Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Урок № 46
Тема: Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Цель: прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении, воспринимать на слух художественное произведение; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Развивающая – развивать память, речь, мышление учащихся.
Формирующая – формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности; навыки беглого выразительного чтения.
Воспитывающая – воспитывать у детей бережное отношение к своему времени и времени других, ценить время.
Задачи:
Регулятивные:
– формулировать учебные задачи урока.
Познавательные:
– анализировать художественный текст, выделять в нем основную мысль, отбирать ключевые слова для создания собственного текста.
Коммуникативные:
– отвечать на вопросы текста, обсуждать в группе ответы на вопросы учителя.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование, ТСО:
Литературное чтение. Учебник для 4 класса. Ч. 2 (Сост. Л. Ф. Климанова и др.)
Карточки для работы в парах.
Карточки для групповой работы.
Компьютер.
Презентация.
Ход урока.
Организационный этап.
Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на урок.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
- Я вам всем желаю успешной работы на уроке. (слайд 1)
2. Артикуляционная гимнастика
Учитель: Для того, чтобы читать, отвечать на вопросы нам необходимо подготовить наш речевой аппарат. Скороговорка: Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки. Повторите за мной хором, потом по очереди, чуть быстрей.
Актуализация опорных знаний.
(Пословицы, которые на экране, слайд 2)
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Делу – время, потехе - час.
– Прочитайте пословицы.
Учитель: Что объединяет эти пословицы?
Дети: Эти пословицы о том, что время необходимо проводить с пользой, т.к. время без дела – потраченное зря.
Определение темы урока.
Учитель: Молодцы. Дети, как вы думаете, на какую тему мы будем изучать произведения в новом разделе, к которому мы с вами приступаем?
Дети: время необходимо проводить с пользой.
Учитель: Откройте учебники на стр. 3. Одна из пословиц дала название новому разделу, который мы начинаем изучать. Прочитайте её. О чем эта пословица? (слайд 3)
Дети: Пословица о том, что нужно время тратить с умом, на дело, а на отдых и развлечения все остальное время.
Учитель: Вы правильно рассуждаете. Открывает раздел «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца. (слайд 4-5)
Евгений Шварц родился в Казани, а детство прошло в маленьком южном городе Майкопе. Родители Евгения обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях. Евгения Шварца знают не только как детского писателя, но и киносценариста («Золушка», «Снежная королева»). Прошло много лет с тех пор, как Евгения Шварца не стало, изменилось время, изменились люди, а пьесы Шварца не сходят со сцены. И не только в России.
Мотивация.
Учитель: Прежде всего давайте вспомним, что должно быть в сказке?
Дети: Волшебство, зло-добро, хороший, поучительный конец.
- Знакомо ли вам это имя? Какие произведения Е. Л. Шварца вы читали? Вы хотите познакомиться с новой сказкой этого писателя?
Целеполагание.
Учитель: Чтобы освоить тему урока, нам надо определить цель урока. Какова цель урока?
Дети: Познакомиться со «Сказкой о потерянном времени»
Учитель: Для достижения целей урока, какие умения мы можем применить?
Дети: Читать вслух и про себя,
Запоминать прочитанное
Пользоваться словарём.
Отвечать на вопросы учителя…
Работа над произведением.
Учитель: Как вы думаете, что может произойти с человеком, который бессмысленно, бездарно проводит своё время, который попросту теряет его?
Дети: Он не научится читать и писать. Он ничего не будет знать…
Учитель: А вот что случилось с детьми, учениками начальных классов, из «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца.
Чтение сказки учащимися по ролям и про себя.
От слов«Сказки…» до слов: «И шел он по лесу, пока не стемнело».
Учитель: Кто такой Петя Зубов?
Дети: Ученик 3 класса 14 школы
Учитель: Что произошло с Петей?
Дети: Превратился в высокого, худого, бледного старика.
Учитель: Как вы думаете, сумеет ли Петя вернуться в свои годы?
Дети: Да.
Учитель: В каких словах, по вашему мнению, заключается главная мысль прочитанной нами части сказки?
Дети: Перемещение во времени.
Словарная работа.
Окладистая (борода) - широкая и густая борода (слайд 6)
Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина. (слайд 7)
Ходики – небольшие настенные часы. (слайд 8)
Учитель: Чтобы узнать значение слова хриплый, мы обратимся к словарю Ожегова. (слайд 9)
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер дует тише,
Деревцо все выше, выше…
Продолжение работы над произведением.
Игра: «Найди потерянное слово»
Учитель: Работа в группах по карточкам. Вам необходимо найти в тексте предложение с пропущенными словами, и вписать их. К выделенным словам подберите слова-антонимы.
Карточка 1.
Так он опаздывал да ___отставал_____, отставал да ______опаздывал_____ и не тужил.
_Состариться - помолодеть
Карточка 2
- А почему у тебя ______сегодня______ голос такой ___хриплый______? – спрашивает тетя Наташа.
_Трудиться - бездельничать
Учитель: Каждая группа зачитывает выполненное задание.
Дети: (ответы детей)
Работа в парах.
Учитель: Сейчас каждая пара будет работать над своим отрывком. Они у вас отмечены. Прочтите самостоятельно отрывок из сказки и ответьте на вопросы.
1 пара: с. 6-7. со слов «хорошо бы отдохнуть» до слов « в одинокой лесной избушке»
Вопрос: 1.Кого увидел Петя в комнате, когда проснулся?
2.Чем занимались мальчики и девочки?
2 пара: с.7-8 со слов «замер Петя Зубов» до слов «а ребята – старыми стариками»
Вопрос: 1.Кто сидел за столом в лесной избушке?
2.Что забрали волшебники у ребят?
3 пара: с.8 со слов « как быть, что делать» до слов « ответил Сергей Владимирович»
Вопрос: 1.Что считали волшебники на счетах?
2. Что считал на счетах Сергей Владимирович?
Учитель: Проверяем выполненное задание. Зачитывайте вопрос и ответ.
Дети: (ответы детей)
Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о потерянном времени»
Учитель: Ребята, есть фильм и много мультфильмов, снятых по этой сказке. Я предлагаю вашему вниманию маленький отрывок, а продолжение вы посмотрите дома.
Рефлексия.
Учитель: Возвратимся к нашим целям. Достигли вы сегодня целей нашего урока?
Дети: Да. Мы познакомились со сказкой Е.Л.Шварца …
Учитель: Почему произведение названо «Сказка о потерянном времени?»
Ответы детей.
Учитель: Чему учит эта сказка?
Ответы детей.
Итог урока. Критерии самооценки детей
Учитель: Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Дети: Показывают смайлик (ответы детей)
Комментирование отметок.
Учитель: По вашим смайликам, я вижу, что вы все поняли данную тему.
Учитель комментирует отметку каждого ученика.
Домашнее задание: (слайд 10) перечитать (с. 4–10) «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца, придумать своё продолжение. Подумайте, что можно сделать полезного за 1 минуту.
Спасибо за урок!
6