вами составим характеристику каждого героя. Назовите главных героев.(Минька и Леля)Какие они? Минька: младший брат, (что он сделал такого, за что его назвали глупым?) уронил масло в чай начальника, послушный, хороший аппетит. Леля: старшая сестра, хитрая, болтливая, любить шалить, (из-за чего детей перестали сажать вместе со взрослыми?) перебивала начальника. Назовите еще персонажей, которые встречаются на протяжении всего произведения. (начальник, родители, бабушка). Начальник: болтун, любит хвастаться, врет, выходит из себя. Родители: любящие, папа-мудрый и рассудительный человек. Бабушка-любит читать нотации.

5.Постановка учебного задания.

-Согласны ли вы с названием произведения? Подходит ли это название произведению? Как бы вы назвали? («золотые слова»)

6. Вторичное восприятие.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам составить план рассказа, так чтобы посмотреть на этот план и понять, о чем идет речь в рассказе.

1. Ужин со взрослыми

2. Рассказ папиного начальника про пожар

3. Леля перебивает начальника

4. Гнев начальника

5. Дети начинают спорить со взрослыми

6. Наказание

7. Прощение и обещание молчать

8. Масло

9. Молчание, выполнение обещания

10. Снова гнев начальника

11. Золотые слова папы



7. Анализ произведения.

-От чьего имени ведется рассказ? (Минька)

-Какую главную мысль нам хотел донести автор? Почему детей снова хотели наказать за то, что они выполняли свое обещание молчать?

-Чем похожи и чем расхожи Леля и Минька?

-Как вы думаете, на чьей стороне автор?

-В рассказе используется такое выражение «Сидела, как на иголках», как вы его понимаете?

8. Обобщение.

-Сейчас нам необходимо взглянуть на картинку на слайде. К какому эпизоду рассказа эта картинка? Что происходит на ней? Опишите эмоции героев.

9. Итог урока.

На слайде представлены пословицы. Выберите те пословицы, которые подходят к рассказу «Золотые слова».

Болтай, да меру знай.

Дважды в год лета не бывает.

На обиженных воду возят.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Не бывает правил без исключений.

Любишь кататься-люби и саночки возить.

Глупость-беде соседка.

Рефлексия.

-Про какого писателя вы сегодня узнал?

-Что вам запомнилось больше всего?

-Если вам понравилась ваша работа на уроке, то поднимите палец вверх.