Конспект урока литературного чтения в 2 классе
Тема урока: Е. А. Пермяк «Случай с кошельком»
Цели урока:
- познакомить с рассказом Е. А. Пермяк «Случай с кошельком»;
- учить анализировать и оценивать поступки героев;
- развивать связную речь и мышление школьников;
- формировать у школьников умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности и деятельности одноклассников.
Материалы к уроку: презентация, учебник
Планируемые результаты:
• Метапредметные:
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;
- выявлять основную мысль произведения.
• Познавательные:
- овладевают смысловым чтением художественных текстов;
- выделяют существенную информацию из текста, находят ответы на поставленные вопросы.
• Личностные:
- осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное;
- оценивают свою деятельность на уроке.
• Регулятивные:
- определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя;
- планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- контролируют и оценивают свои действия.
- оформляют и высказывают свою точку зрения;
- вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществляют совместную деятельность в группах и в паре;
- проявляют терпимость по отношению к высказываниям других.
Ход урока
1. Организационный момент
Цель: настроить детей на продуктивную работу.
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны.
2. Проверка домашнего задания
Цель: совершенствование навыка выразительного чтения наизусть, осуществление контроля над самостоятельной работой учащихся.
1) Конкурс чтецов
Домашним заданием у вас было стихотворение М. Лермонтова «Спи, младенец мой прекрасный…»
Сегодня у нас будет конкурс чтецов. В жюри мы выберем два человека, которые оценят ваши выступления, учитель помогает объективно оценивать работу жюри и выступающих. А вы, ребята, будете слушать, и поддерживать наших выступающих.
2) Определение темы и задач урока:
Цель: учить формулировать тему и задачи урока.
- Я хотела бы узнать ваше мнение, с каким настроением прочитаете предложение?
Я нашел гриб радостно
Я нашел друга с гордостью
Я нашел себе проблему грустно
Я нашел кошелек?(1слайд)
- Как вы думаете, с каким настроением сообщите об этом?
- Почему?
- А когда можно сообщить о кошельке уже с хорошим настроением?
- Когда кошелек вернем хозяину, т. е совершим добрый поступок.
- Соберите пословицу о доброте.
Жизнь добрые дела дана на
(Жизнь дана на добрые дела).(2 слайд)
Эпиграфом к сегодняшнему уроку возьмем эту пословицу.
- А почему я выбрала именно эти слова - вы скажете в конце урока.
- Эти слова прекрасного человека Евгения Пермяка, автора сегодняшнего нашего произведения, над которым будем работать.
– Расшифруйте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся: СЛСШКУОКЛОЧМЕАЙЬ.
Судя по заглавию, о чём будет этот текст? (о случае с кошельком).
Тема нашего урока: рассказ Е.А. Пермяка «Случай с кошельком».
- Постарайтесь определить, чему мы должны сегодня на уроке научиться? С чем познакомиться?
Давайте откроем учебник на странице 76 и посмотрим, как же называется наш рассказ.
Кто прочитает нам вслух?
Итак, мы знаем название рассказа, узнаем из рассказа главных героев, а теперь, нам нужно прочитать рассказ.
3. Подготовка к чтению нового произведения.
Цель: расширять кругозор и словарный запас уч-ся; помочь понять содержание произведения.
1. Знакомство со страницами биографии и творчеством Е.А. Пермяка.
Портрет -3 слайд.
Евгений Андреевич Пермяк родился в 1902 году на Урале. Недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк. Он прожил там более тридцати лет. Ещё в детстве он познакомился с жизнью заводов, приисков Урала. Евгений Пермяк изучил пять ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Большинство его произведений посвящено труду, взаимоотношениям в семье. действительно, во всех книгах Евгения Пермяка присутствует если не сам Урал с его сказочными сокровищами, то люди «уральского характера»: трудолюбивые, на все руки мастера, гордящиеся своим умением. Евгений Пермяк писал для читателей разных возрастов. Но больше всего — для детей. Читателям нравились научно-популярные рассказы и литературные сказки Пермяка. Герои его книг – обычные люди, они учатся и трудятся, горюют и радуются, не хвалятся подвигами и не боятся опасностей.
Умер Евгений Андреевич Пермяк в 1982 году. Он прожил 80 лет.
2. Беседа.
- Что вы запомнили из сказанного?
- O чём писал Пермяк?
4. Первичное чтение текста
Цель: познакомить с содержанием произведения, дать его целостное восприятие.
Комбинированное чтение.
Ребята, я буду читать, а вы возьмите в руки простой карандаш и отметьте те слова, которые вам не понятны, следите за мной, будет кто-то продолжать.
5. Проверка первичного восприятия
Цель: выяснить, как дети поняли содержание текста; расширять словарный запас.
1. Беседа:
-Кто главные герои этого рассказа?(старшая сестра Катя и младший брат Костя.)
-Что вы чувствовали, когда мы читали?
-Охарактеризуйте каждого героя, докажите словами из текста.
- Понравилось ли вам произведение? А что больше всего понравилось? Какой момент вам показался волнующим?
2. Словарная работа.
- Какие слова вам показались непонятными? Давайте их разберем.
Кошёлка – небольшая корзинка
Выронила – уронила
Растеряха – человек, который постоянно что-то теряет, забывает
Неблагодарная – человек, который не испытывает чувства благодарности
Сунула – положила
Заслуга-поступок, который достоин уважения.
Благодарность-чувство признательности.
Честность-избегание обмана в отношениях с другими людьми
6. Повторное чтение детьми
Цель: совершенствовать навык чтения.
Читают вслух по цепочке.
7. Физкультминутка
Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья: руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись. То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись. А потом мы умывались,
Аккуратно одевались, Завтракали и обедали не торопясь,
В школу, к знаниям, стремясь.
8. Анализ содержания
Цель: учить составлять характеристику героев, выделять главную мысль произведения.
-Какими словами бабушка приняла свой кошелек?
- Какое настроение было у Кости?
- Что он сказал про бабушку?
- Прочитайте слова Кости.
- Катя согласна была с Костей?
-Что же она сказала? Найдите и прочитайте.
- Права ли она?
- Прочитай последнее предложение.
- Почему случай с кошельком Костя запомнил на всю жизнь?
Составить характеристику героев - Кати и Кости. Подтвердить примерами из текста.
Катя=Костя:
честный
строгая
маленький
справедливый
умный
- Какова главная мысль произведения?
9. Итог урока
Цель: систематизировать полученные знания.
- Чему учит рассказ Е. Пермяка?
– Хотели бы вы оказать на месте Кости? Почему?
- Как вы думаете, Костя в следующий раз за свою доброту попросить что-нибудь взамен?
- Почему так думаете?
- Кто помнит эпиграф к сегодняшнему уроку?
- Почему я выбрала эти слова?
- Что хотел вам сказать Евгений Пермяк, написав этот рассказ?
10. Домашнее задание
Цель: совершенствовать навык пересказа текста
-Вашим заданием будет стр. 76-77 -читать выразительно, пересказ.
12. Рефлексия
Цель: выявление личностно-значимого на уроке для каждого ученика.
Закончите предложения ( на выбор):
Сегодня на уроке я узнал (а) ...
Сегодня на уроке мне было интересно...
Сегодня на уроке меня удивило...
Покажите" класс" - большой пальчик вверх - если вы не испытывали трудностей, вам было все понятно, а также вы считаете, что работали активно.
Опустите большой пальчик вниз, если вы испытывали затруднения или что-то было непонятно.
Спасибо ребята за урок. Вы большие молодцы, вы старались, активно работали.