СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе. М.С.Лесков "Левша".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по произведению Лескова "Левша" для 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе. М.С.Лесков "Левша".»

Муниципальное общеобразовательной учреждение МОУ СОШ «Образовательный центр» г.Зуевка Кировской области























Урок литературы в 7 классе

Тема: «Загадка русского левши»











Автор-составитель

учитель литературы

Т.Н.Ворончихина





Зуевка 2011

Тема урока: Загадка русского Левши.



Цели занятия:

обучающие: дать первичные представления об образе русского левши в произведении Лескова «Левша»;познакомить с фундаментальными понятиями позиция и роль.

Развивающие: развивать умение заполнять схемы, умение сформировать и высказать свою позицию относительно обсуждаемого вопроса.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой народ и свою родину

Слайд 1

Добрый день, ребята! Всех нас сидящих в этой классной комнате объединяет одно – мы люди. Каждый из нас занимает свое определенное место в этом мире, играет свою роль. Искусство, живопись, кино, телевидение прочно заняли свое место вокруг нас. Но есть еще одна составляющая мира, которая помогает нам осознать самого себя и свои взгляды на жизнь.

Слайд 2

Литература – небольшой, но удивительный мир – в который погружаешься и забываешь обо всем: о заботах и проблемах, о бедах и горестях обыденной жизни. Почему?

Да потому что удивительное свойство ее – образность – увлекает и дарит простор человеческому воображению.

Литература как искусство слова дает нам, простым читателям, возможность окунуться в мир прошлого, настоящего и будущего. Герои прочитанных книг, их поступки, желания, мечты вызывают у нас живой интерес. С кем-то из них нам хочется побеседовать и даже подружиться, кого-то хочется наказать за ужасные на наш взгляд деяния, в кого-то из героев мы просто влюблены и готовы встречаться с ними еще и еще, возвращаясь к любимым строчкам произведения.

Именно благодаря литературе и формируются наши взгляды, наше мировоззрение, наша жизненная позиция.

Слайд 3

Я приглашаю вас отправиться в удивительное путешествие

А без чего невозможно совершить путешествие?

Я согласна с вашими ответами.

Но еще я добавлю, что путешествие невозможно, без карты-путеводителя, надежного спутника и, конечно же, без цели.

Слайд 3

Карта-путеводитель перед вами под названием «Загадка русского Левши».

Посмотрите на обложку. Из скольких этапов будет состоять наше путешествие? Чем начнется? Какой этап будет завершающим?

Слайд 4

Мы будем заполнять карту в течение урока. Она поможет нам проследить движение нашей мысли, осмыслить понятия и события произведения, сделать верные выводы по прочитанному. Карта необходима: чтобы запомнить большой объем информации, ее необходимо сворачивать, чтобы потом вы могли вернуться к ней вновь и все осознать.

Слайд 5

Надежным спутником вашим будет являться автор созданного произведения. Это Николай Семенович Лесков и, конечно, я.

Ну а чтобы отправиться в путешествие осталось определиться с целью.

Слайд 6

Посмотрите на экран:

Давайте определим цели нашего урока. Из разных вариантов вы должны выбрать одну, необходимую нам.

Повторить ….. особенности жанра сказки и сказа

Слайд 7.

Исследовать ……..жанровое своеобразие СКАЗА и приемы изображения героев.

Слайд 8.

Сделать вывод ……о значимости создания Левши для русского народа.

Слайд 9.

Давайте еще раз озвучим цели нашего урока!



Я как ваш помощник приглашаю вас открыть первую страницу путеводителя.

Слайд 10.

Она называется так: «Загляните в словарь!». Перед вами фрагменты словарных статей толкового словаря С.И.Ожегова. Какие это слова?

Роль и позиция.

Прочитайте значения слова роль. Какое из них необходимо нам?



Выберите из всех значений слова «позиция» то, которое необходимо нам для разговора.

Слайд 11.

Мы можем выполнять в жизни разные роли. Какие, например?

Но кем бы мы ни били, какую бы роль не играли, по определенным вопросам у нас складывается своя позиция.

А почему у вас в схеме стоит многоточие?

Как вы думаете, в какой роли вы сегодня будете выступать?

Слайд 12.

Сделайте правильный выбор:

-читатель

-исследователь

-мыслитель



В течение урока выполняя роль читателя, исследователя, мыслителя, мы попытаемся проследить, как формируется наша жизненная позиция на примере рассмотрения одного из литературных произведений.

Слайд 13.

Уважаемые читатели, я предлагаю вам перевернуть страницу путеводителя.

Название ее звучит так: Эпоха и автор.

Скажите, а связаны ли эти два понятия?

Какая эпоха изображена в произведении?

Эпоха 19 века. То есть, чтобы понять, как происходили события, нам нужно отправиться почти на 200 лет назад. Давайте посмотрим, похожа ли она на современную эпоху?

Слайд 14.

Россия первой половины 19 века. Широкие деревенские просторы, крестьянские хаты, покрытые соломой, убогий деревенский быт, большие семьи. Люди в основном безграмотны, одежда проста и незамысловата: кафтан, рубашка и лапти, а порой бедным приходилось ходить и босиком, несмотря на погоду. Тяжелая крепостная работа. Но и в таких условиях среди русского народа нередко рождались таланты, покорявшие весь мир.

В то время и жил Николай Семенович Лесков.

Слайд 15.

Николай Семенович Лесков в совершенстве обладал редким даром вдумчивой и зоркой любви и способностью глубоко чувствовать и понимать человека. Он любил Русь, всю, какова она есть, со всеми нелепостями её древнего быта, любил затрепанный чиновниками полуголодный, полупьяный народ и вполне искренне считал его “способным ко всем добродетелям”, но он любил всё это, не закрывая глаз…считал его способным совершить чудо.

Во многом помогало ему то, что в течение жизни по долгу службы ему приходилось много путешествовать по России и своими глазами видеть трудную жизнь русского народа, представители которого и становились впоследствии героями его книг. Так получилось и с Левшой.

Слайд 16.

Посмотрите на схему: Какие роли Лесков выполнял в течение жизни?

Позиция Лескова формируется под влиянием взгляда на жизнь. В чем она заключалась?

вера в русский народ.

Слайд 17.

Итак, скажите, как связаны эти два понятия: эпоха и время?

Подумайте, пожалуйста, и поставьте стрелочку от одного понятия к другому. Что из них определяет другое?

Конечно же, эпоха. Эпоха определяет темы произведения. Определяет взгляды писателя, его мировоззрение.

А мы переходим к следующей странице нашего путеводителя.

Она называется?

Загадка жанра

Перед нами стоит проблемный вопрос: определить, к какому жанру относится «Левша»

Когда необходимо сравнить два понятия, хорошо использовать таблицу. Она перед вами – в ней отмечены сходства и различия двух жанров. Какие это жанры?

Слайд 18.

Ваша задача – поработать в паре и определить, к какому жанру относится жанр произведения Н.С.Лескова.

работа в парах.

Назовите сходства этих двух жанров.

А сейчас отличия.

Какой вывод вы сделали? Запишите его вместо многоточия.

Выведение слова!!!!!!!

Наше путешествие продолжается, и мы переходим к следующей странице.

Слайд 19.

«История в лицах».

Каких героев сказа вы видите?

Александр Павлович

Николай Павлович

донской казак Платов.

Как вы думаете, это реальные исторические персонажи?

А для чего они введены автором в текст?

Давайте понаблюдаем, а как эти реальные люди относятся к простому народу?

перед вами фразы, взятые из текста. Ваша задача – определить, какая из них относится к каждому из героев. Докажите свое мнение содержанием текста. Для этого достаньте из своей рабочей папки листы желтого цвета. Подберите необходимую цитату и приготовьтесь ее озвучивать.

«…Мы, русские, со своим значением никуда не годимся».

«У нас дома свое не хуже…»

« Я знаю, что мои русские люди меня не обманут»

Слайд 20.

Я предлагаю вам сравнить роли и позиции названных героев.

Давайте посмотрим на схемы, расположенные над иллюстрациями. Почему я объединила первых двух героев стрелочкой?

Какую роль они играют? одну и ту же. Запишите напротив слова роль влево - одна

Играя одну и ту же роль, эти императоры, имеют какие позиции? Разные

Запишите это напротив слова позиция в правом столбике (разные)

Давайте сравним следующих двух персонажей. Нашли вторую круглую скобки. Кто это будет у нас?

Заполняем: Роли у них - ……

Позиция - ………….

Давайте сделаем вывод:

Ваша роль на сегодняшнем уроке? (читатель)

запишите в пустой круг справа. Каково ваше мнение по этому вопросу?

Верите ли вы в Россию? Запишите в пустой квадрат.

Озвучьте вашу позицию.

Наше мнение и мнение Николая Первого, а также генерала Платова действительно подтверждает главный герой сказа – косой левша.

Слайд 21.

Я приглашаю вас открыть следующую страницу-

«Загадка главного героя»

Кто находится в центре этой страницы?

Левша – главный герой произведения.

Сегодня мы рассмотрим первые три составляющие образа Левши.

Что о нем как о человеке дается в тексте? Я предлагаю вам поработать со следующее схемой: в ней даны три составляющих образа левши. Прочтем их.

Давайте попробуем с помощью символов раскрыть эти составляющие.

Для этого мы разделимся на команды: Каждый, кто сидит на первом ряду –работает с текстом, чтобы выбрать то, что относится к внешности героя.

Каждый, кто сидит на втором ряду – работая с текстом, выбирает то, что относится к его образованию.

Ну и соответственно, третий ряд - вы работаете с текстом, рассматривая происхождение героя.

Перед вами стрелочки. Я попрошу вас записать с помощью символов, слов или картинок, как вы себе представляете внешность, образование. Происхождение героя. Какие ассоциации у вас при этом возникают. Работаем индивидуально.

На выполнение работы у вас ……минут.

Слайд 22.

Итак, что вы можете сказать о внешности героя.

Слайд 23.

Что вы можете сказать об образовании героя. На чем оно основано?

Подтвердите текстом.

Ну и давайте посмотрим на третью составляющую.

Слайд 24.

Откуда родом наш герой? Какие ассоциации у вас возникают с этим словом. Нарисуйте.

Слайд 25, 26

Давайте подтвердим текстом.

Так почему же этот человек стал главным героем произведения? Что он такого совершил?

Слайд 27

Он сотворил «посрамительную работу для англичан» - подковал стальную блоху.



образование





внешность

откуда он родом?



левша











Вспомните фразу Левши, который произносит в чужой земле:

«Это правда, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданы». О чем она?

О том, что несмотря на свою необразованность, русский народ способен сотворить чудо, и все это не корысти ради, а для того чтобы доказать талант свой, ради подтверждения веры в Россию.

Скажите, а это все характеристики главного героя? Конечно, нет. Рас крыть другие грани характера героя вам помогут следующие уроки по произведению.

Слайд 28.

Давайте вспомним, какую роль мы сегодня выполняли на уроке?

А для чего нам нужна роль мыслителя?

Чтобы сформировать свою позицию о прочитанном и услышанном.

А сейчас вернитесь к обложке нашей книги.

Чего здесь не хватает?

Иллюстрации.

Выберите из трех предложенных иллюстраций одну в вашей рабочей папке ту, которая, по вашему мнению, соответствует образу главного героя и приклейте ее на обложку

Чем же для каждого из вас стал Левша, этот герой, имени которого мы не знаем, да и прозвище его пишется с маленькой буквы?

Слайд 29.



Посмотрите на экран.

Запишите ваш выбор под иллюстрацией на обложке.

Это и будет наша жизненная позиция.

И в заключение хочу сказать, что ваша карта – путеводитель по сказу Лескова не закончена. Почему? Да потому что вам предстоит на следующих уроках продолжить исследование мира произведения Лескова и его удивительного героя. Чтобы вы смогли записать свои впечатления, свое мнение по поводу событий, поведения героев, с которыми вы сегодня познакомились, я оставляю вам чистые листы. Посмотрите на них.

Слайд 30.

А если захотите когда-нибудь спустя время вернуться к этому удивительному произведению, схемы карты-путеводителя помогут вам осмыслить все заново.

Путешествие в прошлое на 200 лет назад завершается, и мы возвращаемся в современность.

Скажите, а как вы думаете, есть такие люди, как Левша, в наше время?

Слайд 31

Давайте посмотрим на экран.

Скажите, а как вы относитесь к людям, занимающимся подобным удивительным занятием? Какова ваша жизненная позиция?

Слайд 32

-с уважением

-восхищаемся

-поражаемся их трудолюбию, терпению и мастерству

Удивительное свойство литературы – возможность соглашаться и спорить с автором, поражаться глубине его мысли и правдивостью изображения жизни.

Сегодня совершая наше путешествие, мы лишь ненадолго смогли погрузиться в удивительный мир художественного произведения, помогающий нам осознать свою жизненную позицию.

Карту-путеводитель я вам оставляю на память о нашей встрече.

Спасибо за урок.

Верьте в себя, в свою страну и наших удивительных русских людей.