Стадия вызова | – Сегодня мы прочитаем ещё один «летний рассказ». Его автор – Михаил Пришвин. – Отгадайте, о чём будет этот рассказ. А помогут вам загадки. Отгадки обсудите в парах. (Отгадки записываются на доске) Задание: Составление кластера. Клейкие почки, Зелёные листочки. С белой корой Стоит под горой. (Берёза.) Чок-чок-чок-чок! Рос на ветке сундучок. Сундучок не простой, Сундучок костяной. (Орех.) Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка.) В тёмном уголке живёт, Шёлковую нить плетёт, Он тайком сюда забрался, Строить новый дом собрался. (Паук.) берёзаааааа белка природа Берестяная тру
 тьтьтьтьтть
орех паук - Что объединяет эти слова? - О чём сегодня будем читать рассказ? - Вы правы. Все эти слова встретятся в « летнем рассказе» Михаила Пришвина. -Посмотрите на иллюстрацию к рассказу, которую нарисовал художник. Что вы видите на иллюстрации? – Прочитайте заглавие. Понятно ли вам оно? ( рассказ-предположение по ключевым словам) - Какое слово вызвало у вас затруднение? – Можно ли на иллюстрации найти эту трубочку? (С. 194.) - Так что же обозначает это слово? (слово фиксируется на доске) берестяная | Информация выслушивается, записывается и обсуждается. - работа ведется индивидуально, - в парах Предположения детей. - Эти слова относятся к природе. - О природе. -Мы видим: птицу, белку и паучка. Вместе с мальчиком они рассматривают трубочку. Дети высказывают свои предположения по ключевым словам. «БЕРЕСТЯНАЯ» Дети находят и показывают. Предположения детей. |
Стадия осмысления | Читают текст, используя приём технологии КМЧЧП «диалог с автором». В этом им помогают условные обозначения, введённые в текст учебника: В – вопрос к автору, О – ответь сам, П – проверь себя. Фрагмент 1. Я нашёл удивительную берестяную трубочку. В Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь. Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке. В О Вопросы: -Что такое береста? Почему на берёзе бывает очень много трубочек? -Давайте вернёмся к слову на доске и дадим точное значение этому слову. берестяная Фрагмент 2. И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. П Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал? В О (Что вы можете предположить?) «Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, – подумал я. – Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее свёртываться и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал». Вопросы: -Что он нашёл в берестяной трубочке? -Почему его удивила находка? Фрагмент 3. Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки. П Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие. В Под прикрытием ореха поселился – кто бы мог подумать! – паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой. П Проверка первоначальных предположений. -Проверим наши предположения, которые сделали в первой части. Вопросы: – Почему же М. Пришвин назвал эту трубочку удивительной? – Сколько открытий сделал писатель? А вы? – Точно ли художник проиллюстрировал рассказ? (Он там увидел: птица-ореховка, белка и паучишка вместе с героем (мальчиком) рассматривают берестяную трубочку.) – А вы представляете героя ребёнком или взрослым? Систематизация материала (графическая). - Соедините загадочные заголовки с частями рассказа. 1 3 2    Удивительная трубочка Ещё одно открытие Как же он туда попал? – Какая из этих частей кажется вам наиболее загадочной? Почему? | Непосредственный контакт с новой информацией ( текстом) - Интересно, почему же она удивительная?) -Интересно, а что там может быть? Дети высказывают предположения. Отвечают на вопросы. -Сделанная из коры берёзы. - Вот, оказывается, что было в трубочке – орех! -Автор сам задаёт вопрос. Попробуем найти ответ. Предположения детей. - В берестяной трубочке был орех. - Потому что вокруг берёзы не было орешника. -Орех воткнула в трубочку птица ореховка. Вот, оказывается, откуда он там взялся! - Интересно, какое? - Оказывается, кроме ореха, в трубочке был ещё паучишка! - Потому что её сделала сама природа и в ней автор нашёл интересные находки. - Автор сделала два открытия, а мы три. -Не совсем точно. Он там увидел: птицу-ореховку, белку и паучишку. Вместе с героем (мальчиком) они рассматривают берестяную трубочку. В рассказе паучок был спрятан внутри, поэтому на иллюстрации его быть не должно. Мнения детей могут быть разными. Работа в парах. (У детей на партах лежит заготовка таблицы. Они выполняют работу, а потом результат проецируется на доску) |
Стадия рефлексии | Вопросы: – Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать этот текст? – Какие вы для себя сделали маленькие открытия? – Как человек научился разгадывать тайны природы? – А вам приходилось делать в лесу маленькие открытия? Расскажите о них. – Можем ли мы писателей и поэтов, описывающих природу, назвать открывателями её тайн? Почему? Домашнее задание: Проведите небольшое исследование и нарисуйте, что могли делать люди из бересты. | Ответы на вопросы. -Потому что этот рассказ учит нас быть наблюдательными, потому что нас окружает много интересного, а мы этого не замечаем. Ответы детей. - Люди, когда находятся в лесу, внимательно всё рассматривают, им интересно. И природа раскрывает им свои тайны. Рассказы детей. -Да, можем, потому что они раскрывают нам тайны, о которых мы не знали. |