СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению на тему "Исследовательская работа".

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

Конспект  урока

по литературному чтению на тему:

«Исследовательская работа

на уроках чтения:

отличие научно-познавательного

текста от художественного».

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель 3 «а» класса

Коростылёва Е. Ю.

(система общего развития

Л. В. Занкова)

 

 

 

 

 

 

 

г. Владикавказ

12 мая 2014 г.

Уч-ся должны знать: порядок анализа текста; признаки научно-познавательного и художественного текстов.

Уч-ся должны уметь: анализировать текст; сравнивать различный литературный материал; работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами.

Личностные УУД: интерес к содержанию и форме художественных произведений; эмоциональная отзывчивость на жизненные события, бережное отношение к окружающему миру, природе.

Регулятивные УУД: принимать алгоритм выполнения учебной задачи; участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.

Познавательные УУД: читать тексты, понимать их фактическое содержание; сравнивать художественный и научно-познавательный текст; обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

Коммуникативные УУД: проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседника; следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в неё коррективы.

Оборудование: тетрадь для практических работ по литературному чтению (под ред. Свиридовой В.Ю.), раздаточный материал (тексты, таблицы), презентация «Легенда об Ангаре».

Ход урока.

Организационный момент.

 

Постановка темы, целей, проблемы урока.

- Увидев радугу, писатель воскликнет: «Какие волшебные ворота в небеса!» А учёный скажет: «Явление радуги объясняется дроблением капелек воды на разные цвета». Проанализируйте эти слова и попробуйте сформулировать тему урока.

- Какую проблему надо решить, чтобы достичь поставленных целей?

 

Работа с текстами.

- Прочитайте текст №1.

Байкал – глубочайшее озеро мира. Оно приподнято над уровнем моря на 453 м, а наибольшая его глубина около 2 км. Географически это озеро расположено в азиатской части России и со всех сторон окружено горами. Его возраст 20 миллионов лет.

336 рек, больших и малых, впадают в Байкал, а вытекает только одна река Ангара. В озере содержится пятая часть всей мировой озёрной воды. По прозрачности воды озеро Байкал занимает первое место в мире.

(Обмен впечатлениями).

Замечаем, что в тексте много количественных числительных, научных понятий и терминов. Делаем вывод, что текст – научно-познавательный.

 

Работа в парах.

- Подчеркните слова и выражения, которые показывают, что этот текст научный.

 

Читаем текст №2 (с просмотром презентации).

В давние времена там, где нынче плещутся воды Байкала и начинает свой бег стремительная Ангара, жил суровый богатырь по имени Байкал. Было у Байкала 336 сыновей и одна дочь Ангара, краше которой не было на свете.

Однажды прослышала Ангара о юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик Байкал спрятал дочь в хрустальный дворец на дне подводного царства. Тосковала и плакала Ангара. Сжалились боги над пленницей и освободили Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать. Прибежала к богатырю Енисею, обняла его, и потекли они рядом к студёному морю.

(Обмен эмоциями. Работа над выразительностью чтения.)

 

Самостоятельная работа с последующей коллективной проверкой.

- Автор художественного текста и реки, и озеро превращает в живые существа. Напишите, в кого превратились реки и озеро.

Озеро Байкал -  суровый богатырь, суровый старик.

Река Ангара – красавица, дочь, пленница, девушка.

Река Енисей – юный богатырь, красивый, сильный.

336 рек – сыновья.

 

Заполнение опорной таблицы.

 

 

Тема текста

Основная мысль текста

(цель автора)

Средства

выражения

основной

мысли

Отношение

автора

к героям и

событиям

 

Моё отношение

к героям

и событиям

Научно-

познавательный

текст

 

 

Дать знания

Точные факты,

термины,

научные слова

Не понятно

Интересно

было узнать

Художественный

текст

 

Вызвать

чувства

Выразительные

слова,

эпитеты,

метафоры,

сравнения,

олицетворения

 

Хорошо

понятно

 

 

Работа в группах.

- Провести с опорой на таблицу сравнительную характеристику двух текстов.

№ 1.

  • Мордочка у обезьянки сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки чёрные. Как будто человечьи руки в перчатках чёрных. Тут я рассмотрел, какие у неё хорошенькие чёрные ноготки. Игрушечная живая ручка. Я стал гладить лапку и думаю: совсем как ребёночек.

  • Макаки – приматы средней величины с крепким туловищем и сильными конечностями. Окрас шерсти серо-коричневый, однако бывает и чёрным. Величина тела у макак достигает 80 см, а вес колеблется от 6 до 15 кг. В дикой природе живут, главным образом ,по берегам водоёмов на деревьях и умеют хорошо плавать.

    №2.

  • Бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко пришлёпывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры.

  • Бобры – из отряда грызунов. Крупные водные звери, известные своим умением возводить плотины, создавая пруды, в которых они устраивают жилище. Бобры весят от 15 до 30 кг при длине 90-120 см, включая плоский хвост (41 см). Большими перепончатыми задними лапами они гребут при плавании , используя в качестве руля широкий чешуйчатый хвост. Маленькие передние лапки используют как для ходьбы по земле, так и для переноски грунта и камней. Глаза маленькие, как у многих других животных, большую часть времени проводящих в воде. Уши и нос снабжены клапанами и закрываются, когда животное ныряет. Огромные резцы позволяют перегрызать стволы деревьев.

     

    (Проверка выполненной работы.)

     

    Рефлексия.

    - Как вы считаете, сумели ли мы в процессе работы на уроке добиться поставленных целей и решить проблемы, возникшие в начале работы?

    - Какой этап урока был для вас самым сложным? Смогли вы с ним справиться сами? Что или кто помог вам в этом?

    - Где в будущем вы сможете пользоваться полученными на уроке знаниями?

     

    Домашнее задание.

    - Какая река протекает через наш город? Попробуйте составить 2 текста (художественный и научный) о Тереке. Подумайте, где можно будет найти нужную информацию в помощь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!