СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению "Маленькие открытия писателя М. Пришвина" (рассказ "Берестяная трубочка")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок развивает умение  извлекать информацию из схем, иллюстраций; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; прогнозировать события; воспитывает чувство любви и уважения к природе, готовность совершать позитивные поступки.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению "Маленькие открытия писателя М. Пришвина" (рассказ "Берестяная трубочка")»





Урок разработан с использованием технологии критического мышления учителем МОУ СОШ № 14 с. Заветного Кочубеевского района Коноплёвой Е.В.


Тема: МАЛЕНЬКИЕ ОТКРЫТИЯ ПИСАТЕЛЯ М. ПРИШВИНА (рассказ «Берестяная трубочка»).


Цели урока:

- воспитывать чувство любви и уважения к природе, готовность совершать позитивные поступки;

- развивать  умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;  оформлять свои мысли в устной форме; работать в паре;



- учить видеть позицию автора, прогнозировать события, правильно читать; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

Тип урока: работа с художественным текстом.



Этапы урока


Деятельность учителя


(указать содержание заданий и методические приемы)


Деятельность обучающихся


(виды деятельности, формы организации работы, предполагаемые ответы)


Стадия вызова

– Сегодня мы прочитаем ещё один «летний рассказ».

Его автор – Михаил Пришвин.

– Отгадайте, о чём будет этот рассказ. А помогут вам загадки. Отгадки обсудите в парах. (Отгадки записываются на доске)

Задание:

Составление кластера.

Клейкие почки,

Зелёные листочки.

С белой корой

Стоит под горой. (Берёза.)

Чок-чок-чок-чок!

Рос на ветке сундучок.

Сундучок не простой,

Сундучок костяной. (Орех.)

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

В тёмном уголке живёт,

Шёлковую нить плетёт,

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался. (Паук.)

берёзаааааа

белка


природа

Берестяная

тру





тьтьтьтьтть

орех

паук




- Что объединяет эти слова?

- О чём сегодня будем читать рассказ?

- Вы правы. Все эти слова встретятся в « летнем рассказе»

Михаила Пришвина.

-Посмотрите на иллюстрацию к рассказу, которую нарисовал художник. Что вы видите на иллюстрации?


– Прочитайте заглавие. Понятно ли вам оно?

( рассказ-предположение по ключевым словам)

- Какое слово вызвало у вас затруднение?


– Можно ли на иллюстрации найти эту трубочку? (С. 194.)

- Так что же обозначает это слово?

(слово фиксируется на доске)

берестяная




Информация выслушивается, записывается и обсуждается.

- работа ведется индивидуально,

- в парах





























Предположения детей.

- Эти слова относятся к природе.

- О природе.


-Мы видим: птицу, белку и паучка. Вместе с мальчиком они рассматривают трубочку.



Дети высказывают свои предположения по ключевым словам.



«БЕРЕСТЯНАЯ»



Дети находят и показывают.


Предположения детей.

Стадия осмысления

Читают текст, используя приём технологии КМЧЧП «диалог с автором».

В этом им помогают условные обозначения, введённые в текст учебника: В – вопрос к автору, О – ответь сам, П – проверь себя.

Фрагмент 1.

Я нашёл удивительную берестяную трубочку. В Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь. Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке. В О

Вопросы:

-Что такое береста? Почему на берёзе бывает очень много трубочек?

-Давайте вернёмся к слову на доске и дадим точное значение этому слову.

берестяная


Фрагмент 2.

И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. П Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал? В О (Что вы можете предположить?) «Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, – подумал я. – Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее свёртываться и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал».

Вопросы:

-Что он нашёл в берестяной трубочке?

-Почему его удивила находка?

Фрагмент 3.

Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки. П
Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие. В Под прикрытием ореха поселился – кто бы мог подумать! – паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой. П


Проверка первоначальных предположений.


-Проверим наши предположения, которые сделали в первой части.

Вопросы:

– Почему же М. Пришвин назвал эту трубочку удивительной?

– Сколько открытий сделал писатель? А вы?

– Точно ли художник проиллюстрировал рассказ? (Он там увидел: птица-ореховка, белка и паучишка вместе с героем (мальчиком) рассматривают берестяную трубочку.)



– А вы представляете героя ребёнком или взрослым?


Систематизация материала (графическая).

- Соедините загадочные заголовки с частями рассказа.

1

3

2





Удивительная
трубочка

Ещё одно
открытие

Как же он туда
попал?




– Какая из этих частей кажется вам наиболее загадочной? Почему?


Непосредственный контакт с новой информацией ( текстом)







- Интересно, почему же она удивительная?)






-Интересно, а что там может быть?

Дети высказывают предположения.

Отвечают на вопросы.



-Сделанная из коры берёзы.





- Вот, оказывается, что было в трубочке – орех!

-Автор сам задаёт вопрос. Попробуем найти ответ.

Предположения детей.






- В берестяной трубочке был орех.

- Потому что вокруг берёзы не было орешника.



-Орех воткнула в трубочку птица ореховка. Вот, оказывается, откуда он там взялся!


- Интересно, какое?





- Оказывается, кроме ореха, в трубочке был ещё паучишка!



- Потому что её сделала сама природа и в ней автор нашёл интересные находки.


- Автор сделала два открытия, а мы три.

-Не совсем точно. Он там увидел: птицу-ореховку, белку и паучишку. Вместе с героем (мальчиком) они рассматривают берестяную трубочку. В рассказе паучок был спрятан внутри, поэтому на иллюстрации его быть не должно.


Мнения детей могут быть разными.


Работа в парах.

(У детей на партах лежит заготовка таблицы. Они выполняют работу, а потом результат проецируется на доску)

Стадия рефлексии

Вопросы:

– Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать этот текст?


– Какие вы для себя сделали маленькие открытия?


–  Как человек научился разгадывать тайны природы?


– А вам приходилось делать в лесу маленькие открытия? Расскажите о них.


– Можем ли мы писателей и поэтов, описывающих природу, назвать открывателями её тайн? Почему?


Домашнее задание:

Проведите небольшое исследование и нарисуйте, что могли делать люди из бересты.


Ответы на вопросы.

-Потому что этот рассказ учит нас быть наблюдательными, потому что нас окружает много интересного, а мы этого не замечаем.

Ответы детей.


- Люди, когда находятся в лесу, внимательно всё рассматривают, им интересно. И природа раскрывает им свои тайны.


Рассказы детей.



-Да, можем, потому что они раскрывают нам тайны, о которых мы не знали.