СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению. Тема: Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом чтения про себя.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению. Тема: Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»»

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Урок № 46

Тема: Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Цель: прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении, воспринимать на слух художественное произведение; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Развивающая – развивать память, речь, мышление учащихся.

Формирующая – формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности; навыки беглого выразительного чтения.

Воспитывающая – воспитывать у детей бережное отношение к своему времени и времени других, ценить время.

Задачи:

Регулятивные:

– формулировать учебные задачи урока.

Познавательные:

– анализировать художественный текст, выделять в нем основную мысль, отбирать ключевые слова для создания собственного текста.

Коммуникативные:

– отвечать на вопросы текста, обсуждать в группе ответы на вопросы учителя.

Тип урока: усвоение новых знаний.


Оборудование, ТСО:

Литературное чтение. Учебник для 4 класса. Ч. 2 (Сост. Л. Ф. Климанова и др.)

Карточки для работы в парах.

Карточки для групповой работы.

Компьютер.

Презентация.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

  1. Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на урок.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Я вам всем желаю успешной работы на уроке. (слайд 1)

2. Артикуляционная гимнастика

Учитель: Для того, чтобы читать, отвечать на вопросы нам необходимо подготовить наш речевой аппарат. Скороговорка: Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки. Повторите за мной хором, потом по очереди, чуть быстрей.

  1. Актуализация опорных знаний.

(Пословицы, которые на экране, слайд 2)

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Делу – время, потехе - час.

– Прочитайте пословицы.

Учитель: Что объединяет эти пословицы?

Дети: Эти пословицы о том, что время необходимо проводить с пользой, т.к. время без дела – потраченное зря.

  1. Определение темы урока.

Учитель: Молодцы. Дети, как вы думаете, на какую тему мы будем изучать произведения в новом разделе, к которому мы с вами приступаем?

Дети: время необходимо проводить с пользой.

Учитель: Откройте учебники на стр. 3. Одна из пословиц дала название новому разделу, который мы начинаем изучать. Прочитайте её. О чем эта пословица? (слайд 3)

Дети: Пословица о том, что нужно время тратить с умом, на дело, а на отдых и развлечения все остальное время.

Учитель: Вы правильно рассуждаете. Открывает раздел «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца. (слайд 4-5)

Евгений Шварц родился в Казани, а детство прошло в маленьком южном городе Майкопе. Родители Евгения обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях. Евгения Шварца знают не только как детского писателя, но и киносценариста («Золушка», «Снежная королева»). Прошло много лет с тех пор, как Евгения Шварца не стало, изменилось время, изменились люди, а пьесы Шварца не сходят со сцены. И не только в России.

  1. Мотивация.

Учитель: Прежде всего давайте вспомним, что должно быть в сказке?

Дети: Волшебство, зло-добро, хороший, поучительный конец.

- Знакомо ли вам это имя? Какие произведения Е. Л. Шварца вы читали? Вы хотите познакомиться с новой сказкой этого писателя?

  1. Целеполагание.

Учитель: Чтобы освоить тему урока, нам надо определить цель урока. Какова цель урока?

Дети: Познакомиться со «Сказкой о потерянном времени»

Учитель: Для достижения целей урока, какие умения мы можем применить?

Дети: Читать вслух и про себя,

Запоминать прочитанное

Пользоваться словарём.

Отвечать на вопросы учителя…

  1. Работа над произведением.

Учитель: Как вы думаете, что может произойти с человеком, который бессмысленно, бездарно проводит своё время, который попросту теряет его?

Дети: Он не научится читать и писать. Он ничего не будет знать…

Учитель: А вот что случилось с детьми, учениками начальных  классов, из «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца.

  1. Чтение сказки учащимися по ролям и про себя.

От слов«Сказки…» до слов: «И шел он по лесу, пока не стемнело».

Учитель: Кто такой Петя Зубов?

Дети: Ученик 3 класса 14 школы

Учитель: Что произошло с Петей?

Дети: Превратился в высокого, худого, бледного старика.

Учитель: Как вы думаете, сумеет ли Петя вернуться в свои годы?

Дети: Да.

Учитель: В каких словах, по вашему мнению, заключается главная мысль прочитанной нами части сказки?

Дети: Перемещение во времени.

  1. Словарная работа.

Окладистая (борода) - широкая и густая борода (слайд 6)

Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина. (слайд 7)

Ходики – небольшие настенные часы. (слайд 8)

Учитель: Чтобы узнать значение слова хриплый, мы обратимся к словарю Ожегова. (слайд 9)

  1. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер дует тише,

Деревцо все выше, выше…

Продолжение работы над произведением.

  1. Игра: «Найди потерянное слово»

Учитель: Работа в группах по карточкам. Вам необходимо найти в тексте предложение с пропущенными словами, и вписать их. К выделенным словам подберите слова-антонимы.

Карточка 1.

Так он опаздывал да ___отставал_____, отставал да ______опаздывал_____ и не тужил.

_Состариться - помолодеть

Карточка 2

- А почему у тебя ______сегодня______ голос такой ___хриплый______? – спрашивает тетя Наташа.

_Трудиться - бездельничать

Учитель: Каждая группа зачитывает выполненное задание.

Дети: (ответы детей)

  1. Работа в парах.

Учитель: Сейчас каждая пара будет работать над своим отрывком. Они у вас отмечены. Прочтите самостоятельно отрывок из сказки и ответьте на вопросы.

1 пара: с. 6-7. со слов «хорошо бы отдохнуть» до слов « в одинокой лесной избушке»

Вопрос: 1.Кого увидел Петя в комнате, когда проснулся?

2.Чем занимались мальчики и девочки?

2 пара: с.7-8 со слов «замер Петя Зубов» до слов «а ребята – старыми стариками»

Вопрос: 1.Кто сидел за столом в лесной избушке?

2.Что забрали волшебники у ребят?

3 пара: с.8 со слов « как быть, что делать» до слов « ответил Сергей Владимирович»

Вопрос: 1.Что считали волшебники на счетах?

2. Что считал на счетах Сергей Владимирович?

Учитель: Проверяем выполненное задание. Зачитывайте вопрос и ответ.

Дети: (ответы детей)

  1. Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о потерянном времени»

Учитель: Ребята, есть фильм и много мультфильмов, снятых по этой сказке. Я предлагаю вашему вниманию маленький отрывок, а продолжение вы посмотрите дома.

  1. Рефлексия.

Учитель: Возвратимся к нашим целям. Достигли вы сегодня целей нашего урока?

Дети: Да. Мы познакомились со сказкой Е.Л.Шварца …

Учитель: Почему произведение названо «Сказка о потерянном времени?»

Ответы детей.

Учитель: Чему учит эта сказка?

Ответы детей.

  1. Итог урока. Критерии самооценки детей

Учитель: Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Дети: Показывают смайлик (ответы детей)

Комментирование отметок.

Учитель: По вашим смайликам, я вижу, что вы все поняли данную тему.

Учитель комментирует отметку каждого ученика.

  1. Домашнее задание: (слайд 10) перечитать (с. 4–10) «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца, придумать своё продолжение. Подумайте, что можно сделать полезного за 1 минуту.

Спасибо за урок!


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!