СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе В. А. Осеева. "Почему?" (урок №1) 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:      В. А. Осеева. Почему?

 

Цель обучения (когнитивная):   познакомить с рассказом В.Осеевой «Почему?», формировать умение определять главную мысль изучаемого произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, развивать самостоятельное мышление, умение сравнивать, анализировать; воспитывать гуманное отношение к животным.

 

Цель личностного развития: формировать взаимодействие в парах и группах

 

Ожидаемый результат:

Ученик

А – читает осознанно, соблюдает темп скорости чтения

В  – отвечает на вопросы по тексту

С – составляет и задаёт вопросы к тексту

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе В. А. Осеева. "Почему?" (урок №1) 2 класс»

Литература Класс: 2 Дата проведения: 29.10.15 Урок № 34


Тема: В. А. Осеева. Почему?


Цель обучения (когнитивная): познакомить с рассказом В.Осеевой «Почему?», формировать умение определять главную мысль изучаемого произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, развивать самостоятельное мышление, умение сравнивать, анализировать; воспитывать гуманное отношение к животным.


Цель личностного развития: формировать взаимодействие в парах и группах


Ожидаемый результат:

Ученик

А – читает осознанно, соблюдает темп скорости чтения

В – отвечает на вопросы по тексту

С – составляет и задаёт вопросы к тексту

Этап

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание

Модуль

I.

Мотивационный этап.














































Тренинг «Сделай как я»







«Жужжащее чтение»

«Знаешь сам, расскажи другому»


Проверка Д/З


Выход на тему урока.

Сегодня мы продолжим работу над произведениями замечательной писательницы – Валентины Александровны Осеевой. ( портрет на доске). С самого первого класса рассказы этой писательницы сопровождали нас на уроках литературного чтения. О каких человеческих качествах заставляют задуматься эти рассказы? ( О хороших и плохих поступках,  о добре и зле, и т.д.) 

 Сегодня мы прочитаем рассказ В.А.Осеевой  со странным названием “Почему?” Отчего  он так назван? В конце урока мы должны дать ответ на этот вопрос.


Постановка целей и определение темы урока.

Я узнаю…

Я смогу…

Я научусь…

Цель: создание положительного настроения, повышение сплоченности группы.

Дети встают в шеренгу. Ведущий, показывает несложные движения, которые остальные участники повторяют. В роли ведущего попеременно выступают все участники.


5 минут читают


В группах






Ответы детей.










Высказывания детей










Самооценка.


«Словесная оценка»




Техника «20 секунд».



«Сигналы

рукой».


НП

ОдО

КМ

УиЛ

ВО

ТиО


II.

Операционный этап.





















карточка























учебник

Работа над новым материалом.

Информация об авторе

Валентина Александровна Осеева родилась в Киеве в 1902 году.

В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет института, но ее мечта не сбылась. Она начала трудится в трудовой коммуне для беспризорных детей. Оказалось, её настоящее призвание – воспитывать детей.16 лет она проработала воспитательницей с “трудными” детьми в детских домах, помогая вернуть осиротевшим детям радость детства.

Для своих воспитанников она часто сочиняла рассказы, пьесы, сказки, придумывала для них игры. Своим творчеством и личным примером писательница учила детей быть добрыми, честными и благородными.


Словарная работа.

Составь слова. Объясни их значения.




реп че ки

____________________






____________________


- Рассмотрите внимательно запись. Какие слова вы составили?

- Объясните значение слова ЧЕРЕПКИ.

- Каково значение слова БРАНИТЬ?


По названию произведения, словам, с которыми мы познакомились, предположите, о чем пойдет речь.


Физкультминутка


Проверим наши предположения. Послушайте произведение В.А.Осеевой “Почему?”. Направленное чтение с 63-67


О чем это произведение?

– Подтвердились ли ваши предположения?

- Определите жанр произведения.


- Объясните значение выражения “отдавали её увеличивать”.


– Объясните значение выражения “мурашки пробегали по спине”.

Анализ произведения.

Прочитай вопросы. Исправь ошибки. Задай вопросы одноклассникам.

1 группа:

1)Что однажды случилось с мальчиком?

Мальчик случайно разбил за обедом папину чашку. Маме в этом не сознался, свалил вину на собаку. Из-за этого мама выгнала собаку во двор и запретила ей заходить в дом. После долгих терзаний мальчик сознался в проступке. Бума вернули в дом.


2)Почему мальчик признался маме сразу?

- Есть ли ошибка в этом вопросе?

Да, есть ошибка. Надо задать вопрос так: Почему мальчик не признался маме сразу?

Мальчик сильно испугался. Чашка была папина, а в семье после смерти отца берегли каждую его вещь. Чашка очень была дорога маме и сыну.


3)Как ты думаешь, он обманывал раньше?

Я думаю, что мальчик раньше никогда не обманывал. Он не встал из-за стола, а “Тихонько сполз”, он понимает, что натворил и встает неуверенно и боязливо.


Учитель добавляет на доску карточку со словами “ТИХОНЬКО СПОЛЗ”

Как выглядел в этот момент мальчик? Зачитайте этот отрывок.


Учитель добавляет карточки: “Колени у меня дрожали, язык заплетался”, “Уши мои горели


2 группа:

4)Как автор относится к своему герою? Докажи словами текста. Ответы детей.

Валентина Осеева жалеет мальчика. Если бы она хотела показать главного героя ловким обманщиком и предателем, то она не стала бы подробно рассказывать, как выглядел мальчик, какие чувства испытывал в этот момент.


5) Как ты думаешь, мама догадалась, кто разбил блюдце?

В этом вопросе есть ошибка. Мальчик разбил чашку, поэтому вопрос будет таким:

Как ты думаешь, мама догадалась, кто разбил чашку?

Ответы детей.

Взрослые всегда могут догадываться, что их обманывают. Она знает, что чашку разбил сын. Это понятно по ее внешнему виду.


Найдите в тексте, как автор описывает внешность мамы в этот момент.


Учитель добавляет карточки на доску “лицо потемнело”, “глаза смотрели поверх стола в одну точку”, “присев к столу она о чем-то задумалась”, “лицо стало розовым, даже шея и уши её порозовели”.


Почему мама не показала, что догадалась, кто разбил чашку?

Ответы детей.


6) Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?

Мама пыталась помочь сыну сказать правду. Дважды она спросила его: “Ты очень испугался?”, а потом: “Если ты … нечаянно”…


3 группа:

7) Легко ли было маме принять решение, что Бим будет жить в будке?

Кто нашел ошибку в этом вопросе?

Легко ли было маме принять решение, что Бум будет жить в будке?

Маме тяжело принять такое решение, Этим решением мама ставит сына перед выбором. Маме нелегко, она очень любит собаку, Бума тоже любил отец, которого пес так и не дождался.


8) Зачем автор приводит описание природы?

Автор с помощью описания природы перед грозой передает чувства мальчика в этот момент, его переживания.


9) Какие краски В. Осеева использует для этого?

Валентина Осеева использует темные тона: серые, черные, темно-синие.


4 группа:

10) Какие чувства испытывает мальчик во время грозы?

Мальчик испытывает тревогу, страх, переживание, мучение совести и т.д.

Как об этом пишет автор?

Учитель добавляет на доску слова:

  • на сердце тяжело”,

  • мурашки пробегали по спине”,

  • вина становилась больше”,

  • кусал ногти”,

  • не мог ни на что решиться”,

  • утыкался лицом в подушку”


11) Какие краски выберете, чтобы изобразить душевное состояние главного героя?

Я бы взяла черную краску (страх), серую (печаль, грусть, тоска), красную (тревога, опасность)


12) Что подтолкнуло мальчика сказать правду маме?

Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу. Начинается ливень. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу. Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Совесть не давала ему покоя.





Слушают













Работа в группах

взаимопроверка


Заслушиваются версии детей.









ЧЕРЕПКИ, БРАНИТЬ.

Черепки – обломки разбитого глиняного фарфорового изделия.

Бранить – резко порицать, ругать.


2-3 ученика высказывают свои предположения.







Ответы детей



Увеличить - сделать большего размера.



МУРАШКИ – пупырышки, появляющиеся на коже от холода, озноба.




Работа в группах


1 группа:

1) Что однажды случилось с мальчиком?

2) Почему мальчик признался маме сразу?

3) Как ты думаешь, он обманывал раньше?



















Читают со слов: “Послышался звон……” до слов “Он немножко подпрыгнул и …лапами…”




2 группа:

4) Как автор относится к своему герою?

5) Как ты думаешь, мама догадалась, кто разбил блюдце?

6) Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?












Ученики читают отрывок со слов “Лицо у мамы потемнело….. до слов “Я молчал”.















3 группа:

7) Легко ли было маме принять решение, что Бим будет жить в будке?

8) Зачем автор приводит описание природы?

9) Какие краски В.Осеева использует для этого?












4 группа:

10) Какие чувства испытывает мальчик во время грозы?

11) Какими красками ты бы изобразил душевное состояние главного героя?

12) Что подтолкнуло мальчика сказать правду маме?






















«Словесная оценка»


«Сигналы

рукой».


Техника «20 секунд».


НП

ОдО

КМ

УиЛ

ВО

ТиО

ИКТ

III.

Рефлексия.











стикеры

- Давайте посмотрим на цели, которые мы с вами поставили в начале урока( ответить на вопрос: « Почему рассказ так странно назван»)  Получились ли у нас реализовать цели урока?

Смогли ли мы ответить на самый главный вопрос ПОЧЕМУ? О каком нравственном качестве этот рассказ? (совесть)


Продолжи фразу:

Мне больше всего удалось…

Я получил от этого урока…

Я могу похвалить себя за …

Я могу похвалить …. за …



Домашнее задание: с. 63-67 прочитать и выполнить задание на выбор:

А. Изобрази с помощью рисунка настроение главного героя до признания маме и после признания.

В. Дай совет главному герою, используя пословицы.

С. Составь характеристику главного героя рассказа «Почему?», используя вопросительные слова:

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Как?

Зачем?


Ответы детей








Высказывания детей


Наклеивают стикеры, оценивают успешность своей работы







НП

ОдО

УиЛ

ВО

ТиО







1 группа:

1) Что однажды случилось с мальчиком?


2) Почему мальчик признался маме сразу?


3) Как ты думаешь, он обманывал раньше?




2 группа:

4) Как автор относится к своему герою?


5) Как ты думаешь, мама догадалась, кто разбил блюдце?


6) Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?



3 группа:

7) Легко ли было маме принять решение, что Бим будет жить в будке?


8) Зачем автор приводит описание природы?


9) Какие краски В.Осеева использует для этого?




4 группа:

10) Какие чувства испытывает мальчик во время грозы?


11) Какими красками ты бы изобразил душевное состояние главного героя?


12) Что подтолкнуло мальчика сказать правду маме?




Домашнее задание: с. 63-67 прочитать и выполнить задание на выбор:

А. Изобрази с помощью рисунка настроение главного героя до признания маме и после признания.

В. Дай совет главному герою, используя пословицы.

С. Составь характеристику главного героя рассказа «Почему?», используя вопросительные слова:

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Как?

Зачем?


Домашнее задание: с. 63-67 прочитать и выполнить задание на выбор:

А. Изобрази с помощью рисунка настроение главного героя до признания маме и после признания.

В. Дай совет главному герою, используя пословицы.

С. Составь характеристику главного героя рассказа «Почему?», используя вопросительные слова:

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Как?

Зачем?


Домашнее задание: с. 63-67 прочитать и выполнить задание на выбор:

А. Изобрази с помощью рисунка настроение главного героя до признания маме и после признания.

В. Дай совет главному герою, используя пословицы.

С. Составь характеристику главного героя рассказа «Почему?», используя вопросительные слова:

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Как?

Зачем?


Домашнее задание: с. 63-67 прочитать и выполнить задание на выбор:

А. Изобрази с помощью рисунка настроение главного героя до признания маме и после признания.

В. Дай совет главному герою, используя пословицы.

С. Составь характеристику главного героя рассказа «Почему?», используя вопросительные слова:

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Как?

Зачем?


Домашнее задание: с. 63-67 прочитать и выполнить задание на выбор:

А. Изобрази с помощью рисунка настроение главного героя до признания маме и после признания.

В. Дай совет главному герою, используя пословицы.

С. Составь характеристику главного героя рассказа «Почему?», используя вопросительные слова:

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Как?

Зачем?


Домашнее задание: с. 63-67 прочитать и выполнить задание на выбор:

А. Изобрази с помощью рисунка настроение главного героя до признания маме и после признания.

В. Дай совет главному герою, используя пословицы.

С. Составь характеристику главного героя рассказа «Почему?», используя вопросительные слова:

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Как?

Зачем?


Домашнее задание: с. 63-67 прочитать и выполнить задание на выбор:

А. Изобрази с помощью рисунка настроение главного героя до признания маме и после признания.

В. Дай совет главному герою, используя пословицы.

С. Составь характеристику главного героя рассказа «Почему?», используя вопросительные слова:

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Как?

Зачем?


Домашнее задание: с. 63-67 прочитать и выполнить задание на выбор:

А. Изобрази с помощью рисунка настроение главного героя до признания маме и после признания.

В. Дай совет главному герою, используя пословицы.

С. Составь характеристику главного героя рассказа «Почему?», используя вопросительные слова:

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Как?

Зачем?


Домашнее задание: с. 63-67 прочитать и выполнить задание на выбор:

А. Изобрази с помощью рисунка настроение главного героя до признания маме и после признания.

В. Дай совет главному герою, используя пословицы.

С. Составь характеристику главного героя рассказа «Почему?», используя вопросительные слова:

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Как?

Зачем?




Составь слова. Объясни их значения.



реп че ки

____________________





____________________





Составь слова. Объясни их значения.



реп че ки

____________________





____________________





Составь слова. Объясни их значения.



реп че ки

____________________





____________________





Составь слова. Объясни их значения.



реп че ки

____________________





____________________






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!