СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению. А.Барто.Жук

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературному чтению.

Тема: А. Барто «Жук»

 

 

 

  1. Орг. момент (1 мин)  

Кем-то придумано просто и мудро

Утром здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро приветливым лицам!

  1. Минутка чтения (1 мин)
  2. Мотивация к учебной деятельности.

 

Ребята, я для вас приготовила загадки. Отгадайте их, пожалуйста.

(Слайд 2) Тонко-тонко запищит                                       

И куснёт до боли.

Восвояси улетит,

Как напьётся крови. (Комар)

 

(Слайд 3) Кто летит, как вертолёт?

Чей стремительный полёт?

Чьи огромные глаза?

Это чудо - ...    (Стрекоза)

 

(Слайд 4) Он живёт в семье большой,

Тащит всех к себе домой:

И личинку, и жука,

Муху или паука.

Нет его в труде шустрей –

Это рыжий …  (Муравей)

 

(Слайд 5) Нам сыграет вечерком,

Сидя под своим листком,

Лишь возьмётся за смычок,

Этот музыкант - … (Сверчок)

 

-Хорошо! Комар, стрекоза, муравей, сверчок - как можно назвать одним словом всех этих животных? (Насекомые)

-Верно, а кто такие насекомые? (Животные, у которых 6 ног, у некоторых есть крылья)

-Совершенно верно!  Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня урок литературного чтения начали именно с разговора о насекомых?    

  -  Действительно, тема нашего урока - знакомство со стихотворением об одном из  насекомых.. А вот о ком, вы узнаете, разгадав мою последнюю загадку.

 (Слайд 6) Чёрен, а не ворон, Рогат, а не бык, С крыльями, а не птица. (Жук)

 

- Как догадались, что это жук?

- Каких вы знаете жуков? (Майский жук, жук-плавунец, колорадский жук…)

-Существует большое количество жуков, вот некоторые представители из них.

(Слайд 7) Восточный майский жук

(Слайд 8) Жук-плавунец

(Слайд 9) Жук-олень (или рогач)

(Слайд 10) Колорадский жук

-Ребята, а как разговаривает  жук? (Ж-ж-ж-ж-ж)

-Кто догадался, про кого же наше произведение? (про жука)

-Верно! Это произведение про жука. Оно так и называется «Жук». А написала его -- Агния Львовна Барто. Знакомьтесь.  (слайд 8).  Родилась эта замечательная поэтесса в городе  Москве очень давно. Сейчас бы ей было  108 лет. В годы Великой Отечественной войны Агния Барто ездила на фронт – выступала перед бойцами со своими стихами, писала произведения для газет. В конце войны Барто пережила большое горе - погиб ее сын. Но она  не перестала писать стихи для детей и о детях, которых очень любила, верила в их доброту и душевную чуткость. - Возможно, вы сможете это почувствовать (любовь, доброту, чуткость), если внимательно послушаете ее стихотворение.

-Лягте на парту, закройте глазки, приготовьтесь слушать.  Постарайтесь представить  героев этого стихотворения.

4) Первичное восприятие произведения и работа над содержанием.

- Чтение стихотворения учителем.

- Просыпайтесь. Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

- А какое настроение оно у вас вызвало? (Сначала радость, потом печаль…)

-Назовите героев этого стихотворения. (Девочка, жук) А почему вы решили, что это девочка? (Нашла)

-Откройте учебники на стр. 102

- А теперь попробуйте прочитать стихотворение самостоятельно.

- А сейчас прочитайте друг другу стихотворение. Один читает, а второй следит внимательно глазками. 

-(Спроси 1, 2 пары.)

-Хорошо! А сейчас давайте отдохнем. Встаём.

  1. Физминутка

-Понравилось ли вам самим читать это стихотворение? Легко ли было это делать? А соседу по парте понравилось то, как вы ему читали?  

5) Работа со стихотворением (продолжение) над выразительность

- Ребята, чтобы понравилось прочтение самому и окружающим, этому нужно учиться. Поэтому цель нашего урока – научиться выразительному и красивому чтению стихотворения. А что значит научится читать выразительно? (Ответы детей)

-Читать громко, без ошибок не всегда самое главное. Важно  учиться читать стихотворение красиво: (Слайд 12) 1. соблюдая логические паузы, 2. правильно выбирая темп чтения, 3. соблюдая нужную интонацию, 4. уметь владеть своим голосом, 5. стараться передавать  им настроение и чувства героя.  

-Сейчас мы с вами попробуем научиться красоте чтения  стихотворения А.Барто.

-Прочитайте первые 4 строки этого стихотворения. (Читают)

-Как вы считаете, как их нужно читать? (Громко-тихо, быстро-медленно, спокойно…)

-Кто готов попробовать это сделать? (Читают)

- Не плохо! Прочитайте следующие 4 строки.

-Как вы считаете, как эти строчки  нужно читать? (Радостно, удивленно)

-Чему удивляется девочка?

  • Можно ли назвать девочку наблюдательной? (Да)

-Обратите внимание, там есть слова героини. Зачитайте их. (Читают)

-Давайте попробуем прочитать эти 4 строки вместе. Давайте встанем, представим летний день, у нас на ладошке сидит самый настоящий жук, у которого 6 лапок, 2 глаза, трещинка на спинке. Ребята, а кто знает, откуда у жука  трещинка на спинке? (Это жук сложил крылышки просто)

-А вот теперь читаем вместе? (Я читаю вместе с детьми)

-Получилось у нас передать удивление героини? (Ответы детей)

-Кто помнит, что произошло в стихотворении дальше? (Жук упал, нос измазал, улетел…)

-А как себя почувствовала девочка? (Грустит…)

-Прочитайте эти последние 4 строки, передавая своим голосом настроения и переживания героини?  (Читают)

-Кто готов прочитать вслух? (1,2 ученика) 

-Пока мы учились читать стихотворение, к нам на урок прилетели самые настоящие летние, белые облака. Им очень хочется узнать, кто из вас на уроке был самым внимательным. (К доске подхожу, переворачиваю облачка) Облака-то не простые, на них подсказки. А помогут они только тому, кто правильно ими сможет воспользоваться. Кто из вас помнит, как нужно читать первые 4 строчки стихотворения? (Спокойно) Следующие 4 строчки? (Радостно, восхищенно) А последние 4? (Грустно, огорченно) 

-Учитывая все это, прочитайте про себя еще раз это стихотворение.

-Кто желает прочитать это стихотворение вслух? (Читают)  

Далее слушается выразительное чтение тремя-четырьмя учащимися стихотворения А.Л. Барто «Жук». Дети отмечают ошибки, которые были допущены при выразительном чтении. (На доску вывешиваю солнце, и проанализируем, понравилось ли ему прочтение?)

  1. Работа с рисунком.

- (Слайд 13) Солнышку очень понравилось, как вы научились читать стихотворение А.Барто «Жук» и на память об этом уроке дарит каждому по цветочку. А что это за цветочек? (Ромашка) А почему именно ромашку вам дарит солнышко, как вы думаете? 

-А на ваших ромашках можно найти жука? (Нет)

-А как сделать так, чтобы жук нашелся у каждого из вас? (Нарисовать)

 

(Включается фоном музыка)

 

 

 

 

7) Самооценка.

Выставка рисунков (если есть время!!!!)

Обратная связь (Стикеры)

-Я доволен своей работой, у меня все получилось – поднимите оранжевую  ромашку.

-Я старался, но не все получилось – салатовую ромашку.

-Я не доволен своей работой, у меня мало, что получилось – розовая ромашка.

-Я не могу оценить свою работу – желтая ромашка.

8) Рефлексия. Итог урока

-Ребята, мы ставили перед собой цель научиться красиво читать стихотворение. Как вы думаете, мы достигли соей цели? (Да)

-Понравился вам урок?

 -Что вам понравилось на уроке?

-Что вам  запомнилось больше всего?

-Ребята, как вы думаете, зачем А.Барто написала для вас это стихотворение? (Внимательное, бережное отношение к животным, наблюдательность…)

Чтение стихотворения хором всеми учащимися. (Если время осталось!!!)

Домашнее задание: Выучить стихотворение наизусть, дорисовать рис.