Урок 3
Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка
Планируемые результаты обучения:
личностные (Л):
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
предметные (П):
Умение отличать произведения фольклорной литературы от авторской.
Ученик научится отличать сказку от других фольклорных жанров, опираясь на ее особенности, выразительно-изобразительные средства;
Осмысление содержания сказки, ее идеи и характеров героев; развитие навыков художественного пересказа.
метапредметные (М):
Русский язык (смысловое чтение, владение навыками создания собственного текста; отделение основной информации от второстепенной).
Для всех предметов. Формирование способности определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной); последовательность действий, оценивание достигнутых результатов и адекватное формулирование их в устной речи; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
Тип урока: /0iug Урок изучения нового материала Ход урока6mI99vhmhOSWmByrL2kCvyyIjGzLsC
Организация учебного пространства
Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»
Формулирование темы урока, постановка цели
1.Какие виды народных сказок вы знаете?
2.Какие сказки вы знаете?
3. О чём сегодня на уроке пойдёт речь? Что нам нужно узнать? (какие сказки бывают, как строятся, какие герои бывают, особенности волшебной сказки).
3. «Открытие» учащимися новых знаний
1. Работа со статьёй учебника «Русские сказки», с.8-9, часть 1 учебника.
2. Найти в учебнике и выписать определение сказки.
3. Угадай сказку (стр. 10-11).
4. Чтение сказки учителем.
5.Анализ содержания сказки. Беседа.
- Какое впечатление произвела на вас сказка? Чем понравилась?
- О чём эта сказка? Назовите её героев.
- Кто из героев вам более всего понравился и почему?
- Что вы знаете об этих героях?
Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж появился в конце XVIII – начале XIX в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов («Царевна-лягушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Молодильные яблоки»).
Василиса Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделённая мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной.
- Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку? (Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.
В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, возрождением), и отрицательные (связь с тёмным миром, болезнью, смертью).
Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка, при всей своей волшебно-сказочной традиционности, носит христианский характер. Ведь в танце Василисы, спрятавшей в руках объедки, происходит не просто творение мира, но именно оживление, воскрешение: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого).
- К каким сказкам относится сказка «Царевна-лягушка»?
III. Закрепление изученного.
1.Композиция волшебной сказки.
Композиция волшебной сказки
Экспозиция Причины, которые породили завязку. Сватовство, приказы царя.
Завязка Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу «Василиса Премудрая обернулась белой лебедью и улетела в окно».
Развитие сюжета Поиск потерянного или недостающего Иван-царевич отправляется на поиски и встречается с медведем, зайцем, уткой, селезнем, щукой.
Кульминация Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки. Иван-царевич убивает Кащея.
Развязка Преодоление потери или недостачи. Иван-царевич возвращается во дворец с Василисой Премудрой
4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (показываем эпизоды из прочитанной сказки).
5. Подведение итогов урока.
1. «Волшебные предметы».
Нарисуйте волшебные предметы из сказки «Лягушка-царевна».
Расскажите об их чудесных свойствах.С какими героями они связаны?
2.Постановка проблемного вопроса.
3. В чем «намек » или урок сказки «Царевна-лягушка»?
6. Рефлексия
Составление синквейна
Вспомните все, о чем мы говорили: какой бывает сказка, что она делает, чем является для человека.
Сказка
Народная, волшебная.
Учит, воспитывает, помогает.
Передается из уст в уста.
Народная мудрость
7. Домашнее задание.
Дочитать сказку, пересказ одного эпизода.