Урок литературного чтения в 4 классе.
Тема М.М. Пришвин «Выскочка».
Провела учитель начальных классов Кудрявцева Людмила Алексеевна.
Цель: познакомить учащихся с рассказом М Пришвина «Выскочка»
Задачи: создать условия для формирования умений анализировать содержание произведения, учить определять главную мысль произведения, развивать внимание к авторскому слову, расширить знания о творчестве М Пришвина; отрабатывать навык беглого выразительного чтения;
умение выделять главное, обобщать, систематизировать , делать выводы; развивать речь, память , внимание, воображение, развивать коммуникативные навыки, высказывать свои суждения по предлагаемым вопросам, оценивать поступки героев и свои поступки, создать условия для сотрудничества, воспитывать любовь к природе, Родине.
Планируемые результаты:
1.Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности как добро. Родина, природа
2. Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий
3.Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанное построение речевых высказываний, овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей
4. Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем. Слушать и понимать других, умение договориться в совместной деятельности. Высказывать свою точку зрения. Сотрудничать в совместном решении учебных задач
Оборудование: презентация к уроку, выставка книг М.М. Пришвина, мультимедийное обеспечение, раздаточный материал (карточки для парной работы)
Ход урока.
I.Организационный момент
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Ребята покажите мне жестом, рукой, мимикой оценку, которую вы хотите получить в конце урока. Судя по вашему желанию, урок у нас пройдет замечательно.
II. Мобилизующий этап
Речевая разминка
Скороговорка Три сороки – тараторки тараторили на горке.
III. Формулирование темы и цели урока.
Постановка проблемы.
-Вам нужно будет определить тему раздела, который мы сегодня с вами начинаем. Посмотрите на слайд.
-Какой писатель и какое его произведение открывают этот раздел вы определите сами. Для этого послушайте отрывки из произведений и определите их названия и автора.
Игра: «Послушай - узнай –назови»
1.В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из вида. И около кузницы, при переходе через дорогу, она конечно пустила их вперед.(«Ребята и утята»)
2.Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества одуванчиков. Это было очень красиво. («Золотой луг» )
3.А Зиночка, когда увидела у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела: «Откуда же это в лесу взялся хлеб?(«Лисичкин хлеб»)
-О творчестве, какого автора мы будем говорить сегодня на уроке?
- Если вы правильно разгадаете ребус, то узнаете названия произведения. Предположите о чём "Выскочка"? Интересно будет узнать, правильно ли мы предположили. Я загадаю загадки:
С хозяином дружит, дом сторожит.
Живёт под крылечком, а хвост колечком.
Трещала с самого утра: Пора! Пора!
А что пора?
Такая с ней морока, когда трещит ….
-А что вы знаете о сороке?
Ученик: По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у птицы хвост- длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные , а с красным зеленоватым отливом. Птица эта осторожна. Она видит хорошо и слышит неплохо. К тому же она обычно громко стрекочет.Всем известна её привычка, красть и прятать блестящие предметы. В народе её называют стрекотунья, трещотка, сплетница, воровка, разбойница.
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока полностью.(М.М. Пришвин и его произведение «Выскочка».)
-Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. ( Совершенствовать знания о творчестве М.М. Пришвина. Учиться исследовать идейно-художественное содержание произведения и правильно, выразительно читать его)
IV. Знакомство с биографией М.М. Пришвина.
- Поговорим о жизни и творчестве М.М. Пришвина.
- М. Пришвин родился в1873 в имении Хрущёво в Орловской губернии, провел здесь свое детство. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. В родных местах открывалась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка. С детства Пришвин научился понимать многие тайны природы.
-Что вы можете дополнить о нём? В своих рассказах Пришвин рассказывает о животных, их повадках, поведении. Они помогают познавать мир. Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, что писатель взял тебя за руку и повёл за собой. Ты увидишь, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу. Она станет и твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее.
- Михаил Михайлович очень любил лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин. Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.
v. Работа по теме урока. Работа с текстом. Осмысление.
-Переходим к чтению произведения «Выскочка»
-Кого в жизни люди называют выскочкой? (человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек , который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет , чтобы всегда и везде слушали только его)
-Давайте обратимся к «Толковому словарю» Ожегова. Как там раскрыто значение этого слова?
-Выскочка – это человек, который выдвинулся(отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам ( «Толковый словарь», Ожегов)
Словарная работа (в паре) Карточка 1.
- На листах слева у вас записаны незнакомые слова, которые встречаются в стихотворении , а справа значения этих слов в разной последовательности. Вы должны найти верные определения и соединить их.
Бдительность – внимательность, настороженность
срам- стыд и позор
радужный - разноцветный
выводок – птенцы, выведенные одной матерью( птицей)
поскакала –дуром – двигалась странно
с заскоком и пыльцой в голове- крайность, странность в поведении
На свой страх и риск - действовать полностью на свою ответственность
улучила момент – нашла подходящее время
VI. Физкультминутка
Руки подняли и помахали. Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули. Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем. Это птицы летят.
Пойдём мягко как лисичка, и как мишка косолапый,
Как заинька трусишка и как серый волк волчище.
Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся, ёжик сладко потянулся.
VII. Первичное чтение.
-Слушаем и следим за чтением. Особое внимание обращаем на героев и их повадки.
Обобщение прочитанного
- Оправдались ли ваши предположения?
- Кто герои этого произведения?
- Какой эпизод понравился больше всего?
- Кем здесь выступает автор? (автор – рассказчик). Напомню, что автор может выступать еще автором – героем.
- К какому жанру литературы отнесём это произведение?(рассказ)
- А к какому типу рассказа отнесем: к художественному или научно – познавательному? Почему? (Автор передает свои мысли, чувства, переживания, описываются реальные события из жизни героев, а не сообщает сведения, информацию).
- Почему произведение называется «Выскочка»? (так зовут главную героиню). Заглавием является имя героя.
-О чем или о ком этот рассказ, тема рассказа, о ком рассказывает автор? (описывает повадки животных, поведение)
- Почему интересно читать это произведение?(автор использует прием наделения животных качеством человека )
VIII.Физкультминутка
Глазкам нужно отдохнуть,
Нужно глубоко вдохнуть.
Глаза по кругу побегут,
Много-много раз моргнут.,
Вниз-вверх,вправо-влево посмотрели
Глазки все повеселели.
Глазкам стало хорошо
Увидеть смогут глазки всё.
Игра «Монтируем фильм». (Рассказ разбит на отдельные кадры, но они перепутались. Вам нужно восстановить хронологическую последовательность). – карточки на каждую парту. Какой кадр самый остросюжетный? Почему?
IX. Организация исследовательской деятельности учащихся.
- Вы учёные-языковеды, которым предстоит большая исследовательская работа. Представьте, что наш класс это научно-исследовательская лаборатория.Мы с вами ставили цель исследовать идейно-художественное содержание произведения.
Объект исследования: рассказ М.М. Пришвина «Выскочка»
Задачи исследования:
1.Выявить художественные средства, которыми автор раскрывает образ героев.
2.Определить главную мысль произведения.
-Будем постигать глубину мысли писателя и выясним - чему же учит нас этот рассказ. А для этого мы должны быть вдумчивыми и внимательными читателями.
Работа в группах
1 группа Описание Вьюшки
За что автор назвал собаку Вьюшкой?
Определите лексическое значение слова, морфемный состав слова, однокоренные слова. Художественные средства описания Вьюшки: эпитеты, метафоры, крылатые слова.
(Веселая собачка, охотничья собака- эпитеты; ушки как рожки, хвостик колечком, зубки как чеснок, хвост поленом)
2 группа Описание сороки до происшествия
За что автор назвал сороку Выскочкой?
Определите лексическое значение слова, морфемный состав слова, однокоренные слова. Художественные средства описания Вьюшки: эпитеты, метафоры, крылатые слова.
С заскоком, в семье не без урода - крылатое выражение.
С пыльцой в голове - метафора
Поскакала дуром - быстро, не подумав
Хвост радужный, блестящая, проворная - эпитеты
Воровка яиц – метафора
3 группа Описание сороки после схватки
-С каким чувством рассказывает писатель о Выскочке в этом эпизоде ( с сожалением, юмором, иронией, смеётся на дней)
-Какой художественный приём автор использует(ирония)?
Найдите глаголы и выражения с помощью которых автор чётко и ясно передаёт действия Выскочки во время схватки?
4 группа Для описания действий героев автор использует много глаголов.
Найдите глаголы и выражения с помощью которых автор чётко и ясно передаёт действия Вьюшки во время схватки?
(улучила, схватила, успела повернуться, успела ударить, поднять пыль)
Выскочка до схватки с Вьюшкой. Выскочка после схватки Какая она была до схватки?(заносчивая, гордая, храбрая, легкомысленная, вертлявая, неосторожная, ) После схватки?( жалкая, общипанная , без хвоста)
Проверка.
Взаимоценка.
Работа над пословицами
Поспешишь – людей насмешишь.
В пустой бочке много звону.
Голова без ума, что фонарь без столба.
Один якал, якал, да и заплакал.
Какая пословица, по вашему мнению, наиболее подходит к рассказу?
YI. Итог урока
-Кто главный герой рассказа?
-Можно ли сравнить поведение животного с поведением человека?
-Подумайте каждый про себя похож ли я на Выскочку?
- Хорошо ли быть таким?
- Состояние природы прослеживается в состоянии человека. Сам Пришвин говорил: «Я ведь, друзья мои пишу о природе, сам же только о людях и думаю»
-Справились ли мы с поставленными задачами?
YII. Рефлексия
Рассказ «Выскочка» ………………….
Сегодня на уроке я понял, что…………….
Мне захотелось……………...
-Я задумался на уроке……
- Мы научились, прочитав это произведение (не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак, не надо быть выскочкой)
-Вспомните какую оценку вы хотели получить в начале урока и оцените свою работу на уроке. (высказывание ребят)
-А теперь оцените работу всего класса (оценка детей)
-Что такое природа для нас? Какая главная задача перед вами? Давайте прочитаем, как об этом сказал Пришвин.
«Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице воздух, зверю лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
YIII. Дифференцированное домашнее задание
1. Составить синквейн про Вьюшку или про Выскочку.
2. Творческий пересказ от имени Вьюшки.
3 Читать рассказы М.М. Пришвина.
-Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель - глазами доброго человека.
Синквейн «Выскочка»
1 Выскочка.
2. Легкомысленная, глупая.
3. Подскакала, извернулась.
4. Да не тут-то было!
5 Где хвост?