Урок по литературному чтению 17.11.2021
Присутствовали:
Тема: Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся русский поэт
Цель: познакомить с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; познакомить со смысловым содержанием стихотворений, помочь обучающимся эмоционально и глубоко воспринять их; развивать навык выразительного чтения, передовая интонацией настроение; развивать связную речь, мышление, внимание, память; воспитывать любовь к русской поэзии.
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин, выставка книг, аудиозапись стихотворений М.Ю. Лермонтова.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
М.Ю.Лермонтов
Ход урока
1. Организационный момент.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный.
Сегодня в классе ждет урок нас – очень важный.
2. Актуализация знаний.
- Проверка домашнего задания.
- Характеристика главных героев басни «Ворона и Лисица».
– Назовите главных героев басни.
– Дайте характеристику Вороне.
– Дайте характеристику Лисице.
3. Мотивация учебной деятельности.
- Посмотрите на доску и прочитайте, что там написано. (Великие русские писатели).
- Вам о чем-нибудь говорит эта запись? (Работаем по данному разделу)
– Когда называют великих русских поэтов, сразу после А. С. Пушкина произносят имя Михаила Юрьевича Лермонтова. Пожалуй, каждый знает эти строки:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..
– Знаете ли вы что-нибудь об этом поэте? О том, каким он был в детстве? Кто его воспитывал, что он любил, чем увлекался?
- Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока?
- Физкультминутка.
4. Усвоение новых знаний.
Родился Лермонтов в 1814 году в Москве и очень любил её. Поэт писал: «Москва – моя родина, и такою будет для меня всегда: там я родился».
Дом, где в семье офицера родился будущий поэт, не сохранился, но место это известно. Память о поэте хранит другой дом, на котором установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь в 1830–1832 гг. жил великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов». Сейчас это музей писателя.
У мальчика рано умерла мать, и его взяла к себе на воспитание бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, которая очень любила внука, дала ему хорошее
образование. У него были гувернёр-француз (толковый словарь: гувернёр – воспитатель детей, приглашённый в семью), бонна-немка (толковый словарь: бонна – воспитательница-иностранка при маленьких детях), а позднее и преподаватель-англичанин. С детства М. Ю. Лермонтов говорил по-немецки и по-французски, он был очень способным мальчиком, хорошо рисовал. Сохранились картины, написанные Лермонтовым, и его детские рисунки. Сам поэт рассказывал, что с детских лет он «разлюбил игрушки и начал мечтать. В шесть лет я уже заглядывался на закат, усеянный румяными облаками, и непонятно-сладостное чувство волновало мою душу, когда полный месяц светил в окно на мою детскую кроватку…».
– Посмотрите на стр. 141на портрет М. Ю. Лермонтова в детстве, написанный неизвестным художником. Что вы можете сказать?
– Каким вы себе представляете Лермонтова-ребёнка?
– Что в портрете заставляет обратить на себя особое внимание?
- Один из учеников знаменитого художника К. Брюллова, который часто встречал Лермонтова в детстве, писал о нём так: «…маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкой. Глаза эти с умными чёрными ресницами, делавшими их ещё глубже, производили чарующее впечатление…».
– Посмотрите на автопортрет на стр.141. Можно ли догадаться по одежде, в которой поэт изобразил себя, кем он был?
- На левом плече – бурка, длинный мохнатый плащ из козьего меха. На правом плече виден офицерский эполет, рука сжимает рукоять сабли. Да, Лермонтов был офицером и служил в армии.
- 11 июня 1840 года Лермонтов прибывает на Кавказ и принимает участие в военных действиях. Роковые события развернулись 13 июля 1841 года вечером в доме Верзилиных, где часто собиралась молодежь. Мартынов, одноклассник Лермонтова, вызвал Лермонтова на дуэль. Дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Лермонтов был убит.
- Физкультминутка.
- Работа по учебнику.
- Работа над стихотворением «Горные вершины».
- Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «горные вершины»?
- Прочитайте самостоятельно данное стихотворение. Подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении.
- Какие картины вы представили при чтении этого стихотворения?
- Раз это стихотворение, что мы должны почувствовать? (Ритм, рифму)
- Найдите рифмующиеся слова.
- Как надо читать это стихотворение? Объясните почему?
- Ребята, а какие приемы поэты используют в своих произведениях? (Метафору, олицетворение, сравнение)
- Найдите эти приемы в стихотворении. (Олицетворение – вершины спят)
- Какую музыку: печальную, грустную или веселую вы могли бы подобрать к этому стихотворению? Почему?
- А теперь давайте прочитаем это стихотворение выразительно.
- Послушайте аудиозапись стихотворения М.Ю.Лермонтова «Горные вершины». Сравните ваше чтение.
- Какую бы вы нарисовали картину к данному произведению?
- Работа над стихотворением «На севере диком стоит одиноко…»
- Рассмотрите репродукцию картины И.Шишкина на странице 145. Что вы на ней видите? Какие чувства она у вас вызывает? Почему?
- Какое название вы могли бы дать этой картине?
- А если написать стихотворение к этой репродукции, то оно будет веселое, печальное, грустное или можете предложить свой вариант.
- Послушайте стихотворение, которое называется «На севере диком стоит одиноко…». (Аудиозапись стихотворения М.Ю.Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…»)
- Подумайте, совпадают ли по настроению стихотворение М.Лермонтова и картина И.Шишкина? Чем?
- Давайте разберем слова, которые вам непонятны.
Риза – облачение, одежда священника при богослужении.
Утес – высокая скала.
- А сейчас прочитайте стихотворение.
- Физкультминутка.
5. Закрепление изученного материала.
- Для закрепления материала ответьте на вопросы литературной игры «Откройте для себя Лермонтова».
1. В каком городе родился М.Ю. Лермонтов?
А) Ясная Поляна
Б) Москва
В) Петербург
2. Назовите даты жизни М.Ю. Лермонтова.
А) 15 октября 1814 г. — 15 июля 1841 г.
Б) 21 июля 1814г. – 18 июля 1843 г.
В) 15 октября 1814 г. – 15 июля 1850 г.
3. Какие чувства вы испытали при чтении стихотворений М.Ю.Лермонтова?
А) Веселье, радость
Б) Страх
В) Печаль
6. Рефлексия. Итог урока.
- С творчеством, какого писателя знакомились сегодня на уроке?
- Что вам больше всего запомнилось из жизни поэта?
– Что вас затронуло больше всего?
– Какое стихотворение М.Ю.Лермонтова вам больше всего понравилось?
- Надеюсь, что наш урок оставит след в душе каждого присутствующего и вам наверняка захочется перелистать томик стихов поэта, прослушать романсы, положенные на его стихи, насладиться акварелью Лермонтова-художника, потому что,
Меняют русла и теченья реки,
Меняются названья городов,
А Лермонтов есть. Лермонтов навеки –
Ровесник новых и былых годов.
- М.Ю. Лермонтов прожил такую короткую жизнь, что нельзя не поразиться тем фактом, что он успел создать огромный литературный мир и стать величайшим русским поэтом. Слава Лермонтова имеет свои особенности. И стихи, и проза его, прежде всего, ставят читателя как бы перед самим собой, заставляют задуматься о себе, о своем месте в обществе, в мире, о вечности. Он побуждает душу стремиться к добру, к красоте, к жизни, глубоко осознанной, к умению противостоять бурям жизни.
7. Домашнее задание
- Выучить наизусть понравившееся стихотворение М.Ю. Лермонтова на стр. 144. У кого возникнет желание, сделайте к нему рисунок. Спасибо за урок!
4