Урок по литературе по произведению Михаила Михайловича Зощенко «Золотые слова».
1.Организационный момент.
Приветствие:
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, солнце золоте.
Здравствуй матушка-земля,
Здравствуйте, мои друзья.
-Подарите свое хорошее настроение друг другу. Пусть нам принесет радость общение друг с другом.
-Ребята, на слайде написан девиз нашего урока, давайте его прочитаем: «Мало уметь читать-надо уметь думать». Как вы его понимаете?
2.Подготовка к первичному восприятию.
-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с произведением одного известного писателя, сценариста и драматурга Михаила Михайловича Зощенко. Родился писатель 9 августа 1894 года в Санкт-Петербурге. За свою юность М.М. сменил около 15 профессий, служил Красной Армии во времена Великой Отечественной Войны. Писать он начал еще 8-летним мальчиком-сначала это были стихотворения, затем рассказы. Уже в 13 лет он стал автором рассказа «Пальто»-первого из многих, написанных под впечатлением от неурядиц в семье и сложного детства. Уже много позже, работая телефонистом, (кто такой телефонист?) он одновременно посещает литературную студию Корнея Чуковского. Чуковский высоко ценил юмористические рассказы молодого автора, но личная встреча удивила его: Зощенко оказался очень печальным человеком. Многие произведения писателя были запрещены к изданию, так как показывали негативные стороны советского общества. В период Второй мировой войны Зощенко был в эвакуации в Алма-Ате. Вернувшись в Москву, в 1943 году издал повесть «Перед восходом солнца», которая подверглась резкой критике. В результате в 1946 году постановлением ЦК ВКП(б) все работы писателя были под запретом, сам он был исключен из Союза писателей и подвергался постоянным нападкам. Зощенко временно стал заниматься переводческой деятельностью. Лишь в 1953 году после смерти И. В. Сталина он смог вновь издавать книги. Умер писатель в июле 1958 года от острой сердечной недостаточности.
3. Первичное восприятие.
Самостоятельное чтение учеников.
-Сейчас мы открываем текст рассказа, читаем по цепочке.
4. Проверка качества усвоенного материала.
-После прочтения мы с вами составим характеристику каждого героя. Назовите главных героев.(Минька и Леля)Какие они? Минька: младший брат, (что он сделал такого, за что его назвали глупым?) уронил масло в чай начальника, послушный, хороший аппетит. Леля: старшая сестра, хитрая, болтливая, любить шалить, (из-за чего детей перестали сажать вместе со взрослыми?) перебивала начальника. Назовите еще персонажей, которые встречаются на протяжении всего произведения. (начальник, родители, бабушка). Начальник: болтун, любит хвастаться, врет, выходит из себя. Родители: любящие, папа-мудрый и рассудительный человек. Бабушка-любит читать нотации.
5.Постановка учебного задания.
-Согласны ли вы с названием произведения? Подходит ли это название произведению? Как бы вы назвали? («золотые слова»)
6. Вторичное восприятие.
-Ребята, сейчас я предлагаю вам составить план рассказа, так чтобы посмотреть на этот план и понять, о чем идет речь в рассказе.
1. Ужин со взрослыми
2. Рассказ папиного начальника про пожар
3. Леля перебивает начальника
4. Гнев начальника
5. Дети начинают спорить со взрослыми
6. Наказание
7. Прощение и обещание молчать
8. Масло
9. Молчание, выполнение обещания
10. Снова гнев начальника
11. Золотые слова папы
7. Анализ произведения.
-От чьего имени ведется рассказ? (Минька)
-Какую главную мысль нам хотел донести автор? Почему детей снова хотели наказать за то, что они выполняли свое обещание молчать?
-Чем похожи и чем расхожи Леля и Минька?
-Как вы думаете, на чьей стороне автор?
-В рассказе используется такое выражение «Сидела, как на иголках», как вы его понимаете?
8. Обобщение.
-Сейчас нам необходимо взглянуть на картинку на слайде. К какому эпизоду рассказа эта картинка? Что происходит на ней? Опишите эмоции героев.
9. Итог урока.
На слайде представлены пословицы. Выберите те пословицы, которые подходят к рассказу «Золотые слова».
Болтай, да меру знай.
Дважды в год лета не бывает.
На обиженных воду возят.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Не бывает правил без исключений.
Любишь кататься-люби и саночки возить.
Глупость-беде соседка.
Рефлексия.
-Про какого писателя вы сегодня узнал?
-Что вам запомнилось больше всего?
-Если вам понравилась ваша работа на уроке, то поднимите палец вверх.