МБОУ СОШ №38
г. Шахты
Урок литературного чтения
во 2 классе
Тема: С.А.Воронин «Храбрый клоун»
Учитель: Задорожняя О.В.
Тема: С.А.Воронин «Храбрый клоун»
Цель: познакомить детей с творчеством С.А.Воронина.
Задачи:
1)формировать навык выразительного чтения, учить находить нужный отрывок в тексте,обогащать словарный запас; 2)развивать внимание, память, речь учащихся; 3)воспитывать нравственные качества, формирование гражданской позиции.
ЛичностныеУУД:
-оценка определённых ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм;-формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Регулятивные УУД:
-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;-формирование умения прогнозировать предстоящую работу;-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
-формирование умения слушать и понимать других; -формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД:
-определение круга своего незнания; -отвечать на простые и сложные вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; -формирование умения на основе анализа делать выводы.
Оборудование: портрет С.А.Воронина, игрушки, презентация, выставка книг.
Ход урока.
I.Организационный момент.
-Давайте разговаривать . И будем выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
-Улыбнёмся друг другу и начнём урок с хорошего настроения.
-А сейчас речевая разминка.На дворе белым-бело,Ну и снегу намело!Две минуты - и с горыКатим снежные шары.
А.Кузьмин
II.Проверка домашнего задания.
-С помощью красок художник выражает свои мысли в картине. Музыкант доносит до слушателя то, что хочет сказать - звуками. А поэт? (словами)
-Какую картину А.Фет называет «чудной», «родной»? (Картину родной природы)
-Какая русская природа в его стихах? (Спокойная, притихшая, словно промёрзшая,но удивительно богата звуками, красками)
-А какое настроение в стихотворении А.Фета «Чудная картина»? (Грустное, печальное, тоскливое)
-Прочитайте нам эти строки. (Чтение стихотворения учащимися)
-Только ли такие чувства могут быть зимой у людей? (Нет. Несмотря на стужу, сильные снегопады, вьюги, метели, всё-таки, зимой – здорово. Согласны ли вы, ребята? (Ответы детей)
-У разных поэтов разное восприятие. Очень созвучно с этим стихотворением стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога». Оно очень красивое. Когда я его читаю, то перед моими глазами стоят зимние поляны, залитые серебряным лунным светом, и слышится долгая, печальная песня ямщика.
1ученик:
Александр Пушкин
«Зимняя дорога»
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска... Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне... 2ученик: -Мне нравится зима. Это очень красивое время года. Зима – волшебница. Я прочту стихотворение А.С.Пушкина, в котором особенно раскрываются зимние картины. |
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
3 ученик:
-А мне по душе «Зимнее утро». Оно веселит, бодрит и настроение поднимает. Послушайте, пожалуйста.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
4 ученик:
-Я люблю лето, но и зиму люблю тоже. Особенно нравится играть в снежки, лепить бабу снежную, в хоккей играть.
Снежки
Сколько снега возле хаты –
Ни проехать, ни пройти!
Не свернёшь его лопатой,
Чтоб дорожку разгрести.
Как кочан капусты спелой,
Под ногой хрустит снежок.
-Эй, ребята, кто там смелый?
Выходи на круг, дружок!
Хлопья пухлые снимая,
Бьём снежками наугад!
Этот бросил рукавицы,
Раз игра – никто не злится.
Перестрелке – полный ход! Тот со смехом лихо бьёт. Ближе, ближе наступаем.Снег за пазуху летит! Вот зима у нас какая:На морозе - кровь горит!
Эту радость описала Галина Василистова
Физминутка
Снежки стремительно летят,Никто не дрогнул из ребят.И вспыхнул жаркий бой,Но мы – друзья с тобой,Снежки стремительно летят.
-Вот с таким бодрым настроением приступаем к основной теме нашего урока. Но хочу напомнить вам о правильной посадке, не забывать о глазах – правильно держать учебник, будем беречь зрение.
III.Слово об авторе.
- Пришло время познакомиться с творчеством нового писателя, произведение которого мы будем читать.
Презентация.
Сергей Алексеевич Воронин родился в 1913 году 13 июля в г. Любиме, ярославской области . Сергей Алексеевич сам очень любил красоту родной земли, людей, живущих на ней, тружеников, первопроходцев. Но для детей стал писать тогда, когда стал дедушкой. Внучки просили его: «Расскажи, да расскажи!» стал рассказывать, а потом и записал то, что рассказал им. И он был так рад этому! «Лишь бы сказки эти нравились детям!» - говорил он. В 1973 году очень хороший взрослый писатель выпустил свою первую книгу, которая называлась «Рассказы и сказки». Тексты были интересны просты. А жили в них просто персонажи, о которых он и рассказывал. Ну, например, игрушки.
IV.Работа с текстом.
1.Подготовительная работа.
-У вас есть игрушки?
-А что обозначает это слово? ( Находят значение слова в толковом словаре)
-Кто они вам? (Друзья)
-Представьте своих друзей.
(Представление друзей-игрушек)
-Дети любят игрушки. Так все говорят.
Ну а разве игрушки Не любят ребят? Очень любят, Души в них не чают, Просто это не все замечают.
-А знаете, чем могут заниматься ваши друзья в ваше отсутствие? (Ответы детей)
-А от чего они грустят? (Ответы)
-А вот ещё от чего они могут грустить.
Отчего загрустили игрушки
Что случилось, скажите на милость: Отчего эта кукла в угол забилась? И сидит совершенно одна – И мрачна, и скучна, и грустна? Отчего черноглазый медведь, Как девчонка, готов зареветь? Отчего это плюшевый пёс Вдруг повесил курносый свой нос? Что случилось, скажите на милость: Может, в доме беда приключилась? Может, кто заболел тяжело? Может, кто причинил кому зло? Нет и нет!Ни беды нет, ни зла – Просто Оля учиться пошла…
2.Словарная работа.(Стр. 7)
3.Чтение сказки учителем.
4.Проверка восприятия.
-Понравилась ли вам произведение?
-Какой эпизод особенно взволновал? Почему?
5.Работа по содержанию.
а) Беседа.
-К какому жанру относится это произведение? (Сказка) -Докажите.
-Где происходят события, описанные в сказке? (В мастерской)
-Зачем женщина снова хотела из солдата сделать клоуна? Зачитать.
-Какую одежду сшил мастер для клоуна? Докажите. Каким голосом нужно читать слова клоуна? (Отчаянно)
-Что произошло, когда мастер ушёл домой? (Ответы детей)
-Что увидел мастер утром, когда пришёл в мастерскую? (Последствия боя)
б) Выборочное чтение.
-Почему мастер решил из клоуна опять сделать солдата.
-Какой новый костюм сшил мастер клоуну-солдату?
-Куда мастер его поставил?
-Найдите и выразительно прочитайте описание боя.
-Можно ли назвать главного героя смелым? Почему? (Ответы детей)
-Как ещё можно сказать о нём? Какой он?
Клоун-солдат: смелый
храбрый
герой
добрый
умеющий постоять за других
в) Вывод.
-Выбери и зачитай слова, присущие нашему герою:
благородство, злоба, бескорыстие, глупость, жестокость, злорадство, мужественность, отважность, решительность, бесстрашность, находчивость.
V.Итог урока.
-Чему учит сказка С.Воронина?
-Как бы вы вели себя на месте клоуна?
-Скажите,храбрость и мужество заключаются только в том, чтобы кого-то спасать и защищать? А в чём ещё? (Ответы детей). ( В умении признавать свои ошибки, признаваться в совершении плохого поступка и осознавать его)
-Можно отобрать у солдата саблю, одеть его клоуном, но храброе сердце у него не отнять.
VI. Выставление отметок.
VII.Домашнее задание.
1.Чтение сказки по ролям.
2.Раскрасить иллюстрации к сказке на стр.44-45 в рабочей тетради.