Апчугова Ю.В.
Тема: «Образ радости, единения с природой. Анализ авторской сказки С.Г. Козлова «Разрешите с вами посумерничать»»
Тип урока: систематизация знаний.
Место урока в системе уроков:3 урок.
Педагогические технологии: система развивающего обучения Л.В. Занкова; технология проблемно-диалогического обучения
Цель: формирование умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста.
Задачи:
1.Обучать умению давать характеристику героям.
2. Создать условия для развития мышления, речи, творческих способностей детей;
3. Создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;
4. Создать условия для формирования УУД:
личностных:
-формировать эмоциональную отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку,
–способствовать осознанию нравственных понятия и моральных норм, таких как поддержка, понимание, взаимопомощь, дружба;
-формировать умению выражать своё эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устно высказывать своё мнение по поводу героев и обсуждаемых проблем);
познавательных:
- формулировать умение на первоначальном уровне анализировать художественный текст, структурировать знания при сопоставлении текстов; искать информацию, представлять найденную информацию;
коммуникативных:
- принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, спектаклях;
- выражать своё мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
- проявлять самостоятельность в групповой работе;
регулятивных:
-формировать умение менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи; принимать алгоритм выполнения учебной задачи; ориентироваться в принятой системе учебных знаков; участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
оценивать результаты работы, организовывать самопроверку.
Оборудование:
компьютер; мультимедийный проектор;
Презентация к уроку Microsoft Office PowerPoint 2007;
аудиозапись произведения С.Козлова;
цифровая камера
учебник «Литературное чтение» В.Ю.Свиридова 3 класс, Самара: Издательский дом «Федоров», 2013;
карточки с заданиями; портрет С.Г. Козлова; выставка книг С.Козлова;
карточки самооценки учащихся.
Ход урока
Звучит музыка (Чайковский "Вальс цветов")
Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
Ребята, загляните в глаза друг другу. Посмотрите на меня.
Глаза одних сверкают солнцем,
Глаза других наполнены слезой...
Глаза способны отражать любое чувство,
Они всегда честны с тобой.
Глаза откроют множество секретов,
Ты только повнимательней смотри.
- Ребята, но смотреть на мир можно не только глазами, но и ……. сердцем, - душой.
- Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами
Актуализация опорных знаний
Заглянув вчера в библиотеку, я обнаружила нужную нам книгу, но без обложки. Думаю, что по оглавлению вы сможете догадаться, кто автор данной книги. ( На слайде появляется оглавление с известными сказками С.Козлова)
Ежик в тумане Красота Лисичка Разрешите с вами посумерничать. Как ёжик и медвежонок протирали звезды. Такое дерево. Как поймать облако. Чёрный омут. |
- Ребята, прочтете название произведений. Кто автор? - С.Г. Козлов.
- Что интересного вы знаете о С. Козлове?
- Я предлагаю вам смоделировать обложку к книге, в которой содержится данные произведения.
-Что читатель должен обязательно увидеть на обложке? (Название книги, имя, фамилию автора, иллюстрацию, жанр произведения)
-Автора вы уже определили. Молодцы. Каков жанр этих произведений? – Сказка.
-К какому виду сказок их можно отнести? (авторские, о животных)
Как вы думаете, какое название будет носить книга?
-Что сделает нашу книгу более яркой, привлекательной, интересной для детей? Конечно же, иллюстрации. У вас на столах лежат иллюстрации к сказкам. Выберите только те, которые подойдут для обложки данной книги.
-Замечательно. Постарались вы на славу. Ребята, посмотрите, наши обложка не уступают обложкам, которые создавали профессиональные художники оформители.
III. Проверка домашнего задания
- По мгновению волшебной палочки наша обложка превращается в афишу.
Приглашаю вас в театр. Наш класс разделился на артистов и зрителей. Зрители ваша задача внимательно просмотреть выступления артистов и задать интересные вопросы поданным произведениям.
Звучат три звонка.
Артисты на сцену. (Инсценировка двух сказок)
Игра « Открытый микрофон»
Поблагодарим артистов и внимательных зрителей.
IV. Сообщение цели урока.
Я предлагаю вернуться к оглавлению книги. Какое произведение нами не прочитано?
"В зеркальце озера смотрится солнце,
Радуга кружится как карусель.
Новых друзей нам искать не придется,
Если не бросим мы старых друзей".
Сегодня у нас встреча с нашими старыми друзьями из сказок С.Козлова
Дыхательная гимнастика.
Работа по теме урока. Откройте хрестоматию на странице 89.
Почитайте название произведения. Как вы понимаете слово сумерничать?
Обратите внимание на то, что в слове посумерничаем корневое ударение приходится на второй слог, от слова сумерки (полутьма между заходом солнца и наступлением ночи).
Опираясь на заголовок и иллюстрацию, предположите, о чём это произведение.
Узнаем, какая история произошла с Ежиком и Медвежонком.
Чтение сказки по ролям. (Начинается чтение с аудиосказки – дети следят по учебнику, далее продолжают чтение сами) Предлагаю прослушать произведение и представить себе картины, описанные автором.
Обмен впечатлениями. Словесное рисование.
- Кому хотелось бы поделиться своими мыслями?
- Что произвело на вас впечатление?
- Какие картины возникли в вашем воображении
Словарная работа.
Чердак - это помещение между потолком и крышей дома.
Заволакивает – закрывает, застилает.
Низинки - участок местности, низкий по сравнению с окружающими.
Завопил – громко запел.
Мелет не разбери чего - говорит много лишнего.
Сумерки сгущались – становилось темно.
Физминутка
Ёжик серенький бежит.
Видит палочка лежит.
Ёж нагнулся, палку взял
Да и дальше побежал.
Ёжик с палочкой своей.
Прыг – скок, прыг – скок
Перебрался на песок.
Дальше ёжик наш бежит.
Птенчик жалобно пищит.
Ёжик птенчика берёт
И в гнездо его кладёт.
Лапкой птичкам помахал
И домою побежал.
Работа по содержанию текста произведения.
- О чём эта сказка? (О красоте природы, об ощущении внутреннего единства)
- С.Козлов приглашает нас – полюбоваться картиной заката. Приходилось ли вам когда - нибудь это делать? Прочитайте те строки, которые вам помогли увидеть красоту природы.
(…золотая долька луны, медленно опускаются сумерки, над лесом плыла осенняя тишина, каждый почувствовал в темноте, как они друг другу улыбаются)
- В темноте они видели друг друга? А чем они в этот момент смотрели?
- Вспомним особенности характера каждого героя.
- Кто главный герой? Почему вы так решили? Именно Ёжик позволяет зайцу присоединиться к их компании.
Главный герой Ёжик – необыкновенное существо.
Я предлагаю выяснить особенности характера Ёжика.
- Каким вы увидели Медвежонка? Докажи с помощью цитат из текста, что Медвежонок переживает за всех: не хочет обижать Зайца, боится испортить Ёжику вечер. Как это характеризует Медвежонка?
- Чего же, по- вашему ожидал Заяц? Почему он подглядывал за друзьями из-за кустов до того, как присоединился к ним? Готов ли он понять, что такое «сумерничать» по-настоящему?
- Что нужно уметь делать, чтобы по-настоящему сумерничать? (Вглядываться, вслушиваться в природу, кроме того, надо просто уметь молчать, наслаждаться присутствием другого).
- Почувствовали ли вы, что общение с прекрасным всё-таки состоялось? Приведите слова из текста. Кому из героев всё же удалось прикоснуться к чуду?
Работа в группах. Составление синквейнов, характеризующих главных героев сказки.
Беседа на основе эмоционального восприятия текста.
«…прикоснуться к красоте природы можно только сердцем» А. Барто
На слайде:
- Как вы понимаете слова известной детской писательницы?
- Какие чувства испытал ёжик?
- А какие чувства возникли в вашем сердце после знакомства с этим произведением?
(Мера помощи: слова – чувства на слайде.)
- Можно ли сказать, что Ёжик прикоснулся к красоте природы именно сердцем?
IX. Подведение итогов.
- Как вы считаете, зачем Сергей Козлов рассказал нам эту историю? (В жизни важнее всего доброта и красота. Чтобы помочь читателю увидеть красоту окружающего мира.)
- Какие открытия совершили?
- Кого бы вам хотелось похвалить?
X. Домашнее задание.
Обратите внимание: для домашней работы я вам предлагаю несколько вариантов заданий. (Слайд с домашним заданием)
- Предлагаю на выбор:
1) подготовить выразительное чтение текста, как бы нарисовать голосом сказочную красоту природы; 2) нарисовать иллюстрацию;
3) найти и прочитать другое произведение Сергея Козлова о Ёжике.
XI. Рефлексия.
Туман опустился, накрыл всё вокруг,
И вдруг в тишине послышался звук.
То громче, то тише, и тише, и тише,
Шуршанье в тумане ёжик услышал.
Ковёр из осенних листочков шуршит,
И к нам на полянку ёжик спешит.
Из листиков наших на яркой подстилке,
Как будто на мягкой пуховой перинке,
Туман одеялом зверька накрывает,
Усталого ёжика спать приглашает.
XII. Самооценивание.
- Чтобы нашему Ёжике сладко спалось всю зиму, устроим ему перинку из осенних листьев. Выберите тот листок, который соответствует вашему ощущению от урока.
Жёлтый листок – если вы довольны своей работой на уроке, считаете, что вместе с Ёжиком вам удалось прочувствовать красоту природы, удалось понять чувства и ощущения главных героев.
Красный листок – если вы могли бы работать лучше, считаете, что недостаточно прочувствовали красоту природы, не совсем поняли чувства и ощущения Ёжика, Медвежонка, Зайца.
Если вам не удалось раскрыть себя - синяя снежинка. Пожалуйста, покажите свой выбор. Я довольна вашей работой. Молодцы. Спасибо за урок!