СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению по теме "Выскочка М.Пришвин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению по теме "Выскочка М.Пришвин"»

Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема М.М. Пришвин «Выскочка».

Провела учитель начальных классов Кудрявцева Людмила Алексеевна.

Цель: познакомить учащихся с рассказом М Пришвина «Выскочка»

Задачи: создать условия для формирования умений анализировать содержание произведения, учить определять главную мысль произведения, развивать внимание к авторскому слову, расширить знания о творчестве М Пришвина; отрабатывать навык беглого выразительного чтения;

умение выделять главное, обобщать, систематизировать , делать выводы; развивать речь, память , внимание, воображение, развивать коммуникативные навыки, высказывать свои суждения по предлагаемым вопросам, оценивать поступки героев и свои поступки, создать условия для сотрудничества, воспитывать любовь к природе, Родине.

Планируемые результаты:

1.Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности как добро. Родина, природа

2. Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий

3.Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанное построение речевых высказываний, овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей

4. Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем. Слушать и понимать других, умение договориться в совместной деятельности. Высказывать свою точку зрения. Сотрудничать в совместном решении учебных задач

Оборудование: презентация к уроку, выставка книг М.М. Пришвина, мультимедийное обеспечение, раздаточный материал (карточки для парной работы)

Ход урока.

I.Организационный момент

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Ребята покажите мне жестом, рукой, мимикой оценку, которую вы хотите получить в конце урока. Судя по вашему желанию, урок у нас пройдет замечательно.

II. Мобилизующий этап

Речевая разминка

Скороговорка Три сороки – тараторки тараторили на горке.

III. Формулирование темы и цели урока.

Постановка проблемы.

-Вам нужно будет определить тему раздела, который мы сегодня с вами начинаем. Посмотрите на слайд.

-Какой писатель и какое его произведение открывают этот раздел вы определите сами. Для этого послушайте отрывки из произведений и определите их названия и автора.

Игра: «Послушай - узнай –назови»

1.В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из вида. И около кузницы, при переходе через дорогу, она конечно пустила их вперед.(«Ребята и утята»)

2.Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества одуванчиков. Это было очень красиво. («Золотой луг» )

3.А Зиночка, когда увидела у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела: «Откуда же это в лесу взялся хлеб?(«Лисичкин хлеб»)

-О творчестве, какого автора мы будем говорить сегодня на уроке?

- Если вы правильно разгадаете ребус, то узнаете названия произведения. Предположите о чём "Выскочка"? Интересно будет узнать, правильно ли мы предположили. Я загадаю загадки:

С хозяином дружит, дом сторожит.

Живёт под крылечком, а хвост колечком.

Трещала с самого утра: Пора! Пора!

А что пора?

Такая с ней морока, когда трещит ….

-А что вы знаете о сороке?



Ученик: По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у птицы хвост- длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные , а с красным зеленоватым отливом. Птица эта осторожна. Она видит хорошо и слышит неплохо. К тому же она обычно громко стрекочет.Всем известна её привычка, красть и прятать блестящие предметы. В народе её называют стрекотунья, трещотка, сплетница, воровка, разбойница.

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока полностью.(М.М. Пришвин и его произведение «Выскочка».)

-Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. ( Совершенствовать знания о творчестве М.М. Пришвина. Учиться исследовать идейно-художественное содержание произведения и правильно, выразительно читать его)

IV. Знакомство с биографией М.М. Пришвина.

- Поговорим о жизни и творчестве М.М. Пришвина.

- М. Пришвин родился в1873 в имении Хрущёво в Орловской губернии, провел здесь свое детство. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. В родных местах открывалась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка. С детства Пришвин научился понимать многие тайны природы.

-Что вы можете дополнить о нём? В своих рассказах Пришвин рассказывает о животных, их повадках, поведении. Они помогают познавать мир. Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, что писатель взял тебя за руку и повёл за собой. Ты увидишь, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу. Она станет и твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее.

- Михаил Михайлович очень любил лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин. Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.

v. Работа по теме урока. Работа с текстом. Осмысление.

-Переходим к чтению произведения «Выскочка»

-Кого в жизни люди называют выскочкой? (человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек , который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет , чтобы всегда и везде слушали только его)

-Давайте обратимся к «Толковому словарю» Ожегова. Как там раскрыто значение этого слова?

-Выскочка – это человек, который выдвинулся(отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам ( «Толковый словарь», Ожегов)

Словарная работа (в паре) Карточка 1.

- На листах слева у вас записаны незнакомые слова, которые встречаются в стихотворении , а справа значения этих слов в разной последовательности. Вы должны найти верные определения и соединить их.

Бдительность – внимательность, настороженность

срам- стыд и позор

радужный - разноцветный

выводок – птенцы, выведенные одной матерью( птицей)

поскакала –дуром – двигалась странно

с заскоком и пыльцой в голове- крайность, странность в поведении

На свой страх и риск - действовать полностью на свою ответственность

улучила момент – нашла подходящее время

VI. Физкультминутка

Руки подняли и помахали. Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули. Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем. Это птицы летят.

Пойдём мягко как лисичка, и как мишка косолапый,

Как заинька трусишка и как серый волк волчище.

Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся, ёжик сладко потянулся.

VII. Первичное чтение.

-Слушаем и следим за чтением. Особое внимание обращаем на героев и их повадки.

Обобщение прочитанного

- Оправдались ли ваши предположения?

- Кто герои этого произведения?

- Какой эпизод понравился больше всего?

- Кем здесь выступает автор? (автор – рассказчик). Напомню, что автор может выступать еще автором – героем.

- К какому жанру литературы отнесём это произведение?(рассказ)

- А к какому типу рассказа отнесем: к художественному или научно – познавательному? Почему? (Автор передает свои мысли, чувства, переживания, описываются реальные события из жизни героев, а не сообщает сведения, информацию).

- Почему произведение называется «Выскочка»? (так зовут главную героиню). Заглавием является имя героя.

-О чем или о ком этот рассказ, тема рассказа, о ком рассказывает автор? (описывает повадки животных, поведение)

- Почему интересно читать это произведение?(автор использует прием наделения животных качеством человека )

VIII.Физкультминутка

Глазкам нужно отдохнуть,

Нужно глубоко вдохнуть.

Глаза по кругу побегут,

Много-много раз моргнут.,

Вниз-вверх,вправо-влево посмотрели

Глазки все повеселели.

Глазкам стало хорошо

Увидеть смогут глазки всё.

Игра «Монтируем фильм». (Рассказ разбит на отдельные кадры, но они перепутались. Вам нужно восстановить хронологическую последовательность). – карточки на каждую парту. Какой кадр самый остросюжетный? Почему?

IX. Организация исследовательской деятельности учащихся.

- Вы учёные-языковеды, которым предстоит большая исследовательская работа. Представьте, что наш класс это научно-исследовательская лаборатория.Мы с вами ставили цель исследовать идейно-художественное содержание произведения.

Объект исследования: рассказ М.М. Пришвина «Выскочка»

Задачи исследования:

1.Выявить художественные средства, которыми автор раскрывает образ героев.

2.Определить главную мысль произведения.

-Будем постигать глубину мысли писателя и выясним - чему же учит нас этот рассказ. А для этого мы должны быть вдумчивыми и внимательными читателями.

Работа в группах

1 группа Описание Вьюшки

За что автор назвал собаку Вьюшкой?

Определите лексическое значение слова, морфемный состав слова, однокоренные слова. Художественные средства описания Вьюшки: эпитеты, метафоры, крылатые слова.

(Веселая собачка, охотничья собака- эпитеты; ушки как рожки, хвостик колечком, зубки как чеснок, хвост поленом)

2 группа Описание сороки до происшествия

За что автор назвал сороку Выскочкой?

Определите лексическое значение слова, морфемный состав слова, однокоренные слова. Художественные средства описания Вьюшки: эпитеты, метафоры, крылатые слова.

С заскоком, в семье не без урода - крылатое выражение.

С пыльцой в голове - метафора

Поскакала дуром - быстро, не подумав

Хвост радужный, блестящая, проворная - эпитеты

Воровка яиц – метафора

3 группа Описание сороки после схватки

-С каким чувством рассказывает писатель о Выскочке в этом эпизоде ( с сожалением, юмором, иронией, смеётся на дней)

-Какой художественный приём автор использует(ирония)?

Найдите глаголы и выражения с помощью которых автор чётко и ясно передаёт действия Выскочки во время схватки?

4 группа Для описания действий героев автор использует много глаголов.

Найдите глаголы и выражения с помощью которых автор чётко и ясно передаёт действия Вьюшки во время схватки?

(улучила, схватила, успела повернуться, успела ударить, поднять пыль)

Выскочка до схватки с Вьюшкой. Выскочка после схватки Какая она была до схватки?(заносчивая, гордая, храбрая, легкомысленная, вертлявая, неосторожная, ) После схватки?( жалкая, общипанная , без хвоста)

Проверка.

Взаимоценка.

Работа над пословицами

Поспешишь – людей насмешишь.

В пустой бочке много звону.

Голова без ума, что фонарь без столба.

Один якал, якал, да и заплакал.

Какая пословица, по вашему мнению, наиболее подходит к рассказу?

YI. Итог урока

-Кто главный герой рассказа?

-Можно ли сравнить поведение животного с поведением человека?

-Подумайте каждый про себя похож ли я на Выскочку?

- Хорошо ли быть таким?

- Состояние природы прослеживается в состоянии человека. Сам Пришвин говорил: «Я ведь, друзья мои пишу о природе, сам же только о людях и думаю»

-Справились ли мы с поставленными задачами?

YII. Рефлексия

Рассказ «Выскочка» ………………….

Сегодня на уроке я понял, что…………….

Мне захотелось……………...

-Я задумался на уроке……

- Мы научились, прочитав это произведение (не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак, не надо быть выскочкой)

-Вспомните какую оценку вы хотели получить в начале урока и оцените свою работу на уроке. (высказывание ребят)

-А теперь оцените работу всего класса (оценка детей)

-Что такое природа для нас? Какая главная задача перед вами? Давайте прочитаем, как об этом сказал Пришвин.

«Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице воздух, зверю лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

YIII. Дифференцированное домашнее задание

1. Составить синквейн про Вьюшку или про Выскочку.

2. Творческий пересказ от имени Вьюшки.

3 Читать рассказы М.М. Пришвина.

-Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель - глазами доброго человека.



Синквейн «Выскочка»

1 Выскочка.

2. Легкомысленная, глупая.

3. Подскакала, извернулась.

4. Да не тут-то было!

5 Где хвост?














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!