2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный метод: слово учителя, беседа, ответы на вопросы. Прием «Загадка». Наглядный метод: использование сопровождающей презентации. | - Ребята, какое сейчас у нас с вами время года? (Весна) - Вспомните первые приметы весны. (Светит солнце, тает снег, становится немного теплее). - Какие ещё приметы весны вы знаете? (Прилёт птиц). – Да, прилёт птиц – яркая примета весны. Какие птицы прилетают к нам весной, каких вы знаете? – Молодцы, теперь я предлагаю вам отгадать загадку, и узнать о какой птице мы будем сегодня на уроке читать рассказ. Опустел домишко вдруг, Улетел жилец на юг. А весною, наконец, Возвратился к нам … -Да, совершенно верно, это скворец. Посмотрите внимательно на изображение птиц. Подумайте и скажите, на какой картинке изображен скворец? (КАРТИНКИ РАЗНЫХ ПТИЦ НА СЛАЙДЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ) - Что вы знаете об этой маленькой птичке? Она относится к перелетным, зимующим или кочующим птицам? - Как вы думаете, скворцы – это певчие птицы или нет? - Да, совершенно верно, скворцы – это перелетные певчие птицы Давайте послушаем весеннюю песенку скворца. (СЛУШАЕМ ЗВУКИ СКВОРЦА) - Ребята, а знаете ли вы авторов, которые писали именно про этих птиц? | - Весна. - Светит солнце, тает снег, становится немного теплее. - Прилёт птиц. - Грачи, скворцы, жаворонки, дрозды, зяблики, гаси, утки, чайки, горихвостки, пеночки, лесные коньки, ласточки, мухоловки, соловьи, стрижи, иволги. - Скворец. Выбирают из предложенного перечня птиц в картинках картинку скворца. - Это перелетные, певчие птицы, которые живут в скворечниках. Слушают звуки, которые издают скворцы. Испытывают затруднения при ответе на вопрос учителя. | Ф | Интерактивная доска (сопровождающая презентация). | Контроль со стороны учителя. | - | К– демонстрируют умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Демонстрируют осознание важности бережного отношения к природе. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения (постановка цели, составление плана урока) | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | Словесный метод: слово учителя, беседа. Практический метод: работа с рабочими листами – определение темы, формулировка цели и составление плана урока. Наглядный метод: использование сопровождающей презентации и рабочих листов. | - Попробуем разгадать шифр, чтобы узнать имя автора, который написал очень интересный рассказ об этой птичке. - Итак, мы знаем название птицы, автора произведения. Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока. - Молодцы. Тема нашего урока: «Рассказ А. И. Куприна «Скворцы»». - Ребята, посмотрите, у вас на партах лежат рабочие листы, найдите их..Мы с вами сегодня весь урок будем работать в этих рабочих листах. Подпишите их. Поставьте сегодняшнюю дату, сегодня у нас с вами 7 марта, запишите тему, которую мы с вами только что определили. - Чтобы наш урок прошел успешно, сформулируем цель урока, Вам нужно выполнить задание №1 на рабочих листах - вставить пропущенные слова в предложение. - Совершенно верно, сегодня мы с вами узнаем об интересных фактах из жизни писателя, прочитаем рассказ А. И. Куприна «Скворцы». - Молодцы, ребята. Для того, чтобы достичь цели урока, нам нужен план. Пункты плана перепутались, вам необходимо выполнить задание №2 в рабочем листе - восстановить последовательность пунктов плана, поставив цифры в нужном порядке. (План урока: 1) узнать об авторе рассказа «Скворцы» – А. И. Куприне; 2) прочитать рассказ А. И. Куприна «Скворцы»; 3) выполнить задания по теме; 4) оценить свою деятельность на уроке). - Молодцы, к плану мы с вами будем возвращаться по ходу урока и отмечать выполненные пункты галочкой. | - А.И.Куприн. - Рассказ А. И. Куприна «Скворцы». Подписывают рабочие листы, ставят дату, записывают тему урока. - Узнать об интересных фактах из жизни писателя, прочитать рассказ А. И. Куприна «Скворцы». - План урока: 1) узнать об авторе рассказа «Скворцы» – А. И. Куприне; 2) прочитать рассказ А. И. Куприна «Скворцы»; 3) выполнить задания по теме; 4) оценить свою деятельность на уроке. | Ф, И (работа с рабочими листами). | Интерактивная доска (сопровождающая презентация), раздаточный материал (рабочие листы). | Контроль со стороны учителя. | - | Р - демонстрируют умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | - |
5. Этап реализации построенного проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Словесный метод: слово учителя, беседа, чтение и прослушивание отрывков рассказа. Практический метод: работа с рабочими листами – выполнение заданий. Наглядный метод: использование сопровождающей презентации и рабочих листов. | - Послушайте небольшое сообщение об Александре Ивановиче Куприне.. и подготовьте ответы на вопросы: 1.Кем работал писатель, прежде чем стал писателем? 2.Сколько профессий освоил писатель? 3.Какие произведения для детей написал А.И. Куприн? Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 года в Пензенской губернии в небогатой семье мелкого чиновника. Перед тем как стать писателем, Александр Иванович Куприн успел освоить множество профессий: он работал в цирке и рекламном агентстве, был актёром, журналистом, учителем, землемером, рыбаком. Всего за свою жизнь Куприн сменил около 20 профессий. Он очень любил животных: в его доме жили собаки, кошки, обезьянка Марья Ивановна. На даче писатель держал кроликов, уток, гусей, телёнка, куриц, поросёнка, козу. Куприн наблюдал за повадками животных и описывал их в рассказах для детей: «Барбос и Жулька», «Ю-ю», «Скворцы», «Сапсан», «Слон». А еще он писал о жизни детей «Чудесный доктор», «Бонза», « Белый пудель», «Тапер». - Ребята, я надеюсь, что вы меня внимательно слушали и готовы ответить на вопросы. 1.Кем работал писатель, прежде чем стал писателем? 2.Сколько профессий освоил писатель? 3.Какие произведения для детей написал А.И. Куприн? - Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Отметьте в рабочем листе нужный пункт плана. - Перейдем ко 2 пункту нашего плана – прочитаем произведение Александра Куприна «Скворцы», чтобы обогатить наши знания новой информацией об этой необычной птичке. - Ребята, перед тем, как мы с вами приступим к чтению, давайте вспомним, что такое рассказ. Выберите правильный вариант ответа. (Рассказ — это повествовательное произведение небольшого объёма с ограниченным количеством действующих лиц, в котором обычно разворачивается одна сюжетная линия) В конце занятия вы должны будете доказать, что текст, который мы прочитали – это рассказ. - Для того, чтобы не допускать ошибок при чтении текста, поработаем с незнакомыми словами. - Найдите у себя на рабочем листе выноску под названием «Словарная работа», давайте прочитаем, что же значит каждое слово. - Молодцы. - Перед вами на партах лежат тексты произведения. Мы с вами будем и слушать аудиозапись отрывков из текста, и читать рассказ, поэтому будьте внимательны, следите за чтением, чтобы правильно выполнить задания и ответить на вопросы. Послушайте первую часть текста. - Подумайте, как бы вы ее озаглавили. - Назовите признаки весны, о которых говорится в данном фрагменте? АУДИОЗАПИСЬ - Как мы с вами можем озаглавить эту часть произведения? (Март/середина марта/описание природы) - Найдите задание под номером 4 и соотнесите то название с 1 частью, которое считаете самым подходящим. - Кто готов назвать признаки весны, о которых говорится в данном фрагменте? - Прочитаем 2 часть текста и подумаем, какое название можно дать этому отрывку. При чтении обратите внимание, какие опасности могут быть на пути у скворцов при перелете. ЧТЕНИЕ - Как мы с вами можем озаглавить эту часть произведения? (Приключения и опасности на пути перелетных птиц) - Назовите опасности, которые могут подстерегать перелетных птиц при перелете? - Ребята, а как вы думаете, что же является счастьем для птиц во время опасности? - Хорошо, давайте послушаем с вами еще один отрывок и узнаем, что же на самом деле для них является счастьем в трудные моменты перелета. АУДИОЗАПИСЬ - Что же все-таки является счастьем для птиц во время опасности при перелете? Найдите в тексте и прочитайте ответ на этот вопрос. - Как мы с вами можем озаглавить эту часть произведения? (Счастье для птиц/морское судно – спасение для перелетных птиц) - Ребята, а знаете ли вы, как называются домики, которые люди строят для скворцов? - Как вы думаете, сразу ли заселяются скворцы в эти домики? Предположите, что или кто может помешать? - Прочитаем отрывок из рассказа и найдем ответ на этот вопрос. ЧТЕНИЕ - Кто же может помешать заселиться скворцам в их домики? - Почему автор называет воробья удивительной птицей? Что его удивляет в поведении воробьев? - Как мы можем озаглавить с вами этот фрагмент? (Воробей – удивительная птица/новый житель скворечника). - Ребята, послушайте еще один фрагмент рассказа. Подумайте, какое название ему можно дать. И придумайте один вопрос, который вы бы хотели задать своим одноклассникам по содержанию этого отрывка. АУДИОЗАПИСЬ - Кто желает задать свой вопрос по отрывку рассказа своим одноклассникам? Можете посовещаться со своим соседом по парте и задать общий вопрос. - Какое название мы можем дать этому фрагменту? (Выселение воробьев/долгожданное заселение скворцов/жизнь скворцов после прилета). - Ребята, а как вы понимаете поговорку «Кто рано встал, тот не потерял». - Предлагаю прочитать следующую часть рассказа и посмотреть, почему автор решил включить данную поговорку в свой рассказ. ЧТЕНИЕ - Ребята, для чего же данная поговорка в рассказе? - Почему автор считает, что за скворцами лучше наблюдать рано утром? Найдите в тексте и прочитайте предложение, которое отвечает на этот вопрос. - Как мы можем озаглавить данный фрагмент рассказа? (Наблюдение за скворцами). - Ребята, послушайте аудиозапись и ответьте на вопрос: как проходят месяцы жизни скворцов в родных краях? АУДИОЗАПИСЬ - Кто готов ответить, как же проходят месяцы жизни скворцов в родных краях? - Как мы можем с вами озаглавить данную часть рассказа? (Жизнь скворцов до первых холодов/скворцы до перелета на юг). - Молодцы, выделите последнее название в плане рассказа. - Какой пункт плана мы с вами только что выполнили? - Отметьте его галочкой. | Слушают сообщение об А.И.Куприне. - Он работал в цирке и рекламном агентстве, был актёром, журналистом, учителем, землемером, рыбаком. - Писатель освоил 20 профессий. - «Барбос и Жулька», «Ю-ю», «Скворцы», «Сапсан», «Слон», «Чудесный доктор», «Бонза», « Белый пудель», «Тапер». Отмечают выполнение 1 пункта плана. - Рассказ — это повествовательное произведение небольшого объёма с ограниченным количеством действующих лиц, в котором обычно разворачивается одна сюжетная линия. Читают слова и их значения. Слушают - Март/середина марта/описание природы. - Снег ещё лежал сугробами в глубоких лесах и в тенистых оврагах, но на полях осел, стал рыхлым и тёмным, и из-под него кое-где большими плешинами показалась чёрная, жирная, парившаяся на солнце земля. Берёзовые почки набухли. Барашки на вербах из белых стали жёлтыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива. Пчёлы вылетали из ульев за первым взятком. На лесных полянах робко показались первые подснежники. Читают. - Приключения и опасности на пути перелетных птиц. - Дожди, бури, плотные туманы, градовые тучи, хищные птицы, выстрелы жадных охотников. Предполагают. Слушают. - Счастие для птиц, если встретится им в эти ужасные минуты морское судно. - Счастье для птиц/морское судно – спасение для перелетных птиц. - Скворечники. - Да/нет. Предполагают. Читают. - Воробьи. - Проведёт он всю зиму нахохлившись под застрехой или в глубине густой ели, питаясь тем, что найдёт на дороге, а чуть весна — лезет в чужое гнездо, что поближе к дому, — в скворечье или ласточкино. - Воробей – удивительная птица/новый житель скворечника. Слушают. - Вопросы одноклассникам. - Выселение воробьев/долгожданное заселение скворцов/жизнь скворцов после прилета. - Если рано встать, то ты ничего не потеряешь, а можешь оказаться даже в плюсе и получить для себя какую-то выгоду. Читают. - Автор, включил эту поговорку в рассказ для того, чтобы донести до читателей, что самое прекрасное время, когда можно наблюдать за скворцами – утро, поэтому, если рано вставать, то можно понаблюдать за этими птицами. - Если вы по утрам, каждый день, будете сидеть тихо, без резких движений где-нибудь в саду или в огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко. И настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники, которые всегда располагаются отверстием на восток. Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже рассеялись на высоких ветках и начали свой концерт. - Наблюдение за скворцами. Слушают. - В мае у скворцов появляются птенцы, в июле они уже становятся самостоятельными, а с наступлением холодов обратно улетают на юг. - Жизнь скворцов до первых холодов/скворцы до перелета на юг. Выделяют. - Прочитали рассказ. Отмечают. | Ф | Интерактивная доска (сопровождающая презентация), раздаточный материал (рабочие листы). | Контроль со стороны учителя, самопроверка/самоконтроль. | Имеют представления об интересных фактах из жизни А. И. Куприна, своеобразии его творчества посредством работы с текстом рассказа «Скворцы»; выделяют в рассказе ключевые слова, описывающие жизнь перелетных птиц - скворцов; составляют совместно с учителем план прочитанного рассказа. | П–демонстрируют умение находить в предложенном источнике (тексте произведения А. И. Куприна «Скворцы») информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму. К– демонстрируют умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Демонстрируют осознание важности бережного отношения к природе. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Способствовать усвоению учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Словесный метод: слово учителя, беседа. Практический метод: игра-физкультминутка «Верно - неверно». | - Ребята, предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру, которая называется «Верно – неверно». Давайте встанем из-за парт. - Послушайте внимательно правила игры. Я вам буду называть утверждения, связанные с содержанием рассказа. Если утверждение будет верное – предлагаю вам поднять руки вверх и сделать вид, как будто вы тянитесь к солнцу, а если утверждение будет неверное – сделать полуприсед. Всем понятны правила игры? - Отлично, тогда давайте начнем: Вначале произведения говориться о таком прекрасном времени года, как лето (неверно). Скворец – это птица, прилета которой с нетерпением ждали все (верно). На пути у перелетных птиц обычно случается много приключений и опасностей (верно). Скворечники обычно строят и вывешивают на деревья исключительно для воробьев (неверно). Счастьем для перелетных птиц является встреча с морским судном (верно). - Молодцы, ребята, присаживайтесь на свои места, не забывайте о правильной посадке. | Встают из-за парт. Слушают правила игры. - Да/нет. Делают полуприсед. Встают на носочки и тянутся вверх. Встают на носочки и тянутся вверх. Делают полуприсед. Встают на носочки и тянутся вверх. Садятся на места. | Ф | - | Контроль со стороны учителя. | Имеют представления об интересных фактах из жизни А. И. Куприна, своеобразии его творчества посредством работы с текстом рассказа «Скворцы»; выделяют в рассказе ключевые слова, описывающие жизнь перелетных птиц - скворцов; составляют совместно с учителем план прочитанного рассказа. | П - демонстрируют умение находить в предложенном источнике (тексте произведения А. И. Куприна «Скворцы») информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму. К - демонстрируют умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Демонстрируют осознание важности бережного отношения к природе. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. | Словесный метод: слово учителя, беседа. Практический метод: работа с рабочими листами – выполнение самостоятельной работы. Наглядный метод: использование сопровождающей презентации и рабочих листов. | - Ребята я предлагаю проверить, как хорошо вы усвоили сегодняшнюю тему урока и выполнить самостоятельную работу. Найдите в своих рабочих листах задание под названием «Проверь свои знания» и решите тест из 5 вопросов. Выделите верные варианты ответов из предложенных. 1. Жанр произведения «Скворцы» а) рассказ б) стихотворение в) сказка 2. Автор этого произведения а) К. Паустовский б) Б. Житков в) А. Куприн 3. В каком месяце начинается действие рассказа? А) В марте Б) В апреле В) В мае 4. Где ищут приюта птицы, пролетая над морем? А) На морских суднах Б) На маленьких островах В) На прибрежных маяках 5. Сколько скворечников в этом году повешено в саду? А) Два Б) Пять В) Двенадцать - Вижу, что все уже завершили выполнять самостоятельную работу, предлагаю обменяться с соседом по парте своими работами и проверить друг друга. (ОТВЕТЫ НА СЛАЙДЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ). Поставьте плюс, если ответ верный, минус – неверный. - У кого выполнено все верно? Поднимите руку. Критерии - Замечательно, я очень рада. - Вернемся к плану нашего рассказа. Подготовьте с опорой на план пересказ одной из частей текста. (Отметка за пересказ). | Выполняют самостоятельную работу. Обмениваются работами с соседом по парте и проверяют работы друг друга. Поднимают руки. | Ф, И | Интерактивная доска (сопровождающая презентация), раздаточный материал (рабочие листы). | Контроль со стороны учителя, взаимопроверка/взаимоконтроль. | Имеют представления об интересных фактах из жизни А. И. Куприна, своеобразии его творчества посредством работы с текстом рассказа «Скворцы»; выделяют в рассказе ключевые слова, описывающие жизнь перелетных птиц - скворцов; составляют совместно с учителем план прочитанного рассказа. | П - демонстрируют умение находить в предложенном источнике (тексте произведения А. И. Куприна «Скворцы») информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму. К - демонстрируют умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Демонстрируют осознание важности бережного отношения к природе. |
8. Этап включения в систему знания и повторения | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания. | Словесный метод: слово учителя, беседа. Наглядный метод: использование сопровождающей презентации и рабочих листов. | - Ребята, наш с вами урок подходит к концу. Давайте с вами вернемся к цели. Получилось ли нам ее достичь? Что мы с вами сегодня узнали? - Ребята, как вы думаете, для чего Александр Иванович Куприн написал данный рассказ? Почему рассказ называется «Скворцы»? Какое название вы бы предложили для этого текста? Что помог понять нам и увидеть писатель? Что нового вы узнали об этой птице? К чему призывает нас писатель в этом рассказе? - Как вы думаете, почему так важно бережно относиться к природе?(Бережное отношение к природе важно, потому что человек и природа неразрывно связаны. От состояния окружающей среды напрямую зависит наше благополучие и здоровье. Красота природы и её спокойствие могут быть источниками вдохновения и наслаждения. Они могут быть способом снять стресс и улучшить настроение (в случае со скворцами, которые являются певчими птицами)) - Хорошо. - Давайте обратимся к плану нашего урока? Какие пункты мы с вами выполнили и можем отметить? - А что осталось нам с вами сделать? - Да, совершенно верно. | - Да. - Мы узнали об А.И.Куприне и прочитали его рассказ «Скворцы». - Александр Иванович Куприн написал рассказ «Скворцы», чтобы показать своё отношение к природе и птицам. Он хотел передать читателям свою любовь и показать, что без птиц жизнь на планете была бы скучна. Также автор хотел научить людей беречь природу и видеть её красоту. - Бережное отношение к природе важно, потому что человек и природа неразрывно связаны. От состояния окружающей среды напрямую зависит наше благополучие и здоровье. Красота природы и её спокойствие могут быть источниками вдохновения и наслаждения. Они могут быть способом снять стресс и улучшить настроение (в случае со скворцами, которые являются певчими птицами). - 3 пункт. - Оценить свою деятельность на уроке. | Ф | Интерактивная доска (сопровождающая презентация). | Контроль со стороны учителя. | Имеют представления об интересных фактах из жизни А. И. Куприна, своеобразии его творчества посредством работы с текстом рассказа «Скворцы»; выделяют в рассказе ключевые слова, описывающие жизнь перелетных птиц - скворцов; составляют совместно с учителем план прочитанного рассказа. | К - демонстрируют умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Демонстрируют осознание важности бережного отношения к природе, осознания проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературном произведении А. И. Куприна «Скворцы». |