I. Мотивационный этап. | магнитофон | Тренинг «Ласковое имя» «Жужжащее чтение» «Знаешь сам, расскажи другому» Проверка Д/З Выход на тему урока. - Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с песни. Послушайте и скажите, о чем она? Дети слушают песню «Моя семья» (Лариса Григорьева, слова и музыка А. Ермолова) - Так о чем же эта песня? - Как вы думаете, почему именно песня о семье сейчас прозвучала? - А что такое «семья» ? Семья - это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слезы, и смех, Взлет и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать. - Да, по-настоящему счастлива только та семья, где заботятся друг о друге, вместе трудятся, и вместе отдыхают, устраивают семейные праздники. Постановка целей и определение темы урока. Я узнаю… Я смогу… Я научусь… | Цель: развитие у участников чувства доверия друг к другу, формирование атмосферы взаимной поддержки. Дети становятся в круг. Один из детей по желанию выходит в центр круга, а остальные называют варианты его имени. Тот участник, чей вариант понравится стоящему в центре круга, становится в центр круга. 5 минут читают В группах Прослушать музыку Ответы детей. О семье Семья – самое дорогое, что есть у человека. Может, будем читать произведение о семье Это близкие люди, мама, папа, бабушка, дедушка, дети. Высказывания детей | Самооценка. «Словесная оценка» Техника «20 секунд». «Сигналы рукой». | НП ОдО КМ УиЛ ВО ТиО |
II. Операционный этап. | Карточка В тетрадь Карточка | Работа над новым материалом. В рассказе Валентины Осеевой, с которым мы познакомились на прошлом урок, тоже рассказывается о семье, трепетно хранящей дорогую вещь. - О какой ценной вещи повествуется? - Почему чашка была так дорога этой семье? - Какая неприятность произошла? Кто был виновником? - Признался ли мальчик сразу? Что сказал? - Хорошо ли поступил? - Встаньте, кому понравился ли рассказ? - Хлопните в ладоши, если вы рады, что все закончилось хорошо. Физкультминутка Составление плана. - Восстановите последовательность событий в рассказе. (задание на карточках) Бум наказан. Мальчик с собакой. Сын признался. Чашка разбилась. У каждого своё почему. Это…Бум! Ночью. Расстроенный лай. Все дома! Он будет жить в будке! Бум один на крыльце. (ответ: 2,4, 6, 10, 1, 11, 7, 8, 3, 9,5) - Внимательно прочитайте отрывок на карточке и сравните его с оригинальным текстом. Что не так и почему автор использовал именно такие слова и конструкции? Время шло, и становилось тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь. Ему будет холодно и страшно. Если б чашка не была папиной и если б сам папа был жив, ничего бы не случилось... Мама никогда не наказывала меня. И я боялся не наказания - я с радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама берегла всё папино! И потом, я обманул её, и теперь моя вина становилась больше. С каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее - вина растет. Мурашки пробегали у меня по спине.- все страшнее, тяжелее. За что-нибудь нечаянное - может за дело и наказывала. Так берегла - особенно трепетно. Я не сознался сразу – сразу признаться было бы легче. С каждым часом моя вина становилась всё больше - вина все растет и растет. - Какой вариант отрывка точнее выражает чувства главного героя авторский или деформированный? | Ответы детей Папа умер, как память о нем Работа в группах взаимопроверка Работа в группах (сравнить) Взаимопроверка Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь. Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной и если б сам папа был жив, ничего бы не случилось... Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное. И я боялся не наказания - я с радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама так берегла всё папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше. | «Словесная оценка» «Сигналы рукой». Техника «20 секунд». | НП ОдО КМ УиЛ ВО ТиО ИКТ |
III. Рефлексия. | Карточка В тетрадь стикеры | - Ребята, выполнив следующее задание, вы поймете, что живет в душе мальчика? Синквейн: 1. … . .(Дети отгадывают – совесть.) 2. Чистая, беспокойная. 3. Мучает, побуждает, возвышает. 4. Стыд не дым, а глаза ест. 5. Честь. -Что такое совесть? - Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её. - Скажите, чему учит нас этот рассказ? «Закончи предложение.» Я узнал… Я теперь знаю… Мне было интересно… Я хочу еще узнать… Домашнее задание: с. 63-67 пересказ любой части. | Дети отгадывают ( в группах) Совесть — способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла. Ответы детей Высказывания детей Наклеивают стикеры, оценивают успешность своей работы | | НП ОдО УиЛ ВО ТиО |