СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению во 2 классе на тему: "А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урока: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению во 2 классе на тему: "А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке"»

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»


Тип урока: изучение нового материала.



Цель урока: знакомство со сказками А.С. Пушкина, изучение произведения «Сказка о рыбаке и рыбке».


Задачи урока:

Образовательные: учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию произведения, называть отдельные фразы и слова из текста, описывать характеристику героев и мотивы их поступков.


Воспитательные: воспитание чувства любви к творчеству А.С. Пушкина, создать условия для воспитания непримиримого отношения к корысти, жадности, хитрости.


Развивающие: развить навыки выразительного чтения, устную речь, память мыслительные навыки, воображение, умение анализировать произведение, обогатить словарный запас.



Формы работы, используемые на уроке: фронтальная, в парах.


Оборудование: учебник, карточки с заданиями, карандаши/фломастеры, конверт.


Ресурсы: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова 2 класс 1 часть (стр.100-101)
















Ход урока

1. Организационный момент


Здравствуйте, меня зовут Елена Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Давайте проверим, все ли необходимое есть у вас на партах! Нам понадобится учебник. Итак, начнем наш урок.


2. Актуализация знаний

Цель: проверить усвоение материала предыдущего урока.

- На прошлом уроке вы познакомились с биографией и творчеством великого русского писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина. Давайте вспомним некоторые факты из его биографии:

1) Где родился А.С. Пушкин? (Москва), в каком году? (1799)

2) Кто ему рассказывал сказки в детстве? (Няня Арина Родионовна)

3) Любимое время года поэта? (Осень)

4) Какое первое слово в названиях всех сказок Пушкина? (Сказка)

5) Скажите, любите ли вы читать сказки? Почему? (Сказки любят читать дети и взрослые, в сказках есть волшебные герои, сказки учат мудрости, всегда добро побеждает зло)

5) Какие сказки А.С.Пушкина вам известны? (“Сказка о попе и работнике Балде”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне…”, “Сказка о рыбаке и рыбке”)

6) Сколько их? (5)

7) Назовите сказку Пушкина, в которой он не дал имен своим главным героям. (“Сказка о рыбаке и рыбке” – старик и старуха.)

3. Вступительная беседа

Цель: подвести детей к формулированию темы урока

В мире много сказок -

грустных и смешных.

И прожить на свете

нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться.

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке: «Заходи!»


Сегодня мы будем работать с одной из сказок Пушкина. Угадайте, как она называется?

Он в землянке жил тридцать три года,

И рыбачить ходил в любую погоду.

Да бранила его жена-старуха открыто

За разбитое, негодное корыто.

Он с владычицей морскою вёл беседу,

И исполнила она три желания деда.

А когда рассердилась, взбунтовалась —

Море синее почернело, взволновалось.

Назови мне скорей с улыбкой!

— Это сказка о … .

(Рыбаке и рыбке)



4. Словарная работа


Цель: расширить словарный запас детей, разъяснить значение устаревших слов.

Давайте посмотрим, знаете ли вы значения этих слов:

  • ветхая землянка- старый дом, вырытый в земле;

  • корыто – большой продолговатый сосуд для стирки белья;

  • невод – большая рыболовная сеть;

  • кликать – звать;

  • тина – скопление водорослей в воде;

  • откуп – плата;

  • корысть - выгода, польза;

  • бранится – ругается;

  • чупрун – чуб;

  • душегрейка – верхняя женская одежда;

  • простофиля - глупый, несообразительный человек;

  • пуще- больше.





5. Первичное восприятие текста



Цель: познакомить с сюжетом и героями произведения.



Откройте учебник на странице 30. Я буду читать текст, а ваша задача- внимательно слушать. (учитель читает 1 часть сказки). Итак, ребята, ответьте мне на вопросы:

  1. -Где жили старик со старухой? (в землянке)

  2. -Чем занимался старик? (ловил неводом рыбу)

  3. - Что делала старуха? (пряла пряжу)

  4. - Сколько лет жил старик со старухой? (33 года)

  5. - Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)

  6. - Что происходило каждый раз? (не мог поймать рыбу)

  7. - Почему старик отпустил рыбку? (ему стало жалко рыбку)

Как вы думаете, что произошло дальше? (ответы детей)

Давайте продолжим читать и узнаем, оправдались ли ваши предположения!

(Продолжение чтения текста (части 2-7) учениками (по выбору учителя)).



6. Физкультминутка

Цель: обеспечить физическую и эмоциональную разгрузку


Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)


7. Вторичное восприятие текста


Цель: ознакомление с сюжетом и героями произведения.



А вот следующие части сказки мы прочитаем по ролям (Ч. 8-11). Давайте определимся, какая роль кому достанется! Выбираются дети для чтения по ролям, а все остальные следят по тексту.

8. Проверка


Цель: провести анализ прочитанного с целью проверки усвоения материала.



А сейчас проверим, внимательно ли вы слушали сказку.

Расскажите, в каком порядке старуха высказывала свои желания:


  1. Попросила избу.

  2. Захотела быть владычицей морскою.

  3. Попросила корыто.

  4. Желает быть столбовой дворянкой.

  5. Хочет быть царицей.


- Какой старик по характеру? (Мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный, вежливый, трусливый.)

- Какой представляете рыбку?

- Почему рыбка выполняла все просьбы старика?

- Как меняется море в ходе сказки? (Море слегка разыгралось; помутилось синее море; неспокойное синее море; почернело синее море; на море черная буря.)

- Как была наказана старуха за свою жадность? (Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение "остаться у разбитого корыта" до сих пор употребляется в речи.)

- Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.)

- Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?

- Случается ли такое в жизни? (В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком).



9. Итог урока


Цель: зафиксировать новое содержание урока.


  1. Кто автор произведения, которое мы прочитали на уроке? (А.С. Пушкин)

  2. Почему это произведение сказка? (Есть волшебство, золотая рыбка разговаривает, выполняет желания старухи)

  3. Понравилась ли вам сказка?

  4. Какая часть сказки показалась вам самой интересной?

  5. Как можно было по-другому назвать эту сказку? (Морская сказка, Золотая рыбка, Три желания)

  6. Чему нас научила эта сказка?

  7. Как могли бы развиваться события дальше? (предположения детей)

Если вам сегодня было интересно на уроке- хлопните в ладоши.




10. Творческая работа

Цель: развитие творческих способностей.


Задание 1. Восстанови цепочку:




Задание 2.


Задание. К каким персонажам сказки подходит каждая из пословиц? (Покажи с помощью стрелок) Выучи наизусть 2 пословицы.


СТАРИК СТАРУХА


Много хочешь, да мало получишь.

Не умел характер проявить, тебе и битому быть.

Ненасытному всё мало.

Кто жадный бывает, тот всё потеряет.

Кто не умеет за себя постоять, того все обижают.

Много желать – добра не видать.

Много захочешь – последнее потеряешь.

Жадность всякому горю начало.



Задание 3.


Помните в начале урока я вам говорила о сюрпризе от одного из наших главных героев. Так вот какой сюрприз вам приготовила золотая рыбка


- А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?


-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?


- Ребята, у каждого из вас на парте лежит картинка с изображением золотой рыбки я предлагаю вам на обратной стороне написать ваше желание.


(все желания кладутся в конверт и передаются золотой рыбке).



11. Домашнее задание


Ответить на вопросы к сказке в учебнике. По желанию к любому отрывку из сказки нарисовать рисунок.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!