СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению "Нравится ли вам зима? Зимние загадки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению "Нравится ли вам зима? Зимние загадки"»



Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Учитель Кукушкина Т.Л.

Тема: « Нравится ли вам зима? Зимние загадки»

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с загадками о зиме; способствовать развитию речи, навыков эффективного чтения, творческих способно­стей. Развивать умение кодировать информацию, анализировать, определять опорную сеть, формулировать доминанту.


Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: соотносить загадки и отгадки; получат возмож­ность научиться: прогнозировать содержание раздела.


Метапредметные: познавательные: осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого ха­рактера; регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; коммуника­тивные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принимают образ «хорошего ученика»

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование

Компьютер , интерактивная доска, проктор (презентация), рисунки по теме «Зима. Зимние забавы детей», кусочки ваты и салфетки на партах.


Этапы урока

Обучающие и развиваю-щие компонен-ты,

задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимо­действия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Проме­жуточ­ный конт-роль

1. Мотива­ция (самооп­ределение) к учебной деятель­ности

Эмоцио-наль­ная, психоло­гическая и

мотиваци-онная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готов­ность к уроку;

Чтобы в классе было тихо,

Чтоб запомнился урок,

Сядьте, дети, так, как будто

Тихо падает … снежок.

-Сядьте, пожалуйста, поудобнее, возьмите в руки кусочек ваты, закройте глаза.

- Представьте, что на вашу ладошку упала снежинка… Легкая, пушистая, красивая…

-Что почувствовали, что представили.

Откройте глазки.

- Я желаю вам уюта, спокойствия, умиротворения на нашем уроке.

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют го­товность к уроку

Фрон­тальная, индивиду­альная

Коммуникатив-ные:

учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотруд­ничество с учителем и свер­стниками.

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изуча­емому предмету

Устные ответы, наблю­дения учителя












2. Актуа­лизация знаний



Речевая раз­минка

- Прочитайте плавно, певуче, медленно; быст­ро, шепотом; громко; выразительно.

А в окно снежинки

Мотыльками бьются,

Тают, и слезинки

Вниз по стеклам льются.


Выполняют задания

Фрон­тальная, индивиду­альная

Познавательные: осущест­вляют смысловое чтение; структурирова-ние знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, клас­сификацию; выявление сущ­ности, особенности объектов. Регулятивные: осознают правило контроля и успешно

Устные ответы, наблю­дения учителя, выпол­ненные задания

3. Поста­новка учеб­ной задачи

Беседа

Отгадайте загадки.

Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины. (Зима)

- Какие слова помогли отгадать загадку? ( Слайд 1)

Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечный лучей
Превратился я в ручей
. (Снеговик) ( Слайд 2)

- Какие слова помогли отгадать загадку?

Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать ничего не хочу. (Метель)

- Какие слова помогли отгадать загадку? ( Слайд 3)

Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись.

(Сосулька) ( Слайд 4)

- Какие слова помогли отгадать загадку?

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

- Какие слова помогли отгадать загадку? (Слайд 5)

- Над чем мы будем работать на уроке?

Находят опорные слова




Формулируют доминанту


Отвечают на вопро­сы учителя

Учиться отгадывать загадки с опорой на ключевые слова.


Фрон­тальная, индивиду­альная

используют его в решении учебной задачи. Коммуникатив-ные: умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать во­просы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Устные ответы, наблю­дения учителя, выпол­ненные задания

4.Первич-ное закрепле-ние с проговариванием в устной речи. Работа в группах.


-Вспомните признаки зимы. ( Слайд 6)

-Назовите зимние месяцы.

-Прочитайте пословицы о зимних месяцах. ( Слайд 7)

-Прочитайте пословицы и поговорки о зиме. ( Слайд 8)


-Чем вам нравится зима? ( Слайд 9)

-Как вы думаете, с чем мы познакомимся в этом разделе?

-Чему мы научимся?

-Чему мы будем учиться?

-Прочитайте об этом в учебнике на с. 187. Сравните со своими ответами.

Учитель читает статью к разделу.

-Какие ассоциации возникают у мальчика со словом зима? (О чём он вспоминает, когда слышит слово зима?)

-Чем стихотворение отличается от прозы?

-Прочитайте про себя загадки на странице 189. Найдите стихотворные.

-Какая загадка не является стихотворением? Почему?

-Соответствуют ли рисунки загадкам?

-Назовите правильные отгадки.

-Что значит «серебром деревья убирает»?

- А зачем вообще нужны загадки?

- Это мы с вами постараемся выяснить.

- Теперь поработаем в группах. У каждой группы есть какая-то информация о загадках. Из этой информации мы должны сложить свой пазл– расширить свои знания о загадках.

- Я предлагаю вам взять карточку, познакомиться с текстом и выполнить предложенные задания или выбрать самое интересное из прочитанного. В этом вам помогут ваши одноклассники. Надо послушать мнение каждого члена группы.

Выбрать ответственного для выступления.

Отвечают на вопросы учителя.



Читают пословицы.












Читают ответы на вопросы.





Слушают, отвечают на вопросы.






Читают загадки, отвечают на вопросы.




Работают с иллюстрациями учебника.






- Выступает один представитель от каждой группы.

- Помогает отгадать загадки нам то, что один предмет заменяется другим, похожим на него. Но сходство это бывает неожиданное, необыкновенное, замысловатое.


Фрон­тальная, индивиду­альная.



Познавательные: осущест­вляют смысловое чтение; структурирова-ние знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, клас­сификацию; выявление сущ­ности, особенности объектов. Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникатив-ные: умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать во­просы с целью получения необходимой для

решения проблемы информации.

Устные ответы, наблю­дения учителя, выпол­ненные задания.


Физминут-ка


Выполняют движения согласно инструкции.

Фрон-тальная.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Выпол-нение движе-ний.

5.Закреп­ление зна­ний и спо­собов дей­ствий

Зимняя

викторина

Организует работу с загадками.

(Слайды 10, 11, 12, 13).

Отгадывают загадки в группах.

В новой стенке,

В круглом окне,

Днём стекло разбито,

К вечеру вставлено. (Прорубь)


Две новые кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставил две ноги

-И по большим снегам беги. (Лыжи)


Белый дед, белее нет.

Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.

Лежит всю зиму

Никто не поднимает.

Весна придёт

Он сам уйдёт. (Сугроб)


Упрятались голышки

В мохнатые мешки,

Четверо вместе,

Один на шесте. (Варежки)

Фрон­тальная, индиви-дуаль-ная.


Познаватель-ные: осущест­вляют смысловое чтение; структурирова-ние знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, клас­сификацию; выявление сущ­ности, особенности объектов. Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникатив-ные: умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать во­просы с целью получения необходимой для

решения проблемы информации.

Уст-ные ответы.

6. Итоги

урока.

Реф-лексия


Обобще-ние получен-ных на уроке све­дений. За­ключитель­ная беседа. Выставле-ние оценок

- Закончите предложения:

Я сегодня узнал...

Я научился...

Мне было интересно...

Было трудно…

-У вас на партах лежат салфетки. Покажите ваше настроение, состояние после урока: снежок – понравилось, без снежка – не понравилось.

-Спасибо за урок!


Отвечают на вопро­сы учителя

Фрон­тальная, индивиду­альная

Познаватель-ные: ориенти­руются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.


7. Домаш-нее задание


Инструк-таж по вы-полнению домашнего задания.

Сочинить 1-2 загадки о зиме.

Задают уточняющие вопросы.

Фрон­тальная, индивиду­альная.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.





ПРИЛОЖЕНИЕ

Белый цвет 1.

Само название жанра “загадка” происходит от слова “гадати” - думать, рассуждать. “Гадание” - выяснение чего-то скрытого, затаённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Загадка – это “задачка”, которую надо решить.

Подчеркните в тексте ответы на вопросы:

1. От какого слова произошло название “загадка”?

2. Для чего использовали загадку в древности?







Синий 2.

Загадки – один из самых древних жанров устной поэзии. Придуманы они были не только забавы ради. Древние славяне верили, что растения и животные понимают человеческую речь. Потому, например, собираясь на охоту, было крайне неосмотрительно обсуждать свои планы громко и откровенно. Согласитесь, трудно рассчитывать на удачу, когда вся лесная дичь уже прекрасно знает о ваших охотничьих затеях. Вот и была рекомендована зашифрованная, иносказательная речь.

Древние верования способствовали широкому распространению тайной речи. Домашний скот переименовывали, чтобы не навлечь на него беду, а лесных зверей – чтобы не спугнуть или не вызвать их ярости. Известно же: о волке речь – а он навстречь. Так появились названия “Долгохвостый” - для коня, “рыкуша” - для коровы, “тонконогая” - для овцы, “низкоглядая” - для свиньи. В сказках волк – не иначе как “серый”, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый.

Ответьте на вопрос: С какой целью древние славяне придумывали загадки?

Жёлтый 3.

Со стародавних времён знатоки загадок почитались особо. В сказках именно такие герои зачастую оказывались победителями и даже царями. Помните, как это случалось? Разнесут глашатаи по миру царский указ: дескать, выйдет царевна замуж за того, чью загадку разгадать не сможет. И вот собираются ко двору знатные женихи – иноземные короли да принцы. Поехал в столицу и Иван-дурак. Встретил по дороге змею, убил её палкой и придумал загадку: “Зло злом ударил, зло от зла умерло”. Где ж царевне догадаться!... Приходится идти замуж да вести Ивана к престолу.
Подобные сказочные повороты не случайны. Ведь в каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым, а потому сильным и удачливым.

Ответьте на вопрос:-Почему в стародавние времена особо почитались знатоки загадок? Найдите ответ в статье, подчеркните его.





Красный 4.

Сколько живёт человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков их создавал народ. Из глубины времён они донесли до нас мудрость русского народа. В них просто и красочно, кратко и выразительно человек описывал мир, явления природы, растения, животных. Загадка - образное выражение, в котором один предмет изображается через сравнение с другим, имеющим с ним хотя бы отдалённое сходство. В них слышна поэзия русского языка. В древности - это единственное средство для развития смекалки, ума, испытание мудрости, а сейчас - забава. Загадка - мудрёный вопрос, она развивает догадливость, сообразительность.

Найдите и подчеркните ответы на вопросы:

  1. Как в загадках описываются предметы?



Загадки.



В новой стенке,

В круглом окне,

Днём стекло разбито,

К вечеру вставлено.



Две новые кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставил две ноги

-И по большим снегам беги.


Белый дед, белее нет.

Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.

Лежит всю зиму

Никто не поднимает.

Весна придёт

Он сам уйдёт.


Спрятались голышки

В мохнатые мешки,

Четверо вместе,

Один на шесте.











Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема: « Нравится ли вам зима? Зимние загадки»







Учитель Бизяева В.П.





2019 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!